Главные вкладки

    Конспект ООД по развитию связной речи в старшей группе «Пересказ сказки Алексея Николаевича Толстого "Еж"»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Распрудина Юлия Владимировна

    обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_ezh.docx23.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект организационной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе.

    Тема: «Пересказ сказки Алексея Николаевича Толстого "Еж"»

    Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

    Задачи:

    1. Образовательные:

    познакомить со сказкой А. Н. Толстого «Еж»;

    учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты;

    учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на картинки-схемы;

    - закрепить знания детей о русских народных сказках («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка»), сказках других народов («Айога», «Как лисичка бычка обидела»), сказках русских писателей «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина;

    - закреплять представления детей о жанровых особенностях сказки, ее отличиях от рассказа;

    2. Развивающие:

    - расширять кругозор детей;

    развивать умение отгадывать загадки;

    -упражнять в подборе уменьшительно-ласкательных  имен к определенному имени;

    - продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение,понимать его смысл, умение отвечать на поставленные воспитателем вопросы;

    совершенствовать связную речь;

    -расширять словарный запас;

    - развивать творчество, фантазию, воображение;

    -развивать зрительную память, мышление, координацию движений;

    -совершенствовать интонационную выразительность речи;

    3. Воспитательные:

    воспитывать культуру речевого общения; воспитывать любовь к животным.

    формировать интерес у детей к ООД;

    - формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.


    Предварительная работа: чтение русских народных сказках, сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о животных, рассматривание картинок с изображением диких и домашних животных и их детенышей, беседы о диких и домашних животных и их детенышах, отгадывание загадок, лепка, аппликация, рисование, настольно – печатные, дидактические и подвижные игры.

    Словарная работа: еж, клубком свернуться, задрав хвост, боднуть норовить, растопырить.

    Методы и приемы:

    1) игровые: игровая мотивация, физкультминутка, дидактическая игра

    2) словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, индивидуальные и хоровые повторения

    3) наглядные: рассматривание книг, иллюстраций, картинок, графических схем

    4) практические: работа с опорными схемами

    Оборудование: книги со сказками («Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Как лисичка бычка обидела», «Серебряное копытце» П. П. Бажова, «Рифмы» Б. В. Шергина), портрет писателя А. Н. Толстого, книга со сказкой А. Н. Толстого «Еж», иллюстрации к сказке А. Н. Толстого «Еж», графические схемы к сказке А. Н. Толстого «Еж», мольберт.


    Ход организационной образовательной деятельности по развитию связной речи.

    Организационный момент.

    -Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

    -Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

    -У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение.

    Игра «Встали дружно все мы в круг».

    Встали дружно все мы в круг

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    - Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.

    Игровая мотивация.

    - Ребята, сегодня мы отправимся на выставку. А на какую выставку, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

    Есть листок, есть корешок. 
    А не куст и не цветок.
    Нету лап, нету рук.
    А приходит в дом как друг.
    На колени к маме ляжет,
    Обо всём тебе расскажет.

    (Книга.)

    - Правильно. Это книга. Я приглашаю вас на книжную выставку.

    - Проходите, пожалуйста.

    Рассматривание книжной выставки.

    - Какие книги вы видите на этой выставке. (Ответы детей:«Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц – хвастун», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка», «Айога», «Серебряное копытце» П. П. Бажова и т. д.)

    - К какому литературному жанру относятся все эти произведения? (Ответы детей: сказки)

    - Но мы с вами читали не только сказки, но и рассказы. А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? (В сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).

    Игровая мотивация.

    - Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, а написал ее русский писатель А. Н. Толстого. (Показ портрета)

    Но чтобы узнать про кого сказка, вам придётся отгадать загадку:

    Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной.

    Иголок очень много

    А ниток ни одной. (Ёжик)

    - Молодцы, ребята, это действительно ёжик. (Показ картины с изображением ежа).

    - Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?(Ответы детей)

    - По мнению некоторых исследователей, в слове «ёж» прослеживается индоевропейский корень, означающий «колоть». В связи с чем, под словом «еж» понимается буквально «колючий».

    Дидактическая игра«Придумай ласковое слово».

    - Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете ежа? (Ежонок, ежик, ежатки, ежичек и т. д.).

    - Молодцы, ребята.

    - Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?

    - А что подумал телёнок, увидев ежа?

    - Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?

    - А сейчас я вам прочитаю сказку Алексея Николаевича Толстого, которая называется «Ёж».(Показ книги)

    Чтение сказки.

    Теленок увидел ежа и говорит:

    – Я тебя съем!

    Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

    – Попробуй.

    Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

    – Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.

    – Еж меня за язык укусил.

    Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

    А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

    – Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

    И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.

    – У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.

    Беседа по содержанию. Словарная работа.

    -Ребята, вы внимательно слушали сказку? (Ответы детей).

    - Давайте с вами побеседуем по содержанию этой сказки. Только отвечать нужно полным предложением

    - Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)

    - Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа).(Показ картинки с изображением теленка и ежа).

    - Что теленок сказал ежу?(Я тебя съем.)

    - А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)

    - И что сделал еж? (Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул:«Попробуй».)

    - А что значит выражение «клубком свернулся»?(Ответы детей)

    Воспитатель дает точное определение выражения.

    Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.

    -А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)

    - Потому что чего- то боятся, от испуга.

    - Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

    - Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)

    Воспитатель дает точное определение выражения.

    «Задрав хвост» значит поднять кверху.

    - А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)

    Воспитатель дает точное определение выражения.

    - «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.

    - Что значит «растопырил»?(Отве6ты детей)

    Воспитатель дает точное определение выражения.

    - «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.

    - Что закричал теленок?(Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).(Показ картинки).

    - Что сказал он матери? (Показ картинки) (Еж меня за язык укусил.)

    - Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)

    - Куда в это время покатился еж? (А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)

    - Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).

    - И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).

    - А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)

    - А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)

    - Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.)

    - Давайте еще раз повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес.

    - А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом: «У нас ёж-богатырь!»

    - Сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз: «У нас ёж-богатырь!»

    - А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.

    Физкультминутка «Ёжик».

    По сухой лесной дорожке – Топ – топ – топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте.)

    Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. (Ходить вправо – влево.)

    Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз.)

    Если подкрадётся волк – превратиться ёж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек.)

    Ощетинит ёж иголки – не достанется он волку. (Сидя комочком,кружиться на месте.)

    Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться.)

    Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком.)

    Повторное чтение сказки.

    - Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.

    Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.

    Пересказ сказки с опорой на графические схемы.

    Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.

    А потом? (Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.)

    - Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)

    - И чем завершить пересказ? (Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».)

    Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).

    - Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)

    - А как бы ты озаглавил эту сказку?

    Анализ ООД.

    Воспитатель: С какой сказкой  вы сегодня познакомились? («Еж»)

    Воспитатель:Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)

    Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?

    Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (клубком свернулся, задрав хвост, боднуть норовит и т. д.)

     Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии.

    Итог занятия.

    - А где мы с вами сегодня были?

    - Как называлась выставка? (книжная выставка сказок)

    - Что вы там узнали нового?

    - В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной сказкой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

    Конспект НОД  по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....

    Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам.

    Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам....

    Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

    Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

    НОД по развитию связной речи в старшей группе.Пересказ сказки «Хитрый козёл»

    Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры....

    Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колеса».

    Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе Пересказ сказки В. Сутеева «Разные колеса»....

    Презентация к занятию по развитию связной речи в подготовительной группе пересказ сказки В. Сутеева "Разные колеса"

    Презентация к занятию по развитию связной речи в подготовительной группе пересказ сказки В. Сутеева "Разные колеса"...