КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОММУНИКАЦИИ (РАЗВИТИЮ РЕЧИ) ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Жарких Виктория Андреевна

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_razvitiyu_rechi.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО КОММУНИКАЦИИ

(РАЗВИТИЮ РЕЧИ)

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ТЕМА:
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА С ПОМОЩЬЮ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»

               

Развитие речи у детей является одним из основных направлений воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Речь занимает важное место в развитии ребенка. Посредством родного языка ребенок адаптируется в социуме. При этом речь ребенка, является важным показателем его психического развития. Речь, являясь формой отражения объективной реальности, представляет собой, по выражению И.П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения». Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи детей падает на первые 3 года жизни. Именно в этот период все функции центральной нервной системы в процессе их естественного формирования наиболее легко поддаются тренировке и воспитанию. Если условия развития в это время неблагоприятны, то развитие речи детей настолько искажается, что в дальнейшем не всегда удается в полном объеме сформировать полноценную речь.

Все мы хотим, чтобы речь нашего ребенка была грамотной, внятной. Ребенку 3-4 лет сложно овладевать сразу и грамматикой речи (согласовывать части речи в роде, числе, падеже, времени), и произношением звуков, и умением связно произносить свои мысли. Правильное произношение звуков идет параллельно с развитием фонематического слуха — как слышит, так и говорит. Поэтому ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком, взрослый должен говорить четко, внятно.

Ребенок 3-4 лет еще не всегда регулирует свое речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах. А ведь от правильного речевого дыхания зависит красота и плавность звучания речи. Уметь правильно слышать и произносить звуки родного языка (в этом возрасте — кроме л, р, ш, щ) помогут специальные игры и упражнения.

Самый идеальный вариант  развитие речи ребёнка – это развитие через игру. Развитию речи ребенка  могут способствовать картинки из сказок, которые он знает. Это могут быть герои сказок, разные зверюшки. Ребенок должен уметь сам охарактеризовать животных. Сначала ему будет очень трудно и вы должны ему помогать наводящими вопросами. Таким образом, при развитии речи у ребенка будет формироваться словарный запас и развиваться мышление. Например: это зайчик, он белый и пушистый. После, ребенок уже должен учиться рассказывать где зайчик живет и чем он занимается в лесу и т.д. Занятия по развитию речи проводятся с детьми, начиная с трехлетнего возраста. Развитие речи для младших дошкольников начинается с изучения цветов, геометрических фигур, пространственных отношений (ближе, дальше, ниже, выше, слева, справа и т.д.). Затем, руководствуясь полученными знаниями, дети учатся описывать предмет, который показывает им воспитатель. Например, мячик круглый, зеленый с синим. По мере освоения новых слов и понятий описания предметов или картинок постепенно усложняются, и в старшей группе превращаются в целый рассказ.   В процессе занятий по развитию речи дети осваивают новые группы слов, относящиеся к какому-либо явлению, предмету или живому существу. Вот примеры некоторых тематических занятий: овощи, фрукты, ягоды, цветы, грибы, деревья, времена года,  домашние животные и их детеныши, животные и их домики, птицы, мебель, одежда и т.д. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл.   Занятия по развитию речи обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем.   В результате этих занятий к школе ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка. Правда, для достижения последней цели нередко требуются индивидуальные занятия с логопедом.

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Учить детей составлять рассказ с помощью воспитателя.

Развивать навыки связанной речи. Формировать навык составления предложений с  предлогом «на», опираясь на предметные картинки и вопросы воспитателя.

Закреплять  правильное произношение звука «ф», учить плавно, протяжно, на одном выдохе произносить этот звук.

Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

ЦЕЛЬ:

Совершенствовать диалогическую речь детей (умение вступать в диалог; высказывать суждение так, чтобы оно было понятно окружающим; грамматически правильно отражать свои знания).

Упражнять детей в четком и правильном произношении звуков а, о, и, у, э.

Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения.

Упражнять в образовании слов по аналогии.

Воспитывать желание видеть красоту окружающего мира.

МАТЕРИАЛ:
Снежинки по количеству детей, вата предметные и сюжетные картинки. Картинки по теме «зима».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
:

Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, чтение произведений о зиме.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент:

Собрать детей в круг на ковре, предложить поздороваться с гостями, которые пришли на занятие:

- Ребята посмотрите в окошко, есть ли солнышко на небе. А какая погода на улице? А какое время года?

- Мы с вами немного поиграем.

Упражнение «Солнечный лучик».

- Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной.

На дворе зима давно

Кто стучится к нам в окно?

Солнышко проснулось

К деткам потянулось.

Лучиком коснулось

И домой вернулось.

Дети сжимают пальчики в кулачки и разжимают их. Затем проводят пальчиками обеих рук по щекам, по голове, рукам.

2. Основная часть:

-Ребята вспомните,  летом солнышко очень сильно грело, припекало, пригревало,  и было тепло и даже жарко. А зимой солнце почти не греет, а только светит, поэтому на улице холодно.

 Предлагаю детям  пройти за столы.

-Послушайте,  какое стихотворение я знаю:

Раз-два-три, раз-два-три,

За окошко посмотри:

Что случилось вдруг с землёй,

Всё засыпало мукой?

Нет,  конечно, ерунда,

В гости к нам пришла зима!

Всё в снегу земля, дома

Здравствуй зимушка-зима!

-Ребята вам понравилось стихотворение, о каком времени года в нём говорится?

-А теперь я прочитаю его ещё раз, а вы будете мне помогать.

«Где лежит снег?»

Показываю детям картинки и спрашиваю, где лежит снег.

Дети отвечают: «Снег лежит на земле, машинах, крышах и т.п.»

-Ребята посмотрите на столе у вас, что-то  лежит. Вы знаете, что это?

Правильно, молодцы это снежинки. Сколько у вас снежинок? А у тебя Рома, Дима ….?(предлагаю детям повторить – одна снежинка)

Упражнение «Где снежинка?».

Дети кладут снежинку на стол, на колени, на голову, на ладошки. Побуждать отвечать полными ответами.

Физкультминутка «Снежок».

-Ребята, у каждого из вас по одной снежинке, а всего у вас много снежинок. Вы знаете, что когда на улице идёт сильный снег, это называется снегопад. А когда снега много, то можно слепить снежки.

Предлагаю детям выполнить упражнение «Снежок»

Дети становятся  в круг и поют слова песенки,  показывая их в движении:

Мы в снежки играем смело,

Ах, какое это дело!

Любим все морозный день

Нам в снежки играть не лень!

Пусть зима морозит нас

Мы погреемся сейчас,

Ручками похлопаем

Ножками потопаем.

«Расскажи о зиме»

-Рассказываю детям о зиме и одновременно выкладываю соответствующие картинки.

Наступила зима. На улице снег. Когда идёт сильный снег, говорят на улице снегопад или метель. Дети рады зиме и негу. Они слепили из снега снеговика. Потом они стали кататься на санках, лыжах, коньках. Стали играть в снежки. Детям очень весело. Хорошо зимой.

-Затем убираю картинки и предлагаю ребятам самим разложить картинки и рассказать о зиме самостоятельно (хоровое и индивидуальное проговаривание).

-А сейчас мы с вами поиграем.

Подойдите ко мне, сделайте большой круг. Сегодня с утра шёл снег. Снежинки прилетели в группу и сели к ребятам на ладошки. Кладу каждому на ладошку кусочек ватки. Затем предлагаю подуть на снежинку. Верхними зубами прижимаем нижнюю губу и протяжно, длительно произносим звук «Ф». Предлагаю повторить 3-4 раза. Обращаю внимание детей на то, что дуть надо долго, плавно, только тогда снежинки улетят. Затем предлагаю сделать из снежинки комок.

-Ребята, как называется комок снега? (снежок). Повторяем хором и индивидуально.

3. Заключительная часть:

-Ребята мы с вами о чём говорили, о каком времени года? Нравится ли вам зима? С приходом зимы всё вокруг становится нарядным, красивым, повсюду лежит снег. Где лежит снег? Много снега, получились сугробы.

«По сугробам мы шагаем»

Предлагаю ребятам поиграть. Произносим четверостишье и выполняем соответствующие движения:

Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом,
По сугробам крутолобым.(Высоко поднимая ноги.)
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Шагаем смело мы вперед, много нас открытий ждет. (Останавливаются.)

-Молодцы, ребята вы хорошо сегодня занимались. За это я вам подарю красивые  снежинки, вы возьмёте их домой и украсите ими окошко.