Зрительный гнозис и его роль в развитии речи ребенка
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа)

Загородняя Наталья Васильевна

В данной работе обоснована необходимость развития зрительного восприятия у детей первых лет жизни. Ведь Л.С. Выгодский о важности восприятия писал "Ребенок может говорить и мыслить только воспринимая' ("Мышление и речь"). Описаны некоторые приемы, рекомендуемые Л.С. Цветковой для диагностики сформированности зрительного гнозиса. Этапы коррекционного обучения по Т.В. Ахутиной, а так же пример комплекса заданий представлены в данной презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnyy_gnozis_i_ego_rol_v_razvitii_rechi_rebenka.pptx929.16 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил учитель-дефектолог : Загородняя Н.В. Зрительный гнозис и его роль в развитии речи ребенка.»

Слайд 2

Введение Актуальность темы данного выступления обусловлена необходимостью расширения знаний о влиянии зрительного гнозиса на формирование речи. Ранний и младший дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. Зрение – основной канал информации об окружающем мире.

Слайд 3

Гнозис - узнавание Появление гнозиса в человеческой психике на определенном эта­пе антропогенеза, обуслов­лено тем, что между отдельными анализаторами возникали ассо­циативные связи. Вначале каждый из них работал изолированно друг от друга. Со вре­менем они стали передавать информацию друг другу. Благодаря этому одни ощущения, объединяясь с другими, перерабатывались в более сложные навыки — гностические.

Слайд 4

Виды гнозиса. Зрительный гнозис позволяет узнавать увиденное, соотносить видимые объекты мира между собой. 2. Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, протекающих во времени. 3. Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы. 4. Вкусовой гнозис позволяет идентифицировать знакомые вкусовые ощущения. 5. Обонятельный гнозис позволяет узнавать знакомые запахи.

Слайд 5

Зрительный гнозис Предметный – позволяет различать различные предметы, отличать их друг от друга. Цветовой - позволяет различать цвета. Лицевой – позволяет различать и запоминать лица. 4. Симультанный – это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки (необходим для восприятия сюжетных картин).

Слайд 6

Исследование зрительного гнозиса 1. Предметный гнозис -узнавание реалистичных изображений (Назови, что здесь нарисовано? Назови детали предметов.) -узнавание перечеркнутых изображений (Назови, что здесь нарисовано? Угадай, какие предметы нарисовал и зачеркнул художник) -узнавание наложенных изображений (Что здесь нарисовано?) -узнавание незавершенных изображений (Художник начал рисовать картинки, но не закончил. Угадай, что хотел нарисовать художник)

Слайд 7

Формирование «чувственной базы» речи у детей с речевыми нарушениями может быть разделено на 2 периода. 1. В первом периоде идет наполнение представлений об отдельных признаках предметов (форма, величина, цвет, фактура, звучание и т. д.) . Задания в этот период носят познавательных характер. 2. Второй период предполагает включение сформированных практических знаний о предметах в решение сложных познавательных задач, направленных на формирование способов обследования предметов, выявление и характеристику их свойств. Важное место в этом периоде отводится заданиям на конструирование.

Слайд 8

Работа по формированию зрительного предметного восприятия, согласно Н. М. Пылаевой, Т. В. Ахутиной , должна предусматривать решение следующих задач : 1) развитие зрительно-гностических процессов , включая разные стратегии зрительного опознания ; 2) развитие связи « зрительный образ - слово » , дифференциация зрительных образов и значений слов; 3) развитие зрительного внимания.

Слайд 9

Эти задачи решаются с помощью нескольких комплексов заданий. Первый комплекс включает задания по идентификации цветных реалистических изображений объектов. Второй комплекс заданий – нахождение вербализуемых различий на сюжетных картинках (наличие/отсутствие предмета, деталей, изменение формы, цвета, формы, размера, количества) В третий комплекс входят задания на перцептивное моделирование. Создание целостного образа из частей.

Слайд 10

Задания по развитию зрительного гнозиса способствуют формированию устойчивых, дифференцированных зрительных предметных образов и созданию прочной связи «слово - образ» . Создание чувственной основы слова предполагает и овладение ребенком теми действиями, которые можно выполнять с называемыми предметами. Особенно это касается орудийных действий (копать лопатой, кушать ложкой и т. п.) . В процессе овладения самим действием ребенок овладевает и словесным обозначением этого действия. Таким образом, зрительное восприятие помогает широко использовать наглядные опоры при отработке различных грамматических форм. Опираясь на картинки, ребенок учится дифференцировать родовые формы глаголов (упал стакан, упала тарелка, упало яблоко, упали стаканы) ; суффиксально-префиксальные образования существительных и глаголов, формы единственного и множественного числа существительных и глаголов и т. д. Формируя зрительное восприятие в младшем дошкольном возрасте мы помогаем ребенку воспринимать количественные и качественные различия предметов, действий, признаков и учиться передавать их адекватными лексико-грамматическими средствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СКАЗКА-ШКОЛА НАРОДНОГО КРАСНОРЕЧИЯ, ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА».

В процессе слушания сказки ребенком происходит его  знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает определенным соотношен...

Пальчиковые игры и их роль в развитии речи ребенка

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики детей младшего и старшего дошкольного...

родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"

Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...

Речевое дыхание, ее роль в развитии речи ребенка

В данной статье рассматривается такие вопрсы как:1.Важность развития речевого дыхания и его влияния на речь детей в целом.2.Почему работу по развитию речи следует начинать ,прежде всего, с развития ды...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...

Проектная деятельность "Эти прелестные сказки" АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использоват

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА. Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо ...