Статья "Влияние речевой среды в семье на развитие речи ребенка"
статья по логопедии на тему

Иванова Анна Вячеслававна

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев или сестер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_rechevoy_sredy_v_seme_na_razviti_rechi_rebenka.docx15.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние речевой среды в семье на развитие речи ребенка»

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев или сестер. Иногда родители считают, что плохая речь их ребенка исправиться сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой ограничивающее среды, как в школе, специально подготовленных, учебных занятий и откладывают ее развитие до предшкольного возраста. Третьи думают, если ребенок  узнает все буквы в 2 года, научиться читать и будет знать наизусть стихи К.И. Чуковского, то речь их ребенка будет правильной, понятной и четкой. А есть внимательные родители, которые задумываются, почему одни дети начинают говорить позже, а другие раньше? Что нужно делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась как можно раньше?

Среди множества слагаемых успеха в жизни не последнее место имеет четкая и ясная речь. Поэтому учить малыша говорить правильно надо начинать чуть ли не с  пелёнок.

Залог успеха - это речевая среда, в  которой он находится с момента рождения, она  оказывает большое влияние на формирование его речи. Развитие речи идёт постоянно, в  течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребенком, но и многие факторы, которые положительно или отрицательно влияют  на развитие ребенка.

 Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное  мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Особенно четко нужно произносить  незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.  Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, родители  должны побуждать их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи. Родители должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Именно в младшем возрасте главным образцом для подражания является ваша речь (речь взрослых, которые окружают ребёнка). Мы все знаем, что в воспитании и развитии ребёнка главную роль играют родители, а мы являемся вашими первыми помощниками. Для вас родители предлагается несколько рекомендаций, соблюдение которых даст положительный результат в развитии речи вашего ребёнка.

Рекомендации для родителей:

• Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей, поэтому ребёнок должен слышать только правильную речь в своем окружении;

• Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не поощряйте неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова-заменители типа «ням-ням»(кушать), «Мяу» (кошка). «бибика»(машина), «киса» (кошка) и др. говорите сразу общепринятыми словами. Иначе вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.

• Как можно чаще разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не перебивайте, говорите и отвечайте чётко, неторопливо, понятно для ребёнка;

• Следите за состоянием и развитием зубочелюстной системы (вовремя обращайтесь к стоматологу, лечите зубы)

• Оберегайте слух ребёнка от сильных слуховых воздействий (нельзя громко включать телевизор, музыку);

• Приучайте дышать через нос;

• Нельзя ругать ребёнка за плохую речь, требовать, чтобы он, верно, повторил трудные для него слова. Это приводит к тому, что ребёнок отказывается говорить, замыкается в себе. Лучше просто несколько раз повторите слово правильно, чтобы ребёнок услышал правильный образец.

• Больше читайте с ребёнком детских книг, рассматривайте иллюстрации, беседуйте по ним, задавайте вопросы по содержанию текста.

Известно, что залогом красивой и правильной речи является хорошо развитый артикуляционный аппарат. Существуют специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, подъязычной уздечки, которые называются артикуляционной гимнастикой.

В дошкольном возрасте  самое пристальное внимание следует уделять развитию мелкой ручной моторике, которая оказывает огромнейшее влияние на развитие речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.  

Для развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупы. Можно подобрать разного цвета и размера. С их помощью выкладывать различные фигуры или рисунки. Крупу можно использовать в качестве рисования (волны, домики, хаотичные линии, буквы). Достоинство игр с предметами домашнего обихода является то, что для их проведения не требуются специальные игрушки и пособия.

Занимаясь с ребенком, не устраивайте  уроков или занятий, просто играйте с ним – искренне и непринужденно.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

Презентация на тему: "Роль речевого окружения и общения в развитии речи ребенка"

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества.Информацию, котору...

Родительское собрание в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка»

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка». Почему мы решили о...

Речевое дыхание, ее роль в развитии речи ребенка

В данной статье рассматривается такие вопрсы как:1.Важность развития речевого дыхания и его влияния на речь детей в целом.2.Почему работу по развитию речи следует начинать ,прежде всего, с развития ды...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...

« 5 советов, как выстроить общение родителей с ребенком. Семья и развитие речи ребенка от 2 до 6 лет»

Всем известно, что правильная речь в семье- образец для ребенка. Что нам мешает делать это достойно? Прочтите 5 простых советов и приминяйте их в своей семье! Эта презентация была представлена на...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка с задержкой психического развития»

Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недост...