Дыхательная гимнастика и её роль в развитии речи ребенка
консультация (подготовительная группа) по теме

Карасева Татьяна Сергеевна

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика и её роль в развитии речи ребенка

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной
речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.

- Неэкономное и неправильное распределение выдыхаемого воздуха. В результате ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из – за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок выдыхает в середине слова.

- Торопливое произношение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».

- Неравномерный толчкообразный выход: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Для тренировки речевого дыхания рекомендуем следующие упражнения:

«Буря в стакане». Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

«Футболисты». Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик»), стараясь  забить гол  в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а  выдох был  плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек». Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Бабочка», «Осенние листочки»На уровне рта ребенка подвешены  на ниточках бумажные бабочки, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

«Кораблики». Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Подуем с блинчика». Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик»), подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

«Поющий пузырёк». Предложить ребёнку подуть в пузырёк. Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти посередине языка.

«Свечи». Для этого дыхательного упражнения годятся как большие разноцветные свечи из воска или парафина, так и маленькие сувенирные. Ребенок выполняет короткий бесшумный вдох без надувания щек и медленный выдох, задувая по очереди зажженные свечи. Можно устанавливать определенный порядок: «Задуй красную свечу, а потом - зеленую». Другой разновидностью дыхательных упражнений со свечой является резкий быстрый выдох при коротком бесшумном вдохе. Для этого упражнения целесообразно купить специальные свечи «с сюрпризом». Чем интенсивнее на них дуешь, тем сложнее погасить.

 Не забудьте, ребёнок не должен делать судорожных, резких вдохов с  поднятием плеч и с напряжением. Вдох должен быть спокойным. Кроме того, упражнения на дыхание утомляют ребёнка, поэтому не следует заниматься ими долго, достаточно несколько минут, т.к. длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СКАЗКА-ШКОЛА НАРОДНОГО КРАСНОРЕЧИЯ, ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА».

В процессе слушания сказки ребенком происходит его  знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношен...

Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребенка

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики детей младшего и старшего дошкольного...

Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей

Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей...

Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей

Стимулируя моторику мы активизируем зоны отвечающие за речь....

Консультация для педагогов "Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей"

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чтобы научит...

Пальчиковая гимнастика и ее роль в развитии речи детей

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и м...