Семинар для педагогов ДОУ по теме: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика, их роль в развитии речи ребенка»
методическая разработка по логопедии
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. В этом семинаре, мы расскажем об актуальности и важности артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений для развития речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20»
Семинар для педагогов ДОУ по теме:
«Артикуляционная и дыхательная гимнастика, их роль в развитии речи ребенка»
Подготовили: учитель – логопед
Лапина Светлана Евгеньевна
Филимоненко Лариса Александровна
Ярославль, 2024
Артикуляционная и дыхательная гимнастика, их роль в развитии речи ребенка
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года растет. Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от нескольких физиологических факторов:
- Фонематический слух,
- Речевое дыхание,
- Речевое внимание,
- Работа артикуляционного аппарата.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Давайте вспомним, что дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при длительном выдохе. Речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать!
К сожалению, очень часто мы сталкиваемся с неразвитым речевым дыханием, что приводит к речевым проблемам у дошкольников:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох) – идем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Так какие же упражнения и игры мы можем использовать для развития речевого дыхания детей.
Дыхательные упражнения делятся:
- на упражнения, вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде),
- игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики),
- игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри),
- упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос),
- упражнения с проговариванием звуков.
«СНЕГОПАД»
Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.
«ПУЗЫРЬКИ»
Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«ДУДОЧКА»
Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.
«ФОКУС»
Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука «Р».
Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.
«ФУТБОЛ»
И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».
Для проведения дыхательной гимнастики можно использовать различные предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки
Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:
1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);
3.выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;
4. не поднимать плечи;
5. не надувать щеки при выдохе;
6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;
7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)
8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;
9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики
Регулярные дыхательные упражнения и игры учат детей правильно делать вдох, равномерно соблюдать нормальный темп и разборчивость речи. К концу занятий у детей улучшается общее звучание и внятность речи, формируется правильное речевое дыхание.
Важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!
Еще один максимально важный фактор развития красивой, правильной речи- это полноценная работа артикуляционного аппарата.
Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных.
Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных.
Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка.
Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, на речевой потенциал и характер речи человека. Если мышцы артикуляционного аппарата сильные, упругие, подвижные то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.
Скорректировать тонус мышц нам помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
• Улучшения подвижности органов артикуляции;
• Увеличения объема и силы движений;
• Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для детей трудно переоценить.
Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
• Усилению кровообращения;
• Развитию гибкости органов речевого аппарата;
• Укреплению мышц лица.
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа упражнений – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата,
2 группа – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
3 группа – специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нѐба, для растягивания подъязычной связки.
Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.
Проводить гимнастику надо ежедневно, поначалу даже несколько раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, дифференцированными.
- Ее можно делать перед утренней зарядкой или завтраком, а также вечером, в течение 3-5 минут.
- Следует идти от простых упражнений, доступных для ребенка, к более сложным, требующим тренировки и определенных усилий с его стороны.
- Важно не количество упражнений, а их правильный подбор для каждого конкретного ребенка и качество выполнения. Упражнения подбирают, следуя задаче добиться правильного произношения звуков, нарушенных у ребенка.
- Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в виде игры, используя шуточные названия и сравнения при показе движений, привлечение картинок, ярких игрушек, забавных сказочных героев, стихов.
- Упражнения можно выполнять сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо взрослого и свое лицо.
- Взрослый должен уметь показать правильное выполнение упражнения, а ребенок, следуя его образцу и словесной инструкции, старается верно повторить. Постепенно, когда ребенок научится чувствовать движения и положение речевых органов, зеркало можно убирать
- Взрослый следит за качеством выполняемых движений: правильностью и точностью, плавностью и темпом, устойчивостью и легкой переключаемостью с одного движения на другое, а также дозирует выполняемое упражнение, не допуская переутомления. Поначалу количество повторений ограничивается до 2-3, что связано с повышенной утомляемостью мышц, а в дальнейшем увеличивается до 8-10-15 с небольшими паузами.
Статические артикуляционные упражнения: лопаточка, чашечка, иголочка, горка, трубочка, парус, грибок.
Динамические упражнения: часики, качели, вкусное варенье, змейка, катушка, маляр, лошадка, индюк, орешек.
МАСТЕР-КЛАСС ПО АГ.
Показ упражнений + картинки.
А теперь применим полученные знания и умения для выполнения артикуляционной гимнастики с помощью стихотворной сказки
«У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок и показом артикуляционных движений).
«Толстые внуки приехали в гости.
С ними – худые, лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
поцеловать они их потянулись.
Утром проснулись—в улыбочку губы.
Чистим мы верхние, нижние зубы.
Блюдца поставим— положат блины нам.
Дуем на блинчик—не в щеки, не мимо.
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
Вкусный был завтрак, никто не обижен.
Скажем спасибо и губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
Вечером скачем на лошади ловко.
Звонко стучат по дороге подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
и на опушке мы видим грибочки»
Молодцы!!!
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СКАЗКА-ШКОЛА НАРОДНОГО КРАСНОРЕЧИЯ, ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА».
В процессе слушания сказки ребенком происходит его знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношен...

Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребенка
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики детей младшего и старшего дошкольного...

Семинар ассоциации педагогов дошкольного образования. Секция "Учителя-логопеды, учителя-дефектологи" г. Москвы. Тема "Развитие речи детей с ОНР через проектную деятельность"
Использование продуктивной детской деятельности для развития речи детей с ОНР....

Речевое дыхание, ее роль в развитии речи ребенка
В данной статье рассматривается такие вопрсы как:1.Важность развития речевого дыхания и его влияния на речь детей в целом.2.Почему работу по развитию речи следует начинать ,прежде всего, с развития ды...

Зрительный гнозис и его роль в развитии речи ребенка
В данной работе обоснована необходимость развития зрительного восприятия у детей первых лет жизни. Ведь Л.С. Выгодский о важности восприятия писал "Ребенок может говорить и мыслить только восприн...
Элементы массажа и дыхательной гимнастики на занятиях по развитию речи
Презентация для выступления на семинаре....

