Речевое дыхание, ее роль в развитии речи ребенка
статья по логопедии (средняя группа)

Филиппова Ирина Леонидовна

В данной статье рассматривается такие вопрсы как:

1.Важность развития речевого дыхания и его влияния на речь детей в целом.

2.Почему работу по развитию речи следует начинать ,прежде всего, с развития дыхания.

3.Этапы по формированию речевого дыхания.

4.Рекомендации по отработке речевого дыхания.

5. Упражнения для тренировки речевого дыхания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое дыхание,

  её роль в развитии речи ребенка.

 Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох

Как происходит правильный акт дыхания:

  • Вдох производится исключительно через нос.
  • Длительный, равномерный выдох должен происходить через рот, без пауз.

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять  глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний

С помощью  правильного речевого  дыхания мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной, выразительной и  интонированной. Также оно важно для постановки звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

Поэтому работу по развитию речи следует начинать ,прежде всего, с развития дыхания.

Этапы по формированию речевого дыхания :
1.Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).
2.Формирование длительного фонационного выдоха.
3.Формирование речевого выдоха.

 

Рекомендации при отработке речевого дыхания с детьми:

  1. проводить упражнения в игровой форме;
  2. проветрить помещение перед проведением дыхательной гимнастики;
  3. осанка ребенка должна быть правильной;
  4. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
  5. не поднимать плечи при вдохе, не надувать щеки при выдохе;
  6. выдох должен быть продолжительный и плавный;
  7. упражнение на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз;

 Упражнения для тренировки речевого дыхания

 «Узнай овощ, фрукт» (развитие глубокого вдоха) Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.  

 «Шарик-Ямка» (развитие физиологического дыхания) Ребенок ложится на спину, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик»), и выдыхает – втягивая живот («ямка»).

«Подуй на Блинчик» Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф».

«Футбол»:

1 вариант: Ребенок дует на ватный шарик («футбольный мяч»), стараясь забить гол в ворота. Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

2 вариант: Ребенок дует через трубочку на маленький мячик, загоняя его в ворота.

«Снежинка», «Листочек», « Бабочка»  Предложите ребенку легким, длительным выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, осенний листок, бабочку.

 «Кораблики» Ребенок дует на бумажные кораблики, плавающие в тазу с водой.

Игра "Накорми лягушку" или «Обжора»

На стол ставится макет головы лягушки  или человечка с открытым ртом. Ребенок должен подуть на легкий шарик, так , чтобы он попал в рот.

Тренировка дыхания с применением речевого материала

  1. «Звуки вокруг нас» На  выдохе ребенок проговаривает звукоподражания:
  1. укачиваем малыша — «Ааа-аа-аа!»;
  2. воет волк — «Ууу-ууу»;
  3. дождик капает — «кап-кап-кап»
  4. самолет в небе гудит: "У-У-У!
  5. пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"!
  1. Упражнения, в которых голосовой материал координируется с движениями:
  1. «дровосек» — на вдохе — руки нужно поднять вверх (замах «топором»), на выдохе — наклон вниз «Эх!»;
  2. «шофер» — в положении стоя, руки вытянуты вперед, ладони держат воображаемый руль. На выдохе ребенок имитирует звук мотора «Ррррр».
  3. «накачаем шину» -дети “сжимают” перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку “насоса”. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук “с-с-с”.
  1. Соревнование «Кто больше скажет слов?» В течение одного выдоха ребенок должен проговорить все удлиняющуюся фразу. Например :«Осень. Наступила осень. Наступила золотая осень».
  2. Использование чистоговорок и скороговорок, которые стимулируют не только четкость произношения звуков, но и соблюдение рационального выдоха.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме побуждает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует развитию практических умений.

Формирование речевого дыхания не является основной целью  работы логопеда, но  обеспечивает   нормальное звукопроизношение, создает условия для поддержания  громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. А это в результате   является показателем совершенной речи.

Список использованной литературы:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. – М., 2004.
  2. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения //Логопед в детском саду, 2005, №2.
  3. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1990. - 232 с.
  4. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л.С. Волковой.  5-е изд. М.: Владос, 2008. - 703 с.
  5. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..." 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СКАЗКА-ШКОЛА НАРОДНОГО КРАСНОРЕЧИЯ, ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА».

В процессе слушания сказки ребенком происходит его  знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношен...

Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребенка

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики детей младшего и старшего дошкольного...

Статья "Влияние речевой среды в семье на развитие речи ребенка"

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братье...

Презентация на тему: "Роль речевого окружения и общения в развитии речи ребенка"

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества.Информацию, котору...

Родительское собрание в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка»

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка». Почему мы решили о...

Зрительный гнозис и его роль в развитии речи ребенка

В данной работе обоснована необходимость развития зрительного восприятия у детей первых лет жизни. Ведь Л.С. Выгодский о важности восприятия писал "Ребенок может говорить и мыслить только восприн...