Речевое дыхание, ее роль в развитии речи ребенка
статья по логопедии (средняя группа)
В данной статье рассматривается такие вопрсы как:
1.Важность развития речевого дыхания и его влияния на речь детей в целом.
2.Почему работу по развитию речи следует начинать ,прежде всего, с развития дыхания.
3.Этапы по формированию речевого дыхания.
4.Рекомендации по отработке речевого дыхания.
5. Упражнения для тренировки речевого дыхания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhanie.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое дыхание,
её роль в развитии речи ребенка.
Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох
Как происходит правильный акт дыхания:
- Вдох производится исключительно через нос.
- Длительный, равномерный выдох должен происходить через рот, без пауз.
Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний
С помощью правильного речевого дыхания мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной, выразительной и интонированной. Также оно важно для постановки звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.
Поэтому работу по развитию речи следует начинать ,прежде всего, с развития дыхания.
Этапы по формированию речевого дыхания :
1.Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
2.Формирование длительного фонационного выдоха.
3.Формирование речевого выдоха.
Рекомендации при отработке речевого дыхания с детьми:
- проводить упражнения в игровой форме;
- проветрить помещение перед проведением дыхательной гимнастики;
- осанка ребенка должна быть правильной;
- вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
- не поднимать плечи при вдохе, не надувать щеки при выдохе;
- выдох должен быть продолжительный и плавный;
- упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз;
Упражнения для тренировки речевого дыхания
«Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха) Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.
«Шарик-Ямка» (развитие физиологического дыхания) Ребенок ложится на спину, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик»), и выдыхает – втягивая живот («ямка»).
«Подуй на Блинчик» Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф».
«Футбол»:
1 вариант: Ребенок дует на ватный шарик («футбольный мяч»), стараясь забить гол в ворота. Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».
2 вариант: Ребенок дует через трубочку на маленький мячик, загоняя его в ворота.
«Снежинка», «Листочек», « Бабочка» Предложите ребенку легким, длительным выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, осенний листок, бабочку.
«Кораблики» Ребенок дует на бумажные кораблики, плавающие в тазу с водой.
Игра "Накорми лягушку" или «Обжора»
На стол ставится макет головы лягушки или человечка с открытым ртом. Ребенок должен подуть на легкий шарик, так , чтобы он попал в рот.
Тренировка дыхания с применением речевого материала
- «Звуки вокруг нас» На выдохе ребенок проговаривает звукоподражания:
- укачиваем малыша — «Ааа-аа-аа!»;
- воет волк — «Ууу-ууу»;
- дождик капает — «кап-кап-кап»
- самолет в небе гудит: "У-У-У!
- пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"!
- Упражнения, в которых голосовой материал координируется с движениями:
- «дровосек» — на вдохе — руки нужно поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Эх!»;
- «шофер» — в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони держат воображаемый руль. На выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».
- «накачаем шину» -дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”.
- Соревнование «Кто больше скажет слов?» В течение одного выдоха ребенок должен проговорить все удлиняющуюся фразу. Например :«Осень. Наступила осень. Наступила золотая осень».
- Использование чистоговорок и скороговорок, которые стимулируют не только четкость произношения звуков, но и соблюдение рационального выдоха.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме побуждает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует развитию практических умений.
Формирование речевого дыхания не является основной целью работы логопеда, но обеспечивает нормальное звукопроизношение, создает условия для поддержания громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. А это в результате является показателем совершенной речи.
Список использованной литературы:
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. – М., 2004.
- Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения //Логопед в детском саду, 2005, №2.
- Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.
- Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.С. Волковой. 5-е изд. М.: Владос, 2008. - 703 с.
- Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..." 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СКАЗКА-ШКОЛА НАРОДНОГО КРАСНОРЕЧИЯ, ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА».
В процессе слушания сказки ребенком происходит его знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношен...
Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребенка
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики детей младшего и старшего дошкольного...
Статья "Влияние речевой среды в семье на развитие речи ребенка"
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братье...
Презентация на тему: "Роль речевого окружения и общения в развитии речи ребенка"
Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества.Информацию, котору...
Родительское собрание в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка»
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка». Почему мы решили о...
Зрительный гнозис и его роль в развитии речи ребенка
В данной работе обоснована необходимость развития зрительного восприятия у детей первых лет жизни. Ведь Л.С. Выгодский о важности восприятия писал "Ребенок может говорить и мыслить только восприн...