доклад к педогогическому совету
материал (старшая группа) по теме

Лукина  Елена  Владимировна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ   МНЕМОТЕХНИКИ     В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ОВЗ     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.doklad_2.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

               ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ

                    В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ  ОВЗ    

               

                   СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  

                                                                                             

                                                                              Воспитатель Лукина Е.В.

Педагогическое воздействие на детей ОВЗ - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, запоминать стихи, разгадывать возникающие трудности, найти средства вспомогательного характера.  Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

                    Мы работаем с коррекционными детьми. Необходимость и важность заучивания стихотворений с детьми имеющими ОВЗ бесспорна  -это вид коррекционно-педагогической работы, предусмотренный на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, которые в нашей группе проводят учитель-дефектолог и логопед. Однако, понятно, что наши дети нуждаются в дополнительных техниках, посредством которых можно хотя бы частично снять возникающие трудности, найти средства вспомогательного характера.  Известно, что в дошкольном возрасте наглядный материал усваивается лучше вербального. Все это   привело к необходимости и актуальности использования приемов мнемотехники, чтобы процесс разучивания стихотворений стал для детей более доступным и легким.

                    Мнемотехника- это система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения, воспроизведения информации. Основной секрет мнемотехники прост: ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов. Примером может служить всем знакомая фраза: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, которая помогает запомнить цвета радуги.

Особенно большое значение использование мнемотехники имеет в работе с проблемными детьми. У таких детей повышается уровень развития общих способностей, памяти, мышления, воображения, внимания.

                                    СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ

                                       

  1. Мнемоквадраты
  2. Мнемодорожки
  3. Мнемотаблицы  

                        Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы. Они особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующим: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка или изображение, символ,  таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. П осле этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихов увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Главное-нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно ребенку.

                Мнемотаблицы(схемы)служат дидактическим материалом в нашей  работе с детьми. Они способствуют обогащению словарного запаса, заучиванию стихов.

Мнемотаблицы –это средство, которое помогает детям выделить в предмете характерные признаки, она учит фиксировать полученный результат в доступной схематичной форме.

Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

                              Мы используем мнемотаблицы для:

                                  - обогащения словарного запаса

                                 -при заучивании стихов

                                 -при обучении отгадывания загадок

                                 -при обучении составлению рассказов

                 Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1-рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2-осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы

3-после преобразования осуществляется пересказ рассказа, стиха

      В работе с мнемотаблицами мы применяем индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку(  имеет значение количество мнемоквадратов(4;6;8 и более),размер квадратов). Проводим дидактические игры «Разложи по порядку»-где дети по тексту последовательно раскладывают квадраты. «Отгадай, про что я говорю»; «Отгадай-загадай».

                                            Этапы работы над стихотворением:

                                   1-выразительное чтение стихотворения

                                   3-вопросы по содержанию, помогая детям уяснить основную мысль

                                   4-выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной форме

                                   5-чтение отдельно каждой строчки стихотворения, дети повторяют её с опорой  на мнемотаблицу

                                   6-дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу

Длительность всего процесса и каждого этапа в отдельности зависит от возможностей детей и сложности стихотворения.

Мы предлагаем детям для разучивания речевой материал в соответствии с возрастом, индивидуальными особенностями ,Программой воспитания и обучения, а так же в соответствии с календарно-тематическим планом, и ,конечно, по рекомендации учителя-дефектолога и логопеда. Используем мнемотаблицы в работе с нашими детьми  в свободной деятельности, как часть занятия и как целое занятие.

Если систематически использовать мнемотехнику, то расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка. У детей улучшается память, дошкольники становятся более уверенными в себе. Рассказывая стихи с опорой на схему, они меньше волнуются.

 Разучивание стало для детей делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание текста-видимым, представляемым.

Использовать мнемотаблицы по развитию речи дошкольников довольно интересно. Рисунки-символы или иллюстрации, расположенные согласно текста , позволяют облегчить процесс запоминания материала. Нам-воспитателям-нравится использовать мнемотаблицы в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогтическом совете"Защита прав детства"

"Особенности соблюдения прав ребенка на детство в младшем дошкольном возрасте"...

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Педогогический совет

Работа воспитателя в междиагностический период....

приказ о проведении педогогического совета № 2

приказ о проведении педогогического совета № 2...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Выступление на педогогическом совете.

Выступление на педогогическом совете на тему "Развитие речи по проекту "Старисек"...

итоговое выступление на педогогическом совете

итоговое выступление на педогогическом совете по проекту самообразования "Ловкие пальчики"...