Конспект комплексного занятия с детьми в коррекционной группе на тему "Хлеб - наше богатство"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Ткаченко Лариса Викторовна

Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда. Уточнить и расширить знания детей о процессе получения хлеба (зерно-колос-мука-тесто-хлеб). Закрепить название профессий: тракторист, комбайнер, пекарь. Развивать логическое мышление. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Конспект комплексного занятия с детьми в коррекционной группе  на тему "Хлеб - наше богатство"

Программное содержание: Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда. Уточнить и расширить знания детей о процессе получения хлеба (зерно-колос-мука-тесто-хлеб). Закрепить название профессий: тракторист, комбайнер, пекарь. Развивать логическое мышление. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов.

Предварительная работа: Чтение рассказов и заучивание стихов: А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”, С. Дрожжина “Каравай”. Рассматривание иллюстраций и картин о труде хлеборобов. Заучивание пословиц и поговорок. Экскурсия в поле, на ток (во время уборки урожая). Рисование рисунков по темам экскурсий.

Словарь: Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб, агроном, хлебозавод, пекарь, зерно, хлеб, снегозадержание, трактор, тракторист, мелиоратор, мельница, мельник.

  1. Ход занятия

-Ребята, сегодня мы с вами побеседуем о главном продукте питания, а вот о каком, догадайтесь сами! (Читаю стихотворение).

  Каждый ломтик хлебушка

  Пахнет теплым небушком

  И земля всю силу в хлебе затаила

  С юга и до севера

  Зреет рожь — красавица

  Пшеница наливается.

-Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

Ответы детей.

- Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. У меня для вас есть коробочка с сюрпризом. Отгадайте загадку и коробочка откроется.

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

О.д.: Колосок. (Рассматривают колос)

 - Из чего состоит колос? (Ответ детей)

- Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба или продолжается? ( На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.)

-Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”.

-Для чего проводится эта работа?(О.д.)(Педагог дополняет) Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

- Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях? (Пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

- Да, трактористы пашут землю, а в старину перед тем как начать пахать в народе пели разные заклички:

“Черная земелька, а милее нет.
Черная земелька – будет белый хлеб”.(
Э. Мошковская)

- Ребята, давайте, и мы с вами вспомним и заведем хоровод под русскую народную песню “Земелюшка – чернозем”.

Дети выполняют хоровод с танцевальными движениями.

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай? (Жали серпом.)

-Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?(Комбайны, трактора.)

-Почему земля для посева должна быть мягкой? (Чтобы зернам было легче прорастать.)

-После того как землю вспашут, что с ней делают? (Вспаханное поле боронят.)

-Чем её боронят? (К трактору прицепляют борону.)

- Поле поборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? (Сеялки.)

- Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы зерна дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы они от жаркого солнца не засохли?  (Растения нужно пропалывать и поливать.)

- Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

- Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений. Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”  (Комбайн.)

- Ребята, кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

-Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.  (Элеватор – здание где хранят зерно.) (Иллюстрация)

-А затем куда везут зерно? (На мельницу, мукомольный завод.) (иллюстрация)

-Что там делают с зерном? (Зерно перемалывают в муку.)

- Как называют человека, который работает на мельнице? (Мельник.)

-Куда потом везут муку? (На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.)

- Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

-Я предлагаю вам провести физкультурную разминку “Калачи”:

Ча-ча-ча – наша печка горяча (разводят руки в стороны),
Чи-чи-чи – печет печка калачи (приседание),
Чу-чу-чу – будет всем по калачу (лепят ладошками калачи),
Чо-чо-чо – осторожно горячо (хлопки перед собой)
.

= Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.

  • Много снега, много хлеба.
  • Хвала рукам, что пахнут хлебом.
  • Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
  • Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
  • За обедом хлеб – всему голова.
  • Без труда хлеб не родится никогда.
  • Упустишь время – потеряешь урожай.
  • Хороша нива у дружного коллектива.
  • Все за одно, один за всех.
  • Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Труд земледельца велик и почетен.
  • Знай секундам цену, минутам счет.
  • Сделал дело, гуляй смело.
  • Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.

- Как мы сегодня так много узнали и вспомнили о хлебе и хлеборобах. Давайте нарисуем рисунок – подарок нашим хлеборобам. Дети приступают к рисованию коллективного рисунка, или рисуют на отдельных листах, вырезают рисунок и объединяют в общую композицию.

Итог: Хлеб нужен каждому человеку и каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с детьми 1 младшей группы: "Знакомство с русской матрешкой".

Комплексное занятие с малышами.  Знакомство с русским народным творчеством, развитие мелкой моторики посредством работы с крупой....

Конспект комплексного занятия с детьми 1 младшей группы: "Знакомство с русской матрешкой".

Комплексное занятие с малышами. Знакомство с русским народным творчеством, развитие мелкой моторики посредством работы с крупой...

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей коррекционной группы на тему: Украсим гнездо "Ученой вороны"

На занятии дети играют в хороводную игру, знакомятся с разновидностями птичьих гнезд, повторяют правила поведения в природе. С детьми организуются две дидактические игры и одна подвижная игра. Затем д...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Хлеб наше богатство»

конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме "Хлеб наше богатство"...

Конспект комплексной НОД с детьми первой младшей группы «Как у нашего кота приключилась вдруг беда»

Задачи:— продолжить знакомить детей с понятиями «один», «много»,— упражнять в определении цвета предмета, группировке предметов по цвету;— учить правильно вып...

Конспект комплексного занятия с детьми второй младшей группы по экологии «Заяц и волк – лесные жители», 2021

Конспект комплексного занятия с детьми второй младшей группы по экологии «Заяц и волк – лесные жители», 2021...