Главные вкладки

    Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие ребёнка"
    материал (подготовительная группа) на тему

    Попова Светлана Геннадьевна

    Родительское собрание на тему : «Речевое  развитие ребёнка»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx17.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание на тему : «Речевое  развитие ребёнка»

    Ход собрания

    На мольберте красочно  обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся  с выставкой литературы по развитию речи ребёнка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.

    *Язык до Киева доведёт.

    *В  добрый час молвить,  в худой промолчать.

    *Мал язык, да всем телом владеет.

    *Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.

    *Кто говорит, тот сеет.

    *С тобою разговориться, что мёду напиться.

    *Слово не стрела, а сердце сквозит.

    *Без языка и колокол нем.

    * Не пройми копьём, а пройми языком.

    *Язык без костей работает на хозяина и на гостей

    *Язык впереди ног бежит.

    1. «Весёлые размышлялки - рассуждалки».

    Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов. Например :Конкуренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушевленный, солнцепёк, полуфабрикат, столпотворение и др.

    Интересные , юмористические рассуждения детей привлекут внимание родителей к теме собрания и активизируют их участие.

    2.О развитии речи шестилетнего ребёнка.

    Выступление воспитателя.

    Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным языком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным  развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей шестилетнего возраста продолжается  совершенствование всех сторон речи. Всё более правильным становится произношение звуков,  более развёрнутыми – фразы, точнее высказывания. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата остаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей  в этом возрасте ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Р и Л, после чего дети начинают чётко и внятно произносить слова разной сложности.

    Значительно  увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный и качественный  состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми  и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.  При рассказывании  ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей складываются представления  многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

    Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи, с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

    Ребёнок умет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая нормы литературного произведения.

    Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным произношением, чётко и ясно говорит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь.

    Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого либо события. В норме, имея достаточно развитую, активную речь, ребёнок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

    Развитая речь значительно облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми.

    Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в новом коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что в свою очередь, даёт ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

    Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку. Развитие речи ребёнка в детском саду ведётся по следующим направлениям:

    *Воспитание звуковой культуры речи;

    *Обогащение активного и пассивного словаря;

    *Формирование грамматического строя речи;

    *Развитие связной речи (диалогической, монологической).

    Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.

    1.     Речевые игры - помощницы

    Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе поиграть в эти игры.

    Игра «Кто самый упрямый»

    Логопед предлагает поиграть с ребёнком в упрямого мальчика или упрямую девочку. Такая игра поможет активизировать употребление антонимов в речи ребёнка и сделает дорогу в детский сад гораздо интереснее. Ребёнок вместе со взрослыми рассказывает стихотворение, называя противоположные  по значению слова.

    Прощальная игра

    Скажу я слово  « высоко», а ты ответишь… (низко)

    Скажу я слово «далеко»,  а ты ответишь…  «близко»

    Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты …(храбрец)

    Теперь «начало» я скажу, ответишь ты… (конец)   Д.Чиарди

    Далее можно продолжить играть, называя противоположные по значению:

    *прилагательные:  мокрый – сухой,  добрый – злой, тупой – острый, светлый – тёмный,  горячий  – холодный,  послушный – озорной,  сильный – слабый, кривой – прямой;

    *существительные:  день  – ночь,  добро  – зло,  мальчик  – девочка, богатство – бедность,  жадность – щедрость;

    *глаголы: бежать – стоять, смеяться – плакать, кричать – молчать, открывать – закрывать.

    4. Развитие интонационной выразительности речи

    воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребёнка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. в большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте  прочитать  ребёнку один и тот же текст по- разному:  монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу заметит разницу.  Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к ним других людей.

    Интонация включает в себя: - мелодику (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);

    - темп (ускорение и ли замедление скорости произнесения фраз;

    - ритм (чередование ударных слогов);

    - тембр (эмоциональную окраску голоса);

    - логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова)

    Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приёмы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.

    2.     Художественное слово в воспитании дошкольников

    Выступление воспитателя

    В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции переживания, объяснить собственную позицию.  Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив , развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умения внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту – всё это способствует формированию и развитию речи.   Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам в развитии речи ребёнка. Воспитатель предлагает ознакомиться  с содержанием памятки.

    Презентация проекта "Развитие речи средствами самостоятельного экспериментирования." Воспитатель: Попова С.Г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание Тема «Речевое развитие детей 4-5 лет».

    Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

    Родительское собрание "Кухня -место развития ребёнка"

    материал собрания поможет расширить возможности родителей в сфере самостоятельного развития мелкой моторики руки ребёнка...

    Родительское собрание. Тема: "Речевая готовность ребенка к школе"

    Данный материал может быть использован на родительских собраниях с целью ознакомления  с критериями речевой готовности ребёнка к школе....

    Круглый стол родительского собрания на тему: «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».

    Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника; научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой...

    Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие детей 3-4 лет

    Родительское собрание.Средняя группа.Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».   Цель:  привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. ...

    конспект родительского собрания. Тема: «Речевое развитие детей»

    Родительское собрание в старшей группеТема: «Речевое развитие детей»...