Развитие речи
консультация по развитию речи на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_po_razvit_rechi.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном (надо учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспримет, так и будет произносить). Торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка. Если дома  постоянно говорят громко, торопливо, разраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.

   Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной  речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

   Родителям в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные  слова или звукоподражание («Где бибика?»;  «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего,  кроме вреда, ребенку не даст - будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное  овладение словарем. Отрицательно  сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов.

   Недостатки  произнесения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к  нижним и т. д. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием  и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

   Чтобы научить четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего услышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их.

    Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается  возможности нормального восприятия речи. Поэтому необходимо оберегать  ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные магнитофоны, телевизоры и др. техника на полную громкость), а при заболевании органов слуха – необходимо своевременное лечение и не домашними средствами, а в медицинских  учреждениях.

    Родителям следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать его дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

    Однако чрезмерное форсирование речевого развития не рекомендуется. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, стихотворения ложные по форме и содержанию, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года правильно произносить шипящие и звук «р»), читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.    Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков.

   К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь, часто в таких случаях малыш вообще отказывается говорить, замыкается.  Исправлять ошибки надо в доброжелательном тоне. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец его произношения.

   Читая дома книжки с ребенком или рассматривая иллюстрации и предлагая ответить, что изображено на картинке, дети, часто справляясь с этим заданием, допускают речевые ошибки, перебивать ребенка не следует, надо дать ему возможность завершить задание, а затем, запомнив неточности в его речи, дать правильный образец.

   Нельзя уклоняться от вопросов, задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит и т.п.; взрослый же за это время сможет подготовится к рассказу. При этом малыш не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы вы не были заняты, выслушивайте ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о просмотренном мультфильме и т.п.

   В семье необходимо создать такие условия для ребенка, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.

   Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, родители не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению им правильной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...