развитие речи
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Искандарова Аделина Геннадьевна

рабочая прграмма

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_.doc394 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗОЛУШКА»

муниципального образования город Ноябрьск

РАССМОТРЕНО:

на заседании  Педагогического совета

Протокол № __

от «___»  августа 2013 года

Председатель Педагогического совета: ____________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель заведующего

по ВМР_______ Фомина Г.М.

от «__»  августа  2013 года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ «Золушка» ___________Жукова Л.Г.

 от «__»  августа  2013 года

Образовательная область «Коммуникация»

Рабочая программа

по образовательному компоненту «Развитие речи»

для детей подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи

(с 6 до 7 лет)

(непосредственно образовательной деятельности в неделю – 1,  

всего непосредственно образовательной деятельности в год – 36)

                        Составитель:

                        Искандарова А.Г.  

                        Бердник С.А.

                                                                               

                       

2013-2014

учебный год

                                 

     Содержание рабочей программы:

 

1.

Пояснительная записка .....…………………………………………………………………

2.

Требования к результатам освоения образовательного компонента «Развитие речи»………………….......................................................................................................

3.

Тематический план ...……………………………………………………………………….

4.

Содержание работы по освоению образовательного компонента «Развитие речи»  …………………………………………………………………………………...

5.

Способы проверки усвоения элементов содержания  образовательного компонента «Развитие речи» ..................................................................................................

ПРИЛОЖЕНИЯ  

6.

Календарно-тематический план  …………………………………………………………...

7.

Методика определения уровня освоения программы воспитанниками подготовительной к школе группы  .......…………………………………………………

             

Пояснительная записка

Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира.

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком, что обусловлено большим по сравнению с предшествующим периодом опытом детей, развитием их интеллектуальных способностей. В старшем возрасте общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.

Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года), в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  1.  Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
  2.  Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И.Максакова, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина. Под ред. О.С.Ушаковой.- М.: Изд-во «Совершенство», 1999
  3.  Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2007
  4.  Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006
  5.  Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа.
  6.  Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста / авт.- сост. Л.Е. Кыласова.- Волгоград: Учитель, 2007
  7.  Ушакова О.С. Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2009.

Данная рабочая программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 36 учебных часов (согласно календарному учебному графику). Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи проводится 1 раз в неделю в первой половине дня, продолжительностью 30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Сопутствующими формами образовательной деятельности являются:

  • непосредственное общение с животными и растениями на прогулках, экскурсиях;
  • использование детской литературы, в которой представлена нравственная оценка автора положительных и отрицательных поступков людей по отношению к природе;
  • просмотр видеофильмов о природе, проведение экологических праздников;
  • посещение музейно-ресурсного центра, Зимнего сада;
  • работа с картами России и ЯНАО;
  • сюжетно-ролевые, развивающие игры;
  • создание коллекций;
  • проектная деятельность;
  • экспериментирование;
  • наблюдения;
  • беседы.

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого- педагогических задач области «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.

Коммуникация как главное средство и условие  реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).

При реализации образовательной области «Коммуникация» необходимо учитывать следующее:

  • задача по формированию и развитию общения и средств общения в блоке «Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов» во всех возрастных группах решается в пределах времени, отведенного на присмотр и уход за детьми, а также на реализацию других образовательных областей.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

В соответствии с целью и основными задачами психолого-педагогической работы по образовательной области, в рабочей программе сформулированы следующие задачи:

по развитию свободного общения со взрослыми и детьми, активной речи детей в различных видах деятельности и практическому овладению нормами русской речи:

  • задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;

проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы;

  • высказывать предположения, давать советы;
  • активно участвовать в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступков, его переживания;
  • адекватно использовать в речи название нравственных качеств человека;
  • рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;
  • использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования деятельности, доказательства объяснения;
  • составлять словесный автопортрет и портреты знакомых людей, отражая особенности внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества;
  • свободно и адекватно использовать в речи слова, обозначающие названия стран и континентов, символы своей страны, города (села), объекты природы, профессии и социальные явления;
  • составлять творческие рассказы, сказки, загадки  (с использованием описаний и повествований);
  • употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;
  • осуществлять звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой;
  • развивать объяснительную речь (объяснять сверстникам и младшим детям правила поведения в общественных местах, способы выполнения основных гигиенических процедур, убеждать в необходимости ЗОЖ);
  • использовать в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние людей, животных и др.;
  • оценивать свое поведение, поведение других людей с позиций нравственных норм и выражать оценку в речи, используя адекватные речевые средства,  в т.ч. названия нравственных качеств человека;
  • способствовать использованию разнообразных конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми (договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве);
  • развивать умение адекватно и осознанно выбирать стиль и разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия;
  • развивать способность планировать игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета и организации игровой обстановки.

Новизна данной рабочей программы состоит в использовании при организации образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы), позволяющих преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента), а также эффективность образовательной деятельности. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.

В программе также представлены: 

  • новая педагогическая стратегия – взаимосвязь познавательной и продуктивной деятельности дошкольников;
  • единое творческое пространство – комплексное использование художественного слова, музыки, изобразительного искусства. 

Обновление содержания рабочей программы связано с тем, что в основу построения образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип, поэтому темы непосредственно образовательной деятельности подобраны с учетом примерного календаря праздников, событий; предусмотрено решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, что отражено в календарно-тематическом планировании к рабочей программе (раздел «Сопутствующие формы работы»).

В рабочей программе выделено специальное время на непосредственно образовательную деятельность, направленную на реализацию национально-регионального компонента (темы: «Мы живем на севере», «Знакомство с символикой Ямало-Ненецкого автономного округа», «Обитатели тундры», «Ненец – житель тундры», «Промыслы ханты и манси»,  «Средство передвижения ненцев»).

Целью реализации национально-регионального компонента является формирование толерантного отношения к людям другой национальности, раскрытие мира национальных культур, расширение у детей представлений об образе жизни людей, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ.

Работа направлена на решение задач:

  • продолжать знакомить с животными, обитающими на Ямале (звери: горностай, песец, тюлень, морж, бурундук; птицы: кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан; рыбы: ерш, окунь, щука, язь; рептилии: змея, живородящая ящерица, лягушка);
  • учить различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам (деревья: ель, сосна, кедр, осина, береза; кустарники: багульник, карликовая береза, ива; травянистые растения: пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма; ягоды: черника, голубика, брусника, клюква, морошка; грибы: сыроежки, подберезовик, боровик, маховик);
  • формировать представление о жизни и быте коренных народов Ямала: ненцы кочуют в тундре, значение оленя в жизни людей (кормит и одевает людей), отношение людей к природе, вещам;
  • обогащать представления детей о природных богатствах Ямала и их значении в жизни людей;
  • закреплять представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска.

В рабочей программе учитывается компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни: в каждый компонент непосредственно образовательной деятельности включена физкультминутка, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика; формирование представлений о здоровом образе жизни отражено в отдельные темы («Я человек», «Если хочешь быть здоров», «Человек и его здоровье, здоровая пища», «Береги себя»).

В подготовительной к школе группе основной формой организации непосредственно образовательной деятельности является фронтальная с учетом возрастных особенностей старших дошкольников, задач формирования элементов учебной деятельности и разностороннего развития детей, предусмотрено также проведение подгрупповых занятий (работа над проектами), индивидуальная работа. 

Особенности организации образовательного процесса по образовательному компоненту «Развитие речи»

Формы работы

Средства, методы и приемы

Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Чтение

Беседы после чтения

Рассматривание

Решение проблемных ситуаций

Разговоры с детьми

Игры

Формирование и развитие общения познавательно-исследовательского характера и средств общения:

- задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки;

- проявлять инициативу и обращаться к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы;

- высказывать предположения, давать советы;

-  активно участвовать в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступков, его переживания;

- адекватно использовать в речи название нравственных качеств человека;

- рассказывать о собственном замысле, способе решения проблемы, используя форму описательного и повествовательного рассказа;

- использовать элементарные формы речи-рассуждения для планирования деятельности, доказательства объяснения;

- составлять словесный автопортрет и портреты знакомых людей, отражая особенности внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества;

- свободно и адекватно использовать в речи слова, обозначающие названия стран и континентов, символы своей страны, города (села), объекты природы, профессии и социальные явления;

- составлять творческие рассказы, сказки, загадки  (с использованием описаний и повествований);

- употреблять вежливые формы речи, следовать правилам речевого этикета;

  • осуществлять звуковой анализ слов с определением места звука в слове и его характеристикой.

Фронтальная

(групповая)

Подгрупповая

Индивидуальная

Структура каждой непосредственно образовательной деятельности определяется ее содержанием: посвящается ли она изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения материала детьми. Каждая непосредственно образовательная деятельность включает в себя 3 части: вводная часть (актуализация индивидуального опыта детей; воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности; создание атмосферы группового доверия и принятия), основную часть (основное содержание – совокупность методов и приемов, направленных на решение задач данной непосредственно образовательной деятельности), итог (завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии; эмоциональная и смысловая оценки деятельности).  В структуре каждой непосредственно образовательной деятельности предусмотрен перерыв для снятия физического и умственного напряжения. В содержание перерыва входят игровые упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, речи.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:

Образовательная область

Интеграция

«Познание»

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми

«Чтение художественной

литературы»

использование художественных произведений для формирования целостной картины мира

«Здоровье»

расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни

«Социализация»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире

«Труд»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности

«Безопасность»

формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы

«Музыка» и

«Художественное творчество»  

расширение кругозора в части музыкального и изобразительного  искусства; использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания образовательного компонента

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с возрастными особенностями развития воспитанников, с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также необходимостью реализации национально-регионального компонента и компонента ДОУ.

В рабочей программе заложены возможности формирования у воспитанников умений и навыков (в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями), интегративных качеств, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.    

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы (диагностика) проводится 1 раз в год (май) с использованием низкоформализованных (наблюдение, беседа, индивидуальная работа и др.) методов.

Требования

к результатам освоения образовательного компонента «Развитие речи»

 образовательной области «Коммуникация»

воспитанниками подготовительной к школе группы

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Может объяснить способы выполнения основных гигиенических процедур сверстнику или более младшему ребёнку. Имеет представления о правилах здорового образа жизни и может рассказать о них. Может убедить собеседника в необходимости соблюдения элементарных правил здорового образа жизни, используя форму речи-доказательства.

2. Любознательный,

активный

Задаёт вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки. Проявляет инициативу и обращается к взрослому и сверстнику с предложениями по экспериментированию, используя адекватные речевые формы: «Давайте попробуем узнать…», «Предлагаю провести опыт». В процессе совместного экспериментирования высказывает предположения, даёт советы. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому, используя вежливые формы обращения, соблюдая правила речевого этикета. Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе, высказывая предложения к организации развивающей среды, обсуждая текущие вопросы.

3. Эмоционально

отзывчивый

Понимает эмоциональное состояние партнёра по общению. Узнаёт и описывает настроение и эмоции персонажа картины, литературного героя. Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции, настроение и состояние человека (грустит, переживает, расстроен, радуется, удивляется, испуган, боится и т. д.). Передаёт в рассказе состояние растения, животного, устанавливая связи («У растения бледные пожелтевшие листья, слабый стебель — растению плохо, ему не хватает света и влаги»). Эмоционально реагирует на произведения искусства, отражает свои эмоции в речи («Музыка грустная, задумчивая, плавная», «Картина радостная, яркая, солнечная» и т. д.).

4. Овладевший средствами общения и способами

взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Способен общаться с людьми разных категорий (сверстниками и взрослыми, с более старшими и младшими детьми, со знакомыми и незнакомыми людьми). Владеет диалогической речью: умеет задавать вопросы, отвечать на них, используя грамматическую форму, соответствующую типу вопроса. В разговоре свободно использует прямую и косвенную речь. Использует разнообразные конструктивные способы взаимодействия с детьми и взрослыми: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве. Может изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации. Адекватно и осознанно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений,

соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила поведения

Владеет вежливыми формами речи, активно следует правилам речевого этикета. Различает и адекватно использует формы общения со сверстниками и взрослыми. Оценивает своё поведение с позиций нравственных норм и выражает оценку в речи: поступил честно  (нечестно), смело (испугался), разговаривал вежливо (грубо), оказал помощь (не помог) и т. д. Выражает в речи оценку поведения сверстников, устанавливая связь между поступком и нравственным правилом: отобрал книжку — обидел, не выполнял правила — играл нечестно, не признался в содеянном — струсил и обманул и т. д. Участвует в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, не только оценивая героя по его поступкам, но и учитывая мотивы поступка, его переживания. Адекватно использует в речи название нравственных качеств человека. Может рассказать о правилах поведения в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т. д.), ориентируясь на собственный опыт или воображение.

6. Способный решать

интеллектуальные и

личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы поведения.

Решает интеллектуальные и личностные проблемы посредством использования освоенных речевых форм. Рассказывает о собственном замысле, используя описательный рассказ о предполагаемом результате деятельности («Я хочу нарисовать корабль, на котором будут две высокие мачты с разноцветными флагами, большая палуба с бассейном»), о собственном способе решения проблемы, используя форму повествовательного рассказа о последовательности выполнения действия. Владеет элементарными формами речи-рассуждения и использует их для планирования деятельности, доказательства, объяснения. Отгадывает описательные и метафорические загадки, доказывая правильность отгадки («Эта загадка о зайце, потому что…»). Планирует игровую деятельность, рассуждая о последовательности развёртывания сюжета и организации игровой обстановки. Объясняет сверстникам правила новой настольно-печатной игры.

7. Имеющий первичные

представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Активно участвует в беседах о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения. Составляет словесный автопортрет, отражая особенности своего внешнего вида, половую принадлежность, личностные качества, собственные умения и достижения. Составляет словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребёнка качества. Рассказывает о своей семье (составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях), ориентируясь на наглядность и по представлению. Свободно и адекватно использует в речи слова, обозначающие названия стран и континентов, символы своей страны, своего города, населённого пункта. Использует в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социальные явления.

8. Овладевший

универсальными

предпосылками учебной деятельности.

Умеет действовать по указанию взрослого: выполнять инструкции, данные словесно, точно воспроизводить словесный образец при пересказе литературного произведения близко к тексту. Выполняет графические диктанты. Успешен в словесных играх с правилами («Да и нет  не говорить…», «Слова на последний звук» и т. д.).

9. Овладевший

необходимыми

умениями и навыками

Использует формы описательных и повествовательных рассказов, рассказов по воображению в процессе общения. Проявляет творчество в процессе сочинения загадок, сказок, небылиц.

Тематический план

по образовательному компоненту «Развитие речи»  

образовательной области «Коммуникация»

в подготовительной к школе группе.

месяц

№ недели

Тема

непосредственно образовательной

деятельности

Количество непосредственно образовательной деятельности

В том

числе

практической

сентябрь

1

Скоро в школу

1

1

2

Что мы называем Севером.

1

1

3

Человек. Части тела.

1

1

4

Детский сад

1

1

октябрь

5

Сбор фруктов

1

1

6

Дикие животные

1

1

7

О чем печалишься осень

1

1

8

Сезонная одежда                                  

1

1

9

Умные машины.

1

1

ноябрь

10

Широка страна моя родная

1

1

11

Жители тундры

1

1

12

Домашние животные

1

1

13

Птичий двор

1

1

декабрь

14

Зима.

1

1

15

Перелетные птицы.

1

1

16

Зимующие птицы

1

1

17

Хвойные деревья

1

1

январь

18

Новогодний карнавал

1

1

19

Животные жарких стран

1

1

февраль

20

Мебель

1

1

21

Транспорт

1

1

22

Наша Армия

1

1

23

Почта

1

1

март

24

8 Марта                        

1

1

25

Посуда

1

1

26

Весна.

1

1

27

Библиотека.

1

1

апрель

28

Международный день птиц.

1

1

29

Космос.

1

1

30

Продукты

1

1

31

Весна.

1

1

32

Насекомые

1

1

май

33

День победы

1

1

34

Моя семья

1

1

35

Времена года

1

1

36

День защиты детей

1

1

Итого

36

36


Содержание программы по освоению образовательного компонента «Развитие речи»  образовательной области «Коммуникация»

Развитие связной речи детей.

Диалогическая речь. 

  • Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.
  • Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).
  • Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, извинение, обращение, просьба, утешение, благодарность, прощание, отказ).
  • Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности.
  • Упражнять детей в умении составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и пр.).
  • Упражнять ребенка в вежливом и тактичном ведении диалога с взрослыми и другими детьми.

Монологическая речь. Начать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.

Описание. 

  • Упражнять в умении выделить и назвать объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик.
  • Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов следующим путем: а) определение двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); б) выбор последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях.
  • Упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, художественная литература, дидактические игры и задания и т.д.)

Повествование. 

  • Упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках (в какой последовательности появились герои, разворачивались события или действия).
  • Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначить главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок).
  • Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.
  • Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований.
  • Учить детей в составлении повествовательных высказываний путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путем изменения или изменения отдельных эпизодов текста.
  • Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу).

Способы проверки усвоения образовательного компонента «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация»

В процессе реализации программы используются формы контроля (индивидуальная и групповая) и методы (беседа, тестовые задания, практическая работа).

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий

Кроме этого, в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности, педагоги целенаправленно наблюдают за поведением и деятельностью детей, с целью определения уровня сформированности следующих интегративных качеств:

  • любознательный, активный;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),  адекватные возрасту;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Характеристики интегративных качеств приведены в соответствующих таблицах общего мониторинга. Оценка результатов данных наблюдений проводится один раз в год (в конце учебного года) и является составляющей результатов наблюдений за ребенком в различных видах деятельности, в процессе режимных моментов и пр.

Одной из форм подведения итогов реализации данной рабочей программы является проведение итоговой непосредственно образовательной деятельности.

Используемая литература.

1. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. О.А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  1.  Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
  2.  Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада/ О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, А.И.Максакова, Е.М.Струнина, Т.М.Юртайкина. Под ред. О.С.Ушаковой.- М.: Изд-во «Совершенство», 1999
  3.  Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 6-7 лет: Конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2007
  4.  Лапп Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2006
  5.  Петрова Т.И. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Подготовительная группа.
  6.  Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста / авт.- сост. Л.Е. Кыласова.- Волгоград: Учитель, 2007
  7.  Ушакова О.С. Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2009.


Календарно-тематическое планирование по образовательному компоненту «Развитие речи»

образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе

МЕСЯЦ

Планируемая                       дата

Фактическая

дата

НАЗВАНИЕ

Тема, задачи

Структура

НРК  +

Компонент ДОУ *

Сопутствующие формы работы

сентябрь

День знаний

  • «Скоро в школу».

- Уточнить и расширить знания детей о школе. Отвечать полными предложениями, правильно строя их. Продолжить вводить в словарь новые слова: класс, перемена, урок, парта, портфель и. т. д.

С. Н. Сазонова «Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи». С 138.

1.Игра с мячом «Закончи

пословицу».

2. Беседа по теме.

3. Физкультминутка.

4.Игровое упражнение «Волшебные фигуры».

5. Чтение отрывка из стихотворения П. Сила «Книги». Чтение стихотворения Л. Дьякова «Первоклассник».

6. Слушание песни «Чему учат в школе». (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Чтение произведений, заучивание стихов, пословиц, песен о школе.

Оформление с/р игры «Школа».

Экскурсия в школу.

Беседы с детьми об их старших братьях и сёстрах, учащихся в школе.

День нефтяника. « Мой дом – север».

  • «Что мы называем Севером?».

- Познакомить с понятием «Север».

Закрепить знания характерных признаков зимы, сравнить их с природой северных с природой северных регионов.

Тренировать в запоминании стихов, отгадывании загадок. Учить аргументированно отвечать на вопросы воспитателя, развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.

Способствовать развитию интереса к окружающему миру.

Т. А. Шорыгина. с 5.

1.Рассказ педагога, что такое север? (Словесное описание).

2.Рассматривание модели земного шара.

3. Беседа, почему край называют северным?

Рассматривание иллюстраций, открыток, слайдов, направленных на то, чтобы вызвать интерес к северному краю.

Человек (Части тела).

  • «Человек. Части тела».

- Познакомить детей с частями тела человека;

Научить образовывать существительные числа;

Учить составлять предложения на наглядном материале;

Учить различать правую, левую руку, ногу и. т. д.

Закрепить словарь по данной теме;

Развивать внимание.

Е. В. Кузнецова. И. А.Тихонова с. 4.

«Развитие и коррекция речи».

1.Орг. момент.

2.Загадки о частях тела.

3.Д/И «Один - много».

4.Физкультминутка «Девочки и мальчики».

5.Д/И «Подбери слова».

6.Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».

7.Д/И «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистыми и опрятными.

8.Учебное задание «Составь фигуру человека».

Рассматривание картинок с изображением людей, туалетных принадлежностей.

Проговаривание названий частей тела.

День дошкольного работника

  • «Детский сад».

- Уточнить знания детей для чего нужен детский сад.

Л. Н. Смирнова. «Логопедия в д/с.» с. 19.

1.Беседа о том для чего нужен детский сад.

2.Лексико-грамматическая игра «Что делает?».

3.Психоречевая гимнастика.

4. Речевая подвижная игра «Сначала  буду маленьким».

Знакомство с группой, с работой персонала д/с.

Знакомство со зданием д/с.

Рассматривание картинок с изображением инвентаря д/с, карты д/с.

октябрь

Осень. Овощи и фрукты

  • -Расширить знания и  

Представления детей об овощах. Упр. В умении различать овощи по форме, вкусу .Закрепить навык словоизменения (согласовывание  прил-х с сущ-ми).

Воспитывать интерес к растительному миру.

Словарь: овощи чистят, моют, режут, солят, рубят, сладкие, сочные и. т. д.

С.Н. Сазонова «Развитие речи дошкольников с ОНР» с. 59

1.Орг.момент (загадка – стихотворение).

2.Игра «Назови правильно овощ».

3.Рассказы детей об овощах, используя карточки – схемы.

4.Физкультминутка (имитация движений). «Засолка капусты».

5.Д/И «Приготовим салат».

Загадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением овощей.

Экскурсия на огород.

Приготовление салатов (дигустация с     родителями).

Беседы об урожае овощей.

Экскурсия в теплицу.

Чтение стихов.

Игра – хоровод «Кабачок».

Всемирный день животных

  • «Дикие животные».

-Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу.

Развивать логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживание и сопричастность ко всему, что нас окружает.

С. Н. Сазонова «Развитие речи дошкольников с ОНР». с.73.

1.Прослушивание «Тройка» Г. Свиридова.

2.Встреча со старичком – лесовичком. (Загадки о диких животных).

3.Кукольный театр (по материалам Н. Шабановой).

4.Физкультминутка «Накорми зверей».

5.Практическое задание «Сложи открытку».

Рассматривание картин, иллюстрирующих жизнь диких животных.

Чтение стихов знакомящих с жизнью животных

Осенний лес. Деревья, грибы, ягоды.

  • «О чём печалишься осень?»

-Закрепить знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы.

Желание выразить  свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух: умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты; упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.

Сформировать представления, что деревья сбрасывают листву.

В лесу растёт много деревьев, кустарников. Активизировать словарь. Ушакова О.С  с 158

1.Чтение Г.  Скребицкого  «Осень».

2.Рассматривание осенних пейзажей.

3.Беседа по пейзажам художников.

4.Чтение рассказа М. Пришвина «Последние грибы».

5.Рисование осени к рассказу под аудиозапись инструментальной пьесы.

Рассматривание иллюстраций на тему «Золотая осень».

Сбор букетов из осенних листьев.

Прослушивание тематических аудиозаписей «Звуки леса».

Осенняя одежда

  • «Сезонная одежда».

-Активизировать словарь по теме: фабрика, мастерская, ателье, фасон, заказ, размер, примерка, демисезонная.

С. Н. Сазонова «Развитие дошкольников с ОНР». с 99

1.Орг. момент.

Назовите, у кого на картинках осенняя одежда, зимняя одежда, летняя обувь.

2.Разложить на наборном полотне одежду и обувь в соответствии с сезоном.

3.Беседа по картинке «Ателье».

4.Физкультминутка (имитация рабочих действий).

5.И/У «Найди отличия».

И/У «Запомни и повтори».

Рассматривание картин, иллюстрирующих труд взрослых в ателье, на обувной фабрике.

Экскурсия в ателье, в мастерскую по ремонту обуви.

Инструменты

«Помощники человека»

(беседа, составление описательных рассказов.) Расширять знания детей о помощниках человека, об электрическом токе, учить находить ответ на загадку, спрятанную в тексте. Познакомить с историей создания электрической плиты.  А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий», стр.196.Т.А.Фалькович «Развитие речи», стр. 206. Е.А.Алябьева «Игры для детей 5-8 лет.

1.Экскурсия на кухню детского сада.

2.Составление описательного рассказа.

Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок.

ноябрь

День народного единства

«Широка страна моя родная»

-Дать детям представления о России, как стране городов; познакомить с принципом создания гербов;

Расширять представление детей об особенностях географического положения России.

А. А. Вахрушев с 266.

1.Рассказ педагога о Георгии Победоносце.

2.Рассказ о названиях городов и их гербах.

3.Беседа «Россия – самое большое государство мира».

4.Фихкультминутка.

5.Рассматривание карты России, какими цветами окрашена карта России.

Рассматривание изображений гербов городов  России.

Прослушивание аудиозаписей звуков природы (журчание родника, ручейка, реки, плеска морских волн, шторма).

Рассматривание иллюстраций с изображением гор, рек, морей, равнин, элементов ландшафтов.

Слушание П. И. Чайковского «Времена года».

Конструирование горных вершин, изготовление элементов ландшафтов.

Домашние животные и их детеныши

Составление рассказа домашних животных по сюжетным картинкам. Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному

 и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность. Учить употреблять названия детенышей животных в родительном падеже.

О С Ушакова «Занятия по развитию речи», стр.185

1.Орг.Момент. (рассматривание сюжетных картинок).

2.Составление рассказа  о животных по сюжетным картинкам.

3.Физкультминутка  «Имитация движения животных»

4.Д/И «Назови детеныша »

5 Образование существительных в родительном падеже.

Рассматривание книг с иллюстрациями животных. Отгадывание загадок. Вывешивание картины с домашними животными на лексическую доску.

Прослушивание аудиозаписей звуков домашних животных.

Домашние птицы и их детеныши

  • «Птичий двор».

- Уточнить названия домашних птиц:

Знать признаки, повадки, чем питаются, как голос подают, какую пользу приносят; подобрать слова-действия и слова признаки, образовывать притяжательные прилагательные, сущ-е мн числа, уменьшительно-ласкательную форму сущ-х; работа над предложением, упражнять в составлении описательных рассказов, раз-ть внимание, память.

Е.В Кузнецова. И.А.Тихонова

«Развитие и коррекция речи» с 30.

1.Орг. момент.(загадки).

2.Работа с картинками.

3.Д/У «Скажи по другому».

4.И/У «Подбери слова-действия».

5.Д/И «Сосчитай»

6.И/У «Составь предложения».

7.Физкультминутка (с мячом). «Скажи ласково».

8.Составление описательных рассказов по плану.

Рассматривание картинок с изображением домашних птиц,  видеопризентаций о домашних птицах.

День матери

  • «Для мамы».

-Воспитывать любовь и уважение к матери; способствовать созданию семейных традиций, тёплых взаимоотношений в семье.

Д/В № 11  2007г.  С  115

1.Вход под музыкальное сопровождение.

2.Чтение стихотворений о маме.

3.Рассказ педагога, что за праздник – День матери.

4.Конкурсы

Сочинение стихов о маме.

Беседы о маме.

Фотовыставки  «Мамы всякие нужны», «Моя любимая мамочка».

Оформление стенгазеты.

Изготовление подарков для мамы.

декабрь

Здравствуй, зимушка - зима!

«Зима».

-Расширить представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения; логически мыслить, чётко формулировать свои ответы и давать их в грамматически правильной форме.

Л.Г. Селихова с 19.

«Ознакомление с природой и развитие речи».

1.Беседа с детьми по иллюстрациям.

2.Загадка о зиме.

3.Чтение отрывка из произведения В. Бианки «Лесная газета».Дети выбирают краски зимы (о чём они говорят).

4.Рассказ педагога о мальчике, которому бабушка рассказала о зиме.

Дети пересказывают.

Беседы о времени года - Зима, об изменениях в природе, о животных и растениях в лесу, о характерных признаках.

Чтение художественного слова.

Д/И «Когда это бывает?».

Рассматривание зимних пейзажей.

Учиться называть зимние забавы.

Зимующие птицы

  • «Зимующие птицы».

-Закрепить и уточнить названия зимующих птиц; образовывать сущ-е с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с сущ-ми; подбор слов-антонимов;

Развивать словарь, внимание.

Е.В.Кузнецова.

И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей» с 40.

1.Орг.момент.(Упражнение на логическое мышление).

2.Беседа о времени года.

3.Рассказ о птицах.

4.Физкультминутка «Птички».

5.Д/И «Сосчитай», «Скажи ласково», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко».

Рассматривание открыток, иллюстраций с птицами, слушание аудиозаписей «пение птиц».

Наблюдение за птицами на прогулке.

Чтение рассказов о птицах.

Хвойные деревья

  • «Хвойные деревья».

-Закрепить названия хвойных деревьев. Учить детей различать деревья по внешним признакам. Объяснить, что леса, в которых растут ели и сосны, лиственницы и кедры называются хвойными.( на ветках не листья, а зелёные иглы - хвоя.) Образовывать прил-е от сущ-ых, подбирать слова антонимы,закрепить употребление предлогов; развивать словарь по данной теме. Т.А. Шорыгина «Беседы о русском лесе». С 17.  Е. В Кузнецова  И.А.Тихонова «Развитие и коррекция речи детей» с 20

Е.Е Агранович с 18.  

1.Орг. Момент. Упражнение на логическое мышление.

2.Беседа «Как вы думаете, какие леса называются хвойными?»

3.Вопросы по теме.

4.Рассказ педагога о еловом лесе и сосновом.

5.Чтение стихотворения «В

смолистом ельнике».

Рассматривание иллюстраций с изображением хвойных деревьев.

Заучивание частей дерева.

Чтение произведений о лесе, деревьях.

Наблюдение за хвойными деревьями на прогулке.

Заучивание стихов, загадок.

Д/И «Подбери признак», «Четвёртый лишний».

Составление сравнительных рассказов о еле и сосне.

Изготовление поделок из природного материала.

Новогодний  карнавал

Этот сказочный Новогодний карнавал!

Расширить знания детей о празднике, о главных его героях: Дед Мороз, Снегурочка, о различных карнавальных костюмах. Дать детям возможность почувствовать красоту и широту народных праздников. Учить детей составлять рассказы творческого характера. Продолжать формировать грамматически правильную речь, используя разные виды предложений. Учить анализировать рассказы.  Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи», стр. 67  

1.Орг.момент (куклы в карнавальных костюмах)

2.Рассматривание костюмов (проговаривание деталей костюмов).

3.Составление рассказов «Ох, карнавал».

4.Физминутка «В хоровод»

5. Образование сложных прилагательных.

6.Речевая игра «Доскажи словечко».

Заучивание стихотворений про новый год.

Составление рассказов (из личного опыта)

Изготовление ёлочных игрушек.

Выставка «Мастерская деда Мороза».

январь

Зимние развлечения

  • «Зимние забавы».

- Закрепить знания о зиме;

Уточнить признаки зимы;

Учить составлять сюжетный рассказ по картине;

Развивать словарь, память, внимание, мышление.

Е. В . Кузнецова И.А. Тихонова С 43.

З. Е. Агранович. С 91

1.Орг. Момент. Упражнение на логическое мышление.

2.Беседа о времени года.

3.Работа по картинно-графическому плану.

4.Д/И «Подбери слова».

5.Физкультминутка «Снег».

6.Задание по картинкам (составление предложений).

7.Составление рассказа по картине.

Закреплять зимние месяцы, признаки зимы, зимний спортивный инвентарь, зимние игры на прогулке.

Наблюдения в д/с и с родителями во время прогулок.

Д/И «Кому что нужно», «Четвёртый лишний».

Составление рассказов (из личного опыта).

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Выкладывание фигурок из счётных палочек (зимние забавы).

Животные  жарких стран

  • «Животные жарких стран».

-Уточнить с детьми названия животных жарких стран и их детёнышей;

Уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются, характерные повадки; образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова; учить детей понимать и объяснять значения крылатых выражений.

Закреплять словарь по данной теме.

Е.В Кузнецова  И.А Тихонова «Развитие и коррекция речи детей» с 72.

1. Орг. Момент (стихотворение «Джунгли»).

2.Беседа о животных жарких стран.

3.Д/И «Кто у кого?»

4.Физкультминутка.

5.Д/И «Добавь словечко», «Чьё это?», «Составь слово».

6. Защита проекта « Берегите животных»

Рассматривание иллюстраций и картин с изображением животных.

Чтение произведений.

Просмотр видеопризентаций.

Составление описательных рассказов «Как я был в зоопарке».

Чтение С. Маршак «Где обедал воробей?»

Д/И «Чей, чья, чьё, чьи?», «Четвёртый лишний».

Литературная викторина. «Закончи предложение».

февраль

Мебель.

  • «Мебель».

-Уточнить названия мебели, её составные части; уметь различать кухонную, спальную, столовую (гостинную) мебель.Образовывать сущ-е род. Патежа, уменьшительно-ласкательную форму сущ-х, прилагательные от сущ-х, подбор слов-антонимов; согласовывать прил-е с сущ-ми;Составлять предложения с предлогами, сюжетный рассказ по опорным словам; развивать внимание, память.

Е.В. Кузнецова  И.А Тихонова с 45. «Раз-е и коррекция речи детей».

1.Орг.Момент. Упражнение на логическое мышление.

2.Беседа о мебели.

3.Д/И на внимание «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Скажи ласково», «Скажи наоборот».

4.Физкультминутка.

5.Беседа о мебели по картинкам.

6.Составление рассказа «Как изготавливают мебель?»

7.Составление предложений с предлогами по опорным картинкам.

Рассматривание мебели  с родителями в мебельных магазинах(экскурсии).

Рассказы (из личного опыта) «Мебель в моей квартире».

Д/И «Четвёртый лишний».

Подбор родственных слов.

Выкладывание мебели из счётных палочек

Транспорт.   ПДД

  • «Транспорт».

-Закреплять знания детей о транспорте (виды, назначения).

Закреплять представления о профессиях людей, управляющих транспортными средствами. Формировать навык словообразования (обр-е сущ-х при помощи суффиксов). Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых. Развивать словарь: автобус, электричка, троллейбус, водный, наземный, водный). С.Н Сазонова «Развитие речи дошкольников с ОНР». с 124

1.Орг. Момент.

И/У «Собери и назови».

2. Обобщение материала по теме.

3.Беседа о профессии – водитель.

4.Физкультминутка (с мячом). «Составь предложение» (н/п со словом самолёт).

5.И/У «Назови правильно».

Экскурсия «Моя улица».

Заучивание стихотворения Я Пишума «Машины».

Наша Армия (военные профессии)

  • «Наша Армия».

-Расширять знания детей о том, что Российская Армия – защитника нашей Родины. Уточнить представления детей о родах войск. Развивать навыки контекстной речи. Учить детей навыкам словообразования (образование существительных при помощи суффиксов). Воспитывать уважение к людям военных специальностей.

С.Н  Сазонова. «Развитие речи дошкольников с ОНР». с 122

1.Орг. Момент. И/У «Закончи предложение».

2.Введение в тему.

- рассматривание иллюстраций с изображением военной техники.

3.Обобщающая беседа.

4.Игра – соревнование «Кто быстрее оденется по тревоге?»

5.Физкультминутка.

Рассматривание иллюстраций.

Встреча с военным.

Просмотр учебного видеофильма о буднях Российской Армии.

Знакомство с современными военными песнями.

Почта. Профессии

  • «Почта»

-Познакомить детей с процессом получения бумаги, на которой пишутся письма, и бумаги, на которой печатаются журналы и газеты.

Объяснить, что почта помогает людям получать быструю информацию о событиях, происходящих в мире.  Познакомить с профессией – почтальон.( Т. В Потапова с39)

Д/В№9 2001г.  С 17

1.Орг. момент.(Наводящие вопросы по теме)

2.Приветствия. Рассказ работника почты о своей работе.

3.Рассматривание посылок, конвертов, почтовых ящиков.

4.Отправление заранее подготовленных писем.

5.Прощание. Благодарность сотрудникам почты.

На занятиях по ручному труду готовим открытки ,письма.

Экскурсия на почтовое отделение.

Запомнить свой домашний адрес.

март

Мамин праздник. Женские профессии

-Знать названия разных женских профессий, их своеобразие; то, что каждая профессия предполагает определённые действия, атрибуты, результаты  деятельности, способности человека; определять род деятельности по орудиям труда, фирменной одежде, результатам труда; высказывать суждения и делать умозаключения о значении разных профессий в жизни людей. Использовать активный словарь по теме.

Е. А  Алябьева.  С 119

1.Конкурсы «Кто больше назовёт профессий?»

2.»Кто лучше расскажет о маминой профессии?»

3. «Кто больше выделит в стихотворении профессий и действий?»

4.Физминутка.

5. «Угадай профессию по движениям?»

6. «Кому что нужно для работы?»

Рассказы о маминых профессиях.

Вспомнить названия профессий работников д/с.

Д/И «Кто что делает?». «Раздели на слоги».

Отгадывание загадок.

Фотовыставка «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Экскурсии к мамам на работу (Домашнее задание)

Посуда

  • «Посуда».

-Знакомить детей с видами посуды, материалами, из которых она сделана. Закреплять навык словообразования (образование относительных прилагательных). Развивать логическое мышление. Развивать словарь: глиняная, металлическая, фарфоровая, деревянная, хрустальная.

С. Н  Сазонова  «Развитие речи дошкольников с ОНР».  с  67

1.Орг. Момент. Перечисление посуды.

2.Беседа о посуде.

3.И/У «Разбери посуду.

4. Беседа (части и свойства).

5.И/У «Что из чего сделано».

6.Физкультминутка «Мы дежурим».

7.И/У «Что лишнее».

Дежурство детей по столовой

Рассматривание посуды.

Весна

  • «Весна».

-Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки. Закрепить умение образовывать уменьшительно – ласкательные существительные, существительные множественного числа; составлять рассказ о весне по картинно – графическому плану; развивать словарь по данной теме.

Е. В Кузнецова «Развитие и коррекция речи детей». С  76

1. Орг. Момент. «Повтори ряд слов».

2.Работ по картинно- графическому плану.

3.Отгадывание загадок.

4.Д/И «Скажи ласково», «Скажи чего много».

5.Физминутка.

6.Составление рассказа.

Беседы с детьми  об изменениях, которые произошли в живой и неживой природе.

Экспериментирование в лаборатории.

Ежедневная работа с календарём природы.

Д/И «ДО – между – после», «Когда это бывает?», «Подскажи словечко», «найди логические ошибки»

Пересказ рассказа весна.

Выставка детских работ «К нам весна пришла».

Международный день театра

  • «Мир театра».

-Дать детям представление о театре, вызвать интерес к нему.

Познакомить с терминами: публика, капельдинер, пьеса, спектакль, партер, эмблема.

Учить взаимодействовать и договариваться друг с другом, выручать другого, разыгривать несложные театральные этюды.

«Ребёнок в д/с» с 30 (№ 4  2004 г).

1.Приглашение детей в театр.

2.Разыгривание плоскостного театра Э. Мошковской «Вежливое слово».

3.Показ педагогом кукольного спектакля «Гуси – лебеди».

4. Физминутка «Чей кружок быстрее соберётся.

5.Слушание песенки «Поросёнка Хрюка».

Изготовление театральных билетов.

Просмотр различных видов театра.

Разыгривание инсценировок.

Изготовление атрибутов к различным сказкам

апрель

Международный день птиц

  • «Птицы»

-Закреплять и расширять представления детей о жизни перелётных птиц.

Учить составлять небольшой рассказ по картине.

Упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову.

Воспитывать заботливое отношение к пернатым друзьям.

С. Н.Сазонова «Развитие речи дошкольников с ОНР». с 83

1.Орг. Момент.(назовите перелётных птиц).

2.Рассматривание картины «Прилёт птиц».

3.Вопросы по содержанию.

4.Физкультминутка.

5.Установка на составление рассказа.

6.Рассказы детей и их анализ.

Наблюдение на прогулке за птицами, заучивание стихотворений о весне.

Вспомнить названия всех времён года, месяцев года.

Д/И «Подскажи словечко», «Когда это бывает?»,  «До – между – после».

Чтение рассказов.

День космонавтики

  • «Космос».

-Закрепить знания детей о космосе, космонавтах;

Образовывать существительные множественного числа;

Развивать словарь по данной теме.

Е.В Кузнецова, И А Тихонова. «Развитие и коррекция речи». с 80

1.Орг. Момент. (назвать знакомых космонавтов).

2.Рассказ о космосе.

3.Сюж/И «Полёт в космос».

4.Д/И «Составь предложение».

Объяснять, почему празднуют День космонавтики?

Рассматривание картинок и иллюстраций в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.

Рассказ о первом космонавте – Ю.Гагарине.

Заучивание стихотворения «Ракета».

Отгадывание загадок.

Выкладывание из палочек (ракета).

Д/И «Подбери признак», «Подскажи словечко».

Продукты питания

  • «Продукты».

-Закрепить знания детей о продуктах.

Обучать диалогической форме общения.

Прививать навыки культурного поведения в общественных местах.

С. Н Сазонова «Развитие речи дошкольников с ОНР». с 68

1.Орг. Момент. (перечисли продукты).

2.Введение в тему .

-Знакомство с профессией продавец.

3.Разыгривание сюжетной игры «Магазин».

4.Обобщение

Экскурсия в магазин «Продукты».

Изготовление атрибутов для игры.

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Посещение выставки «Пернатые».

Рассматривание открыток, картинок о птицах.

Праздник весны и труда

Весна. Изменения  в  природе. Труд  людей  весной.

- обобщить и систематизировать знания детей о времени года – весна, называть характерные признаки; - образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- упражнять в подборе слов действий, признаков;

- учить составлять творческие рассказы, развивать словарь;

- формировать первичные ценностные представления о труде; - воспитывать положительное отношение к выполнению трудовых обязанностей

1. Беседа  с детьми по данной теме.

2. Д/и « Когда это бывает?», « Кому что нужно?».

3.  Пальчиковая игра  « Трудовой десант».

4. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

5. Составление творческого рассказа.

«трудовой десант» (уборка территории);

- природоохранная (экологическая) акция;

- чтение художественной литературы (фольклора) о весне и труде;

- знакомство с пословицами и поговорками о труде;

-организация посильной помощи взрослым в различных видах труда;

- наблюдения за трудом взрослых, весенней природой.

Насекомые

  • «Насекомые».

- Познакомить детей с понятием «насекомые»;

Уточнить названия, внешние признаки, их строение; упражняться в составлении предложений с предлогами; образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Развивать словарь по данной теме, внимание, память.

Е. В. Кузнецова, И. А Тихонова «Развитие и коррекция речи детей».

С 90.

1.Орг. Момент. ( вопросы по теме)

2.Тематическая беседа о насекомых.

3.Физкультминутка.

4.Отгадывание загадок.

5.Д/И «Закончи предложение».

Беседы о насекомых.

Рассматривание частей тела насекомых.

Рассказы о пользе насекомых.

Д/И «Закончи предложение», «Узнай, чьё крылышко», «Бывает – не бывает», «Подбери признак».

Вспомнить загадки о насекомых.

Составление описательных загадок.

Чтение И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Составление сравнительного рассказа о муравье и стрекозе.

Чтение З. Александровой «Муравей».

май

День Победы

  • «День Победы».

- Дать детям представление о Дне Победы, как о великом празднике.

Знакомить детей с тем, как нужно относиться к ветеранам войны. Расширить представление детей об особенностях этого праздника. Что помогло победить в этой войне?

Л.Б.Фесюкова  О. О Григорьева «Времена года. Комплексные занятия».

С 159

1.Чтение и анализ рассказа О. Григорьевой «Мы всегда празднуем День Победы».

2.Беседа по содержанию стихотворения А. Ахматовой «Памяти друга».

3.Исполнение песни День Победы.

4.Пословицы о стойкости, смелости и дружбе.

5.Проведение военно – спортивной эстафеты.

Рассказы взрослых почему День Победы отмечают 9 мая, о героях войны.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Упражнения «Подбери синонимы (смелый – Храбрый)». «Подбери антонимы (смелый – трусливый)». «Подбери родственные слова».

Объяснить значение слов: подвиг, победа, героический поступок, защитник, ветеран.

Объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».

Совместное посещение мемориала.

Международный день семьи

« Семья».

-Уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений; развивать словарь по данной теме.

Е. В Кузнецова  «Развитие и коррекция речи детей».  С   70

1.Орг. Момент. Вопросы по картине «Семья на прогулке».

2.Д/И «Кто кем приходится».

3.Образования притяжательных прилагательных.

4.Д/И  «Составь предложение».

5.Физкультминутка.

Заседание круглого стола «Традиции нашей семьи».

Рассматривание семейных фотоальбомов.

«Цветы».

-Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корни, листья, соцветия, как размножаются. Почему необходимо беречь цветы и какую они роль играют в природе.

Л.Г  Селихова  «Ознакомление с природой и развитие речи» с 137

1«Путешествие в лес».

-рассматривание цветов

-загадки

2.Физкульминутка «На зелёном лугу».

3.Чтение стихотворения В Викторова «Цветок».

4.Рассматривание лечебных трав.

5.Чтение стихотворения Ш Мгшвили «Цветы».

6.Выставка цветов (сортировка: полевые, садовые).

Рассматривание иллюстраций.

Чтение произведений, стихотворений.

Отгадывание загадок.

Рассматривание  гербария.

Сбор цветов для пополнения гербария.

Наблюдения во время прогулок и экскурсий в парк.

Д/И «Чей стебель, чей цветок».

Заучивание стихотворения «О чём мечтает садовод?» Е Серовой.

Выставки детских работ.

Международный день защиты детей

«Окрылим  детей мечтой». Мои права.

- формировать представления о детях, как особой категории членов общества, которых защищают взрослые люди;

- познакомить о правах детей;

- учить образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова, подбирать слова-антонимы, составлять предложения с предлогами.

1.Беседа о правах детей в нашей стране;

2. Составление рассказа « О чем мечтают дети».

3. Речевая  игра« Мои права»

4. Пальчиковая гимнастика

 «Мы веселые ребята»

5.Защита проекта « Я имею право».

- проектная деятельность (изготовление бумажного журавлика как символа праздника, создание и презентация плакатов о безопасности,  мирной жизни на земле; создание и презентация макета «Планета Земля», настольно-печатной игры «Правильно-неправильно», энциклопедии опасных для жизни и здоровья ситуаций и др.)


Приложение 1.

Методика определения уровня достижения детьми планируемых результатов

образовательного компонента «Развитие речи»

образовательной области «Коммуникация»

        Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе «Речевое развитие дошкольника» напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности  каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

        Данная диагностика предназначена для экспресс-обследования речи ребенка воспитателем детского сада в рамках ежегодного педагогического обследования. Руководствуясь принципом учета актуального и потенциального уровня, т.е. зоны ближайшего развития (понятие «зона» определяется как «большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве» - Л.С.Выготский), рекомендуется целью этой диагностики видеть - обеспечение развития основных сторон речи дошкольника на среднем и высоком уровне, через своевременное определение и устранение пробелов в речевом развитии ребенка на каждом возрастном этапе. У ребенка с низким уровнем речевого развития при сохранном интеллекте есть два пути, чтобы довести состояние речи до среднего уровня: своевременное обучение в специальных речевых группах или обеспечение индивидуального подхода к речевому развитию ребенка с раннего возраста в условиях обычного дошкольного учреждения.

        Исходя из принципа от сложного к простому, от большего к меньшему, который используется в различных экспресс-диагностиках, в том числе в психолого-педагогическом изучении детей Стребелевой Е.А., авторы данной диагностики рекомендуют:

Соблюдать примерный алгоритм обследования речи ребенка.

  • Связная речь обследуется в первую очередь. Коммуникативная сторона не требует специального обследования – достаточно наблюдений воспитателя за речевым общением детей в группе. Уровень связных высказываний оценивается в беседах по картинкам, пересказу знакомых сказок, рассказыванию стихов, в старшем возрасте по самостоятельному  составлению рассказов.

Соблюдать условия обследования.

  • Физическое и эмоциональное состояние ребенка на момент обследования. Испытуемый должен быть здоров и эмоционально настроен на беседу с воспитателем.
  • Формулировка вопроса. Вопрос должен быть сформулирован коротко, четко, без лишних слов и речевых оборотов, соответствовать возрасту ребенка. Именно это условие является самым важным, так как часто ребенок не может ответить, потому что не понимает, что конкретно от него требуется. А самая распространенная ошибка взрослого – это склонность задавать длинный, много словный, непродуманный вопрос. Чтобы избежать ее, следует сформулировать вопрос заранее и записать его.
  • Наглядный материал. Материал должен соответствовать возрасту и подбираться заранее. Комплект картинок для диагностики существует обособленно: используемая наглядность при обучении на занятиях не должна присутствовать при обследовании речи ребенка. На столе размещается только та картинка, по которой идет разговор, а все лишние на данный момент убираются.

Методические рекомендации к экспресс-диагностике речи

детей подготовительной группы, 6-7 лет

        Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6 – 7 лет.

 Связная речь. Одним из главных показателей готовности к обучению в школе является уровень развитости связной речи, важным разделом которой является коммуникативная сторона речи. Вывод о речевом общении воспитатель делает из наблюдений за ребенком на занятиях, в быту, в играх, опираясь на критерии диагностической таблицы. Только следует не забывать, что уровень речевого общения не всегда совпадает с уровнем монологической и диалогической речи ребенка. Вторым показателем развитости связной речи у ребенка 6-7 лет является его умение рассказывать о различных событиях своей жизни, пересказывать прочитанное взрослым, составлять рассказы. Авторы данной диагностики присоединяются к мнению ученых педагогов и психологов и рекомендуют для обследования связной речи предложить ребенку составить рассказ по серии картинок. Именно это расскажет о будущем школьнике многое: умеет ли он логически мыслить при установлении причинно-следственных связей и при раскладывании картинок по порядку; насколько развито творчество при  додумывании конца рассказа; насколько самостоятельно рассказывает, или как быстро использует помощь педагога; насколько богат словарный запас и правильно ли соединяет слова в предложении; проявляет ли творчество или речь шаблонна.    В данном случае работа идет  в начале учебного года с серией  «Кошка и мышка», а в конце учебного года с серией из четырех картинок «Вороны и  собака». Главными критериями оценки рассказа дошкольника подготовительной группы являются самостоятельность, логичность, полнота и творчество. Для объективного определения уровня составления рассказа воспитатель должен четко и в определенной последовательности задавать вопросы и отмечать в ходе обследования, какую помощь оказывал ребенку. Поэтапно формулируем задания для ребенка. Первый этап – раскладывание картинок, дошкольнику предлагаются 3 картинки , разложенные воспитателем в беспорядке на столе либо стопкой, но тоже в неправильном порядке. Последнюю картинку 8г воспитатель сам кладет в конце в перевернутом виде.

  • «Рассмотри картинки и разложи их так, чтобы было понятно, что было сначала, а что потом. А последнюю картинку я тебе не покажу, ты попробуешь сам придумать конец рассказа».

Независимо от того, правильно или неправильно разложил ребенок картинки, спрашиваем:

  • «Про кого эта история?»,

- «Про собаку и ворон»

  •  «Значит, как мы назовем рассказ?»

                                          -«Собака и вороны»

Если ребенок неадекватно называет птиц, воспитатель сам дает точное их название. А если при составлении рассказа ребенок не использует правильное название и его приходится поправлять несколько раз, значит у него недостаточно богатый активный словарь и он не очень хорошо использует помощь. При правильной последовательности картинок воспитатель сразу переходит ко второму этапу и предлагает составить рассказ:

  • А теперь составь рассказ «Вороны и собака».

Ребенок с высоким уровнем связной речи сразу приступает к рассказыванию. Причем начало рассказа выходит за рамки картинки: «Пошел щенок гулять …», «Однажды собака бегала во дворе и нашла косточку …» и т.д. Довольно грамотно использует межструктурные связи, например: «Лаял, лаял щенок и как  …», «В это время …» и межфразовые связи, например: «вдруг», «когда», «пока». Использует много точных глаголов, таких как - «грыз, летали, опустились, напали, клевала, отбирала, рассердился, залаял, прогнал, испугались, улетели …».

Если же картинки  испытуемый разложил неправильно, можно дать совет:

  • «А теперь составь рассказ. И, если во время рассказывания тебе покажется, что ты разложил картинки не правильно, то можешь переложить картинки по-другому»

Хотелось бы обратить внимание педагогов на тот факт, что в начале учебного года такой совет возможен не только детям с низким уровнем, а и детям со средним уровнем. Если ребенок при составлении рассказа сам обнаруживает ошибку и исправляет ее – это средний уровень; если ошибки не видит и воспитателю приходится оказывать помощь в установлении причинно следственных связей, выясняя, что было сначала, а что потом – это низкий уровень. В конце учебного года этот же совет говорит, что у ребенка уровень развития связной речи «ниже среднего». К семи годам дошкольник со средним уровнем речи последовательно и логично составляет рассказ, работает самостоятельно или с одним-двумя наводящими вопросами, может использовать формальные межструктурные связи в виде слова «потом», или союза «и», употребляет только половину перечисленных выше точных глаголов, что в свою очередь характеризует его словарный запас тоже, как «средний». Если - же к концу учебного года дошкольнику требуется помощь в раскладывании  последовательных картинок, наводящие вопросы к каждой картинке; он употребляет в рассказе такие слова, как «ест» вместо «грызет», «кусает» вместо «клюет», «смотрит» вместо «лает, сердится, рычит», что объясняется ограниченностью словарного запаса, то можно делать вывод о низком уровне речевого развития ребенка. Чтобы быть объективным, точным в оценке уровня речевого развития огромное значение имеют наблюдения воспитателя за ребенком в течение длительного времени, которые следует обязательно учитывать при данной речевой диагностике. Например, педагогу казалось, что у определенного воспитанника достаточно высокий уровень речевого развития, а ребенок не смог самостоятельно правильно разложить последовательные картинки. Ваши сомнения развеет предложение дополнительно разложить картинки из  «Про девочку Машу и куклу Наташу» или  «Как Алеша хотел белку испугать». Возможен и другой вариант работы ребенка по серии картинок: раскладывает верно, даже 2-3 серии, но рассказ короткий, бедный по словарному запасу – связная речь такого ребенка не соответствует среднему уровню, здесь возможны и низкий уровень и ниже среднего. В любом случае, уточнить уровень развития связной речи поможет диагностическая таблица.


Приложение 2.

Протокол определения уровня достижения воспитанниками подготовительной к школе группы планируемых результатов

образовательного компонента «Познавательное развитие» образовательной области «Познание»

п/п

Фамилия, имя ребенка

Рассказ описание

Пересказ

Рассказ из личного опыта

1.

 Условные обозначения: «+» - ребенок выложил картинки в правильной последовательности и заметил отсутствие одного из  героев; «1» - выложил картинки в правильной последовательности, но отсутствие одного из героев заметил только во времяпересказа; «-» - нарушил последовательность, не заметил отсутствующего героя даже во время пересказа.

 Пересказ: «+» - ребенок пересказал сказку полностью; «1» - пропустил (перепутал) в сказке последовательность событий;   «-» - не пересказал сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...