"Кукла в речевом развитии ребенка"
статья по теме

Зеленина Ирина Альбертовна

Доклад содержит: Сравнимельный анализ педагогического метода работы с куклой и куклотерапии; исторический опыт использования куклы в воспитании детей; рекомендации использования в педаггической работе с детьми коррекционных учреждений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_i_rech.docx33.13 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Кукла в речевом развитии ребенка»

    Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил: «Ребенок начинает говорить еще задолго до того, как произнесет первое слово», а японская мудрость гласит: «Мысль человека находится на кончиках пальцев».  

   В связи с этим, хочется отметить, что, игрушка во все времена занимала важное место в народной культуре. Куклы существуют почти столько же, сколько существует человек. По крайней мере, появились они давным-давно. Так, самая старая кукла была создана еще 35 тысяч лет тому назад на территории современной Чехии. Известно также, что особым почтением куклы пользовались в Древнем Египте и Древней Греции.

   Изготовление кукол имеет давнюю традицию. Их изготавливали в качестве идолов, оберегов, часто  придавая им особенный, даже мистический смысл.

  Л.Г.Гребенщикова выделяет отдельные исторические этапы в использовании кукол:

  • в магических целях;
  • для трудового обучения;
  • позже для театральных постановок;
  • для игры.

  Этапы современного использования кукол:

  • познание мира ребенком;
  • средство коррекции.

   В последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку  игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и умения. Кроме того, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать трудности.

    Метод воздействия на ребенка с помощью куклы, в целях компенсирующего обучения, хотелось бы четко отделить от куклотерапии. В связи с этим позволю себе некоторое отступление.

   Существует много мнений о сути куклотерапии. Суммируя их, можно определить ее как «раздел частной терапии, использующий, в качестве основного приема психокоррекционного воздействия, куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого». Из этого следует, что, куклотерапия прерогатива  исключительно психотерапевтов, людей, имеющих медицинское образование. И, что не мене важно, куклотерапия содержит 3 важных этапа:

  • изготовление куклы (причем кукла должна быть изготовлена вручную самим ребенком от начала до конца);
  • обучение вождению куклы (кукольная аэробика, при которой ребенок должен научиться «водить» куклу, передавая через нее свои эмоции (т.е. отождествлять себя с ней),  а не быть при этом актером);
  • разыгрывание спектаклей.

   Эти этапы достаточно сложны для исполнения детьми до 8 лет, поэтому  хотелось бы оградить педагогов, работающими с дошкольниками от ошибок. Работая с куклой педагогу целесообразнее заменить термин «куклотератия» на «игровой коррекционный метод работы» с детьми в каком-либо направлении.

   В настоящее время наблюдается рост числа детей, чье  развитие отстает, в той или иной степени, от возрастной нормы. Для таких детей характерны:

  • сниженный объем памяти;
  • отставание словесно-логического мышления, в то время как наглядно-образное нарушено гораздо меньше;
  • значительное отставание от нормы речевого развития.

   Как следствие: интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют в анамнезе гипоксию, вегето-сосудистую дистонию, синдром гиперактивности, расторможенность и др.  Развитие таких детей, чаще всего, идет в индивидуальном направлении, и, не все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все». Отметим также, что проблема коррекции эмоционально-личностного развития особенно актуальна в отношении детей имеющих отклонения в психоречевом развитии, а также детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

   Обучение дошкольника происходит в игре. Сделать игру наиболее интересной помогает кукла. Метод работы с куклой - средство достижения основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение. С помощью метода работы с куклой для коррекции речи, можно решить следующие проблемы:

  • Диагностика. Играя с куклой ребенок более раскрепощен, это дает более четкие представления о характере речевых нарушений. При этом, сам ребенок ответственности за сказанное не несет – эту роль за него выполняет кукла. Игра ребенка при этом является его языком, а игрушка – словами (на этом этапе предлагается использовать красивую куклу, пальчиковые куклы);
  • Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции (используются любые театральные куклы);
  • Социализация. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия (используются любые виды кукол);
  • Развитие коммуникативных навыков (целесообразны марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы);
  • Развитие самосознания  (любые виды кукол);
  • Развитие грубой и мелкой моторики  (использование кукол – марионеток);
  • Разрешение внутренних конфликтов (ростовые куклы до 1,5м высотой).

   Одним из значимых педагогических условий для  развития речи детей младшего дошкольного возраста является  использование метода работы с куклой. Это расширяет кругозор ребенка, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить. Игра для ребенка является тем же, чем речь – для взрослого. Это средство для выражения чувства, исследования отношений и самореализации. Дети могут использовать игрушки для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих.  Возможности метода работы с куклой позволяют решить разные важные коррекционные задачи. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.

   Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи.

   Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

   Эти средства позволяют в непринужденной обстановке проводить занятия, развивая  все стороны речевого и психического развития ребенка. Профессиональный воспитатель, логопед или психолог может превратить игрушку в уникальное средство своей практической и исследовательской деятельности. С этой целью используются куклы – говорушки. С помощью кукол – говорушек педагог вместе с детьми разыгрывает сказку в ролях, что позволяет решить разные важные коррекционные задачи. Помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат. Для проведения  артикуляционной  гимнастики, движения органов речи и развития звукопроизношения широко используется  артикуляционная кукла. У детей появляется мотивация вновь присутствовать на  занятиях, участвовать в интересных заданиях с использованием любимых кукол.

    Главным принципом достижения эффективности при использовании метода работы с куклой является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей.

    Целенаправленное, систематическое использование метода работы с куклой на фронтальных занятиях, в свободной деятельности детей, на индивидуальных занятиях позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.

   Проработав в разных коррекционных учреждениях компенсирующего вида (детский сад для детей с нарушением зрения, дом ребенка для детей с поражением ЦНС и нарушением психики, логопедический детский сад) хочу поделиться некоторыми приемами использования кукол в работе с детьми.

  • Куклы – пеленашки использовались мною для детей, дома ребенка, родители которых были лишены родительских прав. Дети, уже познавшие семейные отношения, очень скучают, с трудом адаптируются в среде детей с рождения попавших в дом ребенка. Таким детям изготавливали личных кукол, чтобы помочь освоиться в незнакомой обстановке. Хотя таких кукол всегда готовили много, т.к. особенность этих детей такова, что если у кого-то есть особенная игрушка, то обязательно такую захотят все.

   Куклу – пеленашку делали и в группах для детей 1 года жизни, пеленая пластиковую бутылку с водой комфортной температуры, подкладывая в кроватку во время сна. Ребенок, отлученный от матери, ощущая тепло, легче адаптируется к новым условиям, меньше болеет.

  • Куклы – мотанки - это одна из самых древних известных кукол. Все ее компоненты готовятся заранее, поскольку во время изготовления ее нельзя колоть или резать. Считалось, что кукла может обидеться. Эта кукла была призвана защищать ребенка от всего дурного, т.е. это кукла – оберег. Ее передавали по-наследству. Для молодой женщины, вышедшей замуж, изготавливали куклу – мотанку зернушку. Она символизировала достаток, плодородие, рождение детей. Кроме того делали кукол – травниц, которые могут использоваться как лечебное средство. По сути - это аналог современных сашэ.
  • Работая с детьми, всегда использую кукол пальчиковых театров, разновидностей которых великое множество.
  • Очень интересен, на мой взгляд, театр кукол на чашках. Для них я использую одноразовые стаканчики или чашки для кофе, у которых есть ручка для «вождения» куклы, что требует большей мобильности мелкой моторики рук. Эти куклы могут быть изготовлены самими детьми. Можно нарисовать только голову, или всего персонажа и приклеить к чашке в технике декупажа.  Аналогично используется кукла на ложке. Это может быть ложка деревянная или пластиковая. Эти куклы хороши тем, что не требуют много места для хранения.
  • Эффективно использовать их в работе с детьми с ДЦП. Поскольку им трудно удерживать предметы в руке пальцами, их можно просто надеть на руку.
  • Перчаточный театр  хорош тем, что при своей условности, дает детям возможность выбора черт характера, поведения, мимики, жестов и других средств для выбранного  персонажа.
  • Движущиеся игрушки по типу Петрушки, зайца или мишки «дергунчика» можно использовать как сюрпризную куклу для стимуляции речевой активности. Я очень любила их использовать во время работы с детьми первого года жизни в доме ребенка. Истинное удивление неизменно рождало голосовые реакции. Для детей постарше, для обучения рассказыванию хорошо использовать движущиеся богородские игрушки, или их картонные аналоги.
  • Куклы марионетки требуют от детей большого мастерства в обучении куклы движениям.
  • Для социализации детей хорошо использовать куклу с квартирой. Ребенок рисует куклу сам, или использует готовую, подходящего размера. В альбоме или тетради склеиваются два листа, после того, как на нижнем будут нарисованы атрибуты, например: вазы, различная посуда и т.д., а в верхнем прорежутся прорези для шкафчиков, дверей и другие движущиеся предметы интерьера. Такая игра показана детям, воспитывающимся в сиротских учреждениях.   Надеюсь, что мой опыт работы с куклой поможет в работе и Вам.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Народная кукла в творческом развитии ребенка раннего возраста

Народная кукла в творческом развитии ребенка раннего возраста...

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ОНР II речевого развития

Маршрут рекомендован учителю-логопеду при коррекционной работе с  детьми с ОНР II уровня речевого развития....

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога.На основ...