Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Знакомство со звуком "Ш"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Масаева Олена Захаровна

Цель занятия:

- познакомить с буквой «Ш»;

- закрепление образов букв.

 

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- уточнить артикуляцию звука [ш];

- расширить словарный запас.

Коррекционно – развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику у детей;

- развивать фонематическое восприятие через работу со словами;

- закрепить умение определить местоположение звука в слове и количество слогов в слове, различать твёрдые согласные;

- упражнять в составлении предложений с глаголами и действия в прошедшем, настоящем и будущем времени;

- активизировать умение употреблять в предложении предлог «В».

Коррекционно – воспитательные:

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности;

- воспитывать коллективизм, умение работать вместе со сверстниками;

- воспитание самоконтроля за правильным произношением звука [ш].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_mrr_zvuk_sh.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Тема: Знакомство со звуком «Ш»

Цель занятия:

- познакомить с буквой «Ш»;

- закрепление образов букв.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- уточнить артикуляцию звука [ш];

- расширить словарный запас.

Коррекционно – развивающие:

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику у детей;

- развивать фонематическое восприятие через работу со словами;

- закрепить умение определить местоположение звука в слове и количество слогов в слове, различать твёрдые согласные;

- упражнять в составлении предложений с глаголами и действия в прошедшем, настоящем и будущем времени;

- активизировать умение употреблять в предложении предлог «В».

Коррекционно – воспитательные:

- воспитание самостоятельности, активности, инициативности;

- воспитывать коллективизм, умение работать вместе со сверстниками;

- воспитание самоконтроля за правильным произношением звука [ш].

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Теремок».

Материал и оборудование:

Резиновый мяч; воздушный шар, кубик с картинками, фланелеграф с картинками - героями из сказки «Теремок», предметные картинки, дерево «ёлочка», цветы, игрушки, аудиозапись с пением птиц; магнитофон, зеркала, буквенный конструктор.


Литература:

  • Д.Н. Доронова, Л.Г. Голубева и др. Из детства - в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 7-го года жизни. - М., 1999г.
  • Т.И. Гризик, Л.Е Тимощук. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет. - М., 1998.
  • Журнал «Ребёнок в детском саду». - №6. – 2002.
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №1. - 1995г
  • В.Волина. Русский язык. Учимся играя. - М., Арго, 1996г.
  • В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Домашняя тетрадь. - М., ГНОМ и Д, 2002г.

Ход:

  1. Оргмомент.

(Дети проходят, садятся полукругом на ковре)

Воспитатель: В нашу группу пришло необычное письмо. Вот оно.

Послушайте, о чём пишется в письме:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дед - Буквоед. Я - невидимка. Когда я прихожу, вы меня не видите. Я убедился, что вы очень умные и трудолюбивые. Поэтому хочу подарить вам Азбуку, но она заперта на замок и находится в волшебном лесу. Как же раскрыть Азбуку? Раскрыть Азбуку вам поможет ключ, «волшебный кубик» с заданиями и волшебные слова. Вот эти слова. Запомните их – «Крутись, вертись, на бочок ложись». За каждое выполненное задание вы получите кусочек ключа. До свидания. Желаю удачи».

Воспитатель: Вы поняли содержание письма? Мы должны будем отправиться в путешествие. Что поможет раскрыть Азбуку?

Дети: Ключ, «волшебный кубик», волшебные слова.

Воспитатель: Но сначала надо проверить, готовы ли вы к испытаниям? (проводится игра с мячом: воспитатель прокатывает мяч ребёнку и начинает фразу. Ребёнок заканчивает её и прокатывает мяч обратно воспитателю).

2. Активизация умения употреблять в предложении предлог «В».

Мы поиграем в игру «Где живут эти звери и птицы». Повторите название игры?

Дети: (дети повторяют).

Воспитатель: Например, где живёт бельчонок? Вы отвечаете, что живёт он в дупле.

Бельчонок - в дупле.

Медвежонок – в берлоге.

Теленок – в хлеву.

Лисенок – в норе.

Галчонок – в гнезде.

Лягушка – в болоте.

Рыба – в воде.

Волк – в норе.

Воробушек – в гнезде.

Воспитатель: Молодцы! Мы готовы отправиться в путь. Итак, отправляемся. Закройте глаза и крепко их зажмурьте (в это время воспитатель ставит фланелеграф с деревьями, кладет «волшебный кубик» на пол (на кубик прикреплены номер цифр – это номера заданий и часть ключа), Азбуку, цветы.

3. Гимнастика для глаз. Откройте глаза. Где же мы оказались?

Посмотрите вверх – какое небо голубое.

Посмотрите вниз – как красива зеленая поляна.

Посмотрите влево, вправо, полюбуйтесь красотой природы. Точно попали в волшебный лес.

4. Развитие фонематического восприятия. А вот и «волшебный кубик» и Азбука, которая заперта на замок и которую мы должны будем открыть. Итак, попробуем покрутить кубик. Какие слова мы должны произнести?

Дети: Произносим: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

Воспитатель: Тут такое задание:

Я назову предмет большой,

А вы предмет поменьше.

В моих словах звук «Ц» молчит,

А в ваших четко так звучит.

Все понятно? Например, я называю дерево, а вы – деревце.

(дети выполняют задание)

Блюдо – блюдце;

Зеркало – зеркальце;

Масло – маслице;

Колено – коленце;

Болото – болотце;

Дело – дельце;

Тело – тельце.

Ну что, справились мы с заданием? Вот и часть ключа (ключ прикреплен к кубику). А, да тут на гранях картинки. Какие картинки мы видим? (дети называют картинки).

Дети: Машина, шишка, мышка.

5. Знакомство с буквой «Ш».

Воспитатель: Какой звук чаще всего слышится в этих словах?

Дети: Звук «Ш».

Воспитатель: С этим звуком мы сегодня будем путешествовать по лесу. Но вначале мы должны научиться правильно произносить этот звук, без этого мы не сможем открыть Азбуку. Я вас научу. Садитесь на пеньки (стульчики). Достаньте зеркала. Они у вас под пенечками. Посмотрите, дети, в зеркало. Когда мы произносим звук «Ш», губы сложены широкой трубочкой, зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к небу, но не прижат к нему, по середине языка идет сильная воздушная струя, которая хорошо ощущается ладонью, поднесенной ко рту. Произнесите звук «Ш».

Воспитатель: Скажите, какой это звук – согласный или гласный?

(ответ детей)

Воспитатель: Твердый, мягкий.

(ответ детей)

Воспитатель: Придумайте слова со звуком «Ш».

(дети придумывают)

Воспитатель: А теперь придумайте слова, чтобы звук «Ш» был мягким.

(ответ детей )

Воспитатель: Я хочу вам по секрету сказать, что звук «Ш» во всех словах произносится и слышится только твердо, у него нет мягкого произношения, как у других звуков. Например, «с-с», «м-м», и. т. д. Еще раз послушайте слова: чашка, шишка, шапка. Итак, есть мягкое произношение звука «Ш»?

Дети: Нет. Он всегда твёрдый.

Воспитатель: Итак, звук «Ш» согласный, твердый, глухой.

Ну, что ж, теперь мы смело можем путешествовать по лесу. Итак, покрутим наш кубик, подойдите ко мне сюда. Произнесём волшебные слова.

Дети: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

6. Закрепление произношения звука «Ш» в словах.

Воспитатель: Вот, ещё одно задание. Выберите животных, в названиях которых есть звук «Ш». (На полу разбросаны разные картинки с животными, где есть картинки мышка, лягушка, зайчишка, мишка). Как называется сказка с этими героями?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Вспомните, как называли в сказке ласково мышку? (Все герои выставляются на магнитную доску ).

Дети: (ожидаемый ответ) Мышка - норушка.

Воспитатель: Как называли лягушку?

Дети: (ожидаемый ответ) Лягушка - квакушка.

Воспитатель: Как называли зайчишку?

Дети: (ожидаемый ответ) Зайчишка - трусишка.

Воспитатель: Как называли волка?

Дети: (ожидаемый ответ) Волк из-за кустов хватыш.

Воспитатель: Как называли мишку?

Дети: (ожидаемый ответ) Мишка - батюшка.

Воспитатель: Пусть звери останутся с нами на полянке и посмотрят как мы играем.

7. Дыхательная гимнастика. Итак, мы справились с заданием. Получаем ещё часть ключа. Теперь можно поиграть на полянке. Представьте, что вы воздушные шарики, которые умеют летать тихо, но иногда шарики сдуваются и издают звук «ш-ш-ш» (упражнение на дыхание). Когда я буду произносить любые звуки, кроме «Ш», вы будете тихо кружиться, когда произнесу звук «Ш», присядете, издавая звук на выдохе (вот так, воспитатель показывает).

(звучит музыка).

Воспитатель: Ну что, теперь можно и покрутить наш кубик. Присядьте на колени. Произносим волшебные слова: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

8. Определение звука в слове «Шар».

Воспитатель: Какой звук вы слышите в начале слова?

Дети: Звук «Ш».

Воспитатель: Какой это звук, гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Твёрдый или мягкий?

Дети: Он всегда твёрдый.

Воспитатель: Какой звук идет после звука «Ш»?

Дети: Звук «А».

Дети: Звук «А» - гласный.

Воспитатель: Какой звук вы слышите в конце слова?

Дети: Звук «Р».

Воспитатель: Какой это звук, гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Он твердый или мягкий?

Дети: Твёрдый.

Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно определили. Вот вам и часть ключа. Крутим наш кубик.

Дети: «Крутись, вертись, на бочок ложись».

Воспитатель: Тут загадка:

«Зима ушла за тридевять земель

Над лугом загудел мохнатый…

Дети: «Шмель».

Воспитатель: А вот и шмель! (воспитатель достаёт игрушку шмеля). Он, оказывается, давно прилетел к нам, но спрятался, сидел и слушал. Шмель хочет поиграть с вами.

9. Упражнение в составлении предложений с глаголами и действия в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Игра: «Под каким цветком кто спрятался» (на полу разбросаны цветы: мак, роза, тюльпан, ромашка, колокольчик). Шмель будет водить. Мы с вами будем передавать друг другу шмеля, вы должны будете подойти с ним к любому цветку, заглянуть под него и сказать, кто под каким цветком спрятался, при этом выделяя «Ш». Итак, шмель начинает водить: «Под этой ромашкой спряталась букашка» (кошка, мышка, лягушка, зайчишка, мишка, петушок).

Воспитатель: Что делает шмель?

Дети: Шмель летает.

(Воспитатель сажает шмеля и говорит: Шмель отдыхает, а что он делал до этого?)

Дети: Шмель летал.

Воспитатель: Шмель отдохнул и приготовился к полёту. Что шмель будет делать?

Дети: Шмель будет летать.

(Воспитатель показывает детям воробушка и задаёт им вопрос).

Воспитатель: Что делает воробушек? (показывает, как клюёт).

Дети: Воробушек клюёт.

Воспитатель: Что делал воробушек?

Дети: Воробушек клевал.

Воспитатель: Что будет делать воробушек?

Дети: Воробушек будет клевать.

Воспитатель: Молодцы. За это вы получаете ещё одну часть ключа.

А сейчас подойдите, покрутим наш кубик.

Говорим волшебные слова:

«Крутись, вертись, на бочок ложись».

Задание такое. Часть ключа вы найдёте под тем цветком, в названии которого больше слогов. Посмотрите на цветы и определите, где же может быть ключ?

Дети: (ожидаем ответ) Под колокольчиком.

(деление слов на слоги).

Воспитатель: Итак, мы нашли еще часть ключа.

Крутим наш кубик.

«Крутись, вертись, на бочок ложись».

Что же творит нам кубик?

Последнюю часть ключа, вы найдёте в детском саду. Ну что ж, давайте попрощаемся с нашим лесом. До свидания, волшебный лес! До свидания, лесные жители!

Как же нам попасть обратно в детский сад? Закроем глаза. Крепко-крепко их зажмурим (воспитатель убирает наборное полотно). Вот и оказались мы в детском саду. Ребята, я прихватил шмеля и Азбуку.

(Знакомство с буквой).

Воспитатель: Шмель, как и вы, ребята, хочет познакомиться с буквой «Ш».

Вот она! - показ буквы.

Размещение буквы на панно по адресу: второй этаж (вторая строка снизу, квартира № 5, пятая клетка слева). (Ребёнок выполняет задание). (Закрепление образов буквы)

Воспитатель: На доске:

1. Прочитайте слоги.

Ша-ша-ша

Шо-шо-шо

Шу-шу-шу

Ши-ши-ши


2. «Закончи слово»

На

Ша

Ва

Да

Ми

10. Заключительная часть.

Объяснение и показ написания буквы Ш на доске.

Работа с буквенным конструктором.

Воспитатель: Складываем букву Ш из деталей.

Ну что, у всех получилось? Вот и заветный ключ. Теперь мы сможем открыть Азбуку (воспитатель открывает азбуку). Вот и открыли книгу. Мы будем учиться доброму, прекрасному, научимся читать, будем узнавать новое, неизведанное.

Спасибо всем за хорошую работу!

(Воспитатель хвалит каждого ребёнка).

11. Итог занятия.