Зависимость развития речи ребенка от уровня организации речевой среды
методическая разработка по развитию речи на тему

Черницких Светлана Владимировна

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция — самая ранняя: первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом — двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funktsii_rechi_rebenka.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Функции речи ребенка. Зависимость развития речи ребенка от уровня организации речевой среды


Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция — самая ранняя: первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом — двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Параллельно с развитием коммуникативной и познавательной функций у ребенка начинается усвоение речи как регулятора его поведения. Первыми словами — регуляторами поведения ребенка становятся слова можно, нельзя, глаголы в форме повелительного наклонения типа ешь, иди и т. д.
— Нельзя! — говорит с подчеркнутой интонацией страха взрослый ребенку, тянущему руки к лезвию ножа или пламени. — Вите будет больно (надо быть умным, т. е. предвидеть последствия своих поступков).
— Нельзя! — говорит он с интонацией обиды, если ребенок тычет пальцами ему в глаз. — Мне больно. Лучше пожалей меня, погладь ручкой (надо быть добрым, не обижать, не причинять боли другим).
— Нельзя! — говорит мать твердо, отбирая у малыша книжку, которую тот пытается порвать. — Книжка уйдет от Вити, скажет: «Витя плохой» (это некультурно, т. е. неуважительно к тем людям, которые сделали для тебя книжку, это умаляет твое достоинство — все подумают: он плохой мальчик).
Подобные слова пробуждают самосознание ребенка, тренируют его волю, дисциплинируют. Дисциплина и позднее самодисциплина как качество личности — залог развития черт характера, необходимых человеку.
Разумеется, слово нельзя, как и другие регулирующие поведение ребенка слова, должно быть правильно введено в его сознание, именно с теми примерно мотивировками, которые приводятся выше: надо быть умным, добрым, отзывчивым, уважать интересы окружающих и заботиться о собственном достоинстве. Труднопоправимую ошибку допускают те воспитатели, которые вводят в сознание ребенка слово нельзя просто как синоним угрозы. В этом случае, если угроза наказания оказывается ложной, ребенок начинает играть «в опасность», он нарочно продолжает делать то, что ему запрещено.
Глаголы-приказания, так же как и «нельзя», должны усваиваться ребенком с положительными эмоциями. Тогда слова эти станут средством тренировки воли ребенка, и он, правильно воспринимая их, вникнет в содержание других, новых для него слов, тоже выполняющих функцию регуляторов его поведения. Наконец, ребенок научится пользоваться своей речью (внутренней) для планирования собственного поведения. Это высшая форма владения речью.
Способность общаться, познавать мир, способность планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мозга, но сам процесс развития в большой степени зависит от тренировки, т. е. от постоянного реагирования на уже усвоенные им слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние речевой среды в семье на развитие речи ребенка"

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братье...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»...

«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»

       Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника...

Представление опыта на педагогическом совете на тему «Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника».

Представление опыта на педагогическом совете на тему«Организация речевой среды, как важнейшее условие развития связной речи дошкольника»....

«Организация речевой среды в ДОУ, в контексте развития речи детей дошкольного возраста» презентация проекта

Выступление на методическом объединении педагогов МАДОУ «Д/С№49»,г. Сатка, Челябинская область Речевая среда – это совокупность всех обстоятельств, которые б...