Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей
консультация по развитию речи на тему

Горожанкина Оксана Александровна

Консультация для родителей "влияние загадок на речевое развитие детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vliyanie_zagadok.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста.

     Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки не спутаешь ни со скороговоркой, ни со считалочкой.

 О влиянии загадок на развитие речи детей-дошкольников.

     Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

     Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

     Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Ведь загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. Она основана  на сходстве и отрицании сходства между предметами. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления.

     Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

     Загадки - отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе я  предлагаю детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед. В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении.

    Но загадки можно использовать не только в начале, а также и в процессе деятельности  и в ее завершении. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления. Таким образом, загадки помогают детям понять, как, емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

     Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован и способы его расшифровки различны.

     Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:

•        воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

•        стимуляция умственной активности;

•        развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

•        расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

•        развитие сенсорной сферы.

     Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания). В загадках названы яркие, характерные признаки, качества и свойства предмета (цвет, форма, величина, голос животного, чем он питается, повадки и т.д.). Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.

     Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

     В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать загадки разнообразной тематики: явления природы, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, спорт, человек, и т.д. Детям предлагаются более сложные виды логических задач: сравнение, исключение, сопоставление и др.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 пгт Суходол муниципального района Сергиевский Самарской области структурное подразделение – детский сад «Аленушка»

Консультация для педагогов

«Влияние загадок на речевое развитие детей

дошкольного возраста»

Подготовила:

Горожанкина

Оксана Александровна

воспитатель

     

Суходол, 2014