Долгосрочный образовательный проект "Юникоры"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Применение  метода интервьюирования помогает детям овладеть не только умением задавать вопросы, правильно выстраивать диалог, а также способствует овладению всеми компонентами устной речи: лексической стороной, грамматическим строем речи, произносительной стороной речи, связной речью. А также способствует развитию ребенка как социально- успешной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunikory.docx57.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта

 Юникоры (интервьюирование).

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Проблема

Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют:

- по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо;

- отсутствие инициативы в диалоге, незаинтересованность в продолжение диалогического общения;

- наблюдается акцентирование на второстепенных деталях и, как результат, малоинформативность диалога;

-   различного рода недостатки отбора языковых средств;

-     бедная лексическая наполняемость диалога.

Причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане:

  • Социальный фактор развития: ребёнок нуждается в благоприятной социально – педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно - игровое окружение, в котором созданы  условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития.
  • Снижение психической активности  (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой).

Гипотеза

Создание специальных условий: развивающее пространство общения, правила организации жизни детей, внеурочные формы обучения родному языку, недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания, эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе будут оказывать безусловное влияние в развитии контактоустанавливающей  (диалогической) функции общения.

Актуальность

Хотя общение входит в жизнь человека с момента его рождения, исследования Ф. А. Сохина доказывают, что его осваивают так же, как и любой другой вид деятельности.  

Овладение родным языком и умелое использование его выразительных средств в общении наиболее интенсивно протекает в дошкольные годы, когда у ребенка высока чувствительность к языковой информации (М. М. Конина, Е. И. Радина, Ф. А. Сохина, О. С. Ушакова, Е. А. Флерина и др.)

Коренные перемены в социальном устройстве страны, различные тенденции в развитии средств массовой информации и международных контактов актуализируют вопрос развития диалогического общения, т.е. востребованы люди, освоившие формы и способы успешной коммуникации.

Высокий уровень развития речевого общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Развитие коммуникативных способностей помогает сформировать чувство собственного достоинства, полноценности, неповторимости личности каждого человека.

Поэтому современное образование должно ориентироваться не только на признание ценности ребенка, но и на создание реальных условий для развития его коммуникативных способностей.  

Однако возникает противоречие между социальным заказом общества по развитию диалогического общения и недостаточной исследованностью этой темы, как в педагогической теории, так и в дошкольной практике: не разработанностью содержания, технологии, отсутствием модели критериальной основы процесса развития диалогического общения старших дошкольников в условиях ДОУ.

Инновационная деятельность

Данный проект разработан на основе психолого-педагогических принципов:

- принципа комплексно-тематического и принципа интеграции образовательных областей (реализуется в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, где  предполагается построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);

- принципа разнообразия видов организации детской деятельности(данный принцип предусматривает использование  таких видов детской деятельности, как: игровой, познавательно-исследовательской, досуговой, продуктивной, поисковой и др., через которые интегрируются образовательные области и варьируются между собой);

- принципа индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку (максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов);

- принципа деятельности (никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без деятельности самого ребенка, и от того, как она будет осуществляться, зависит воспитательно-образовательный процесс);

- принципа системности и полезности (предусматривает формирование у детей способов адаптации к реальным условиям жизни (деятельности, поведения, общения));

- принципа сотрудничества (позволяет создать в ходе образовательной деятельности атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности);

- принципа культуросообразности (предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь и др.));

- принципа формирования детского сообщества (обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности).

Практическая значимость

Наиболее проблемным в диалоговом общении является умение задавать вопросы и правильно, развернуто отвечать на них, что в свою очередь, стимулирует развитие познавательной активности, познавательного интереса, развитию предпосылок учебной деятельности. Развитию этой способности наиболее способствует метод интервьюирования.

Применение  метода интервьюирования помогает детям овладеть не только умением задавать вопросы, правильно выстраивать диалог, а также способствует овладению всеми компонентами устной речи: лексической стороной, грамматическим строем речи, произносительной стороной речи, связной речью. А также способствует развитию ребенка как социально- успешной личности.

Основой метода интервьюирования   является диалог.  Диалог — не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л. П. Якубинский). Ребенок должен уметь ориентироваться на партнера-сверстника, обращаться к нему инициативно, отвечать словом и действием на его высказывания. Общение должно быть доброжелательным, адресованным, поддерживаемым комментирующими, рассуждающими, взаимосвязанными высказываниями, вопросами, побуждениями. Участие в диалоге требует от ребенка сложных умений:

- слушать и понимать мысль, выраженную собеседником;

- формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражая его средствами языка;

- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

- поддерживать определенный эмоциональный тон;

- следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли, слушать свою речь, чтобы контролировать нормативность и вносить при необходимости соответствующие изменения и поправки.

Новизна

Метод интервьюирования – это нетрадиционная форма проведения образовательной деятельности по формированию диалогической речи и лексико-грамматических категорий, позволяющая отойти от традиционной модели. Благодаря методу интервьюирования, как одной из составляющих диалогического общения,  ребёнок учиться планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определенной логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных и вербальных  средств общения. При составлении связного высказывания учиться, опираясь на условные знаки, отображающие ход беседы, преодолевать скованность, развивать личностные качества, уверенность в себе и в своих высказываниях, развивается умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми.

Теоретическая база

Теоретической базой проекта «Юникоры» являются методические пособия: А.Г. Арушановой «Речь и речевое общение детей», Л.М. Шипицыной «Азбука общения», О.С.Ушаковой «Речевые игры и упражнения для дошкольников», А.И. Савенкова «Учим учиться самостоятельно».

Главная идея

Создание потенциальных условий в детском саду для выявления и развития коммуникативных способностей ребенка.

Цель проекта

Развитие социальной компетентности дошкольника через формирование коммуникативных способностей дошкольников 5-7 лет на основе метода интервьюирования.

Задачи проекта

  •   Формировать коммуникативные способности дошкольников 5-7 лет на основе интервьюирования;  
  • повысить социальную компетентность детей, их активность и самостоятельность;
  • совершенствовать умения выстраивать грамматически правильно оформленные фразы, инициативно высказываться, отвечать на вопросы и вести диалог;
  • обогащать знания детей в области интервьюирования;
  • учить детей брать интервью у своих сверстников и взрослых;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации: родитель – ребенок – воспитатель – ребенок – родитель – социум.

Продолжительность проекта

Это творческий групповой долгосрочный проект, рассчитанный на 2 года.

Участники проекта

Дети дошкольного возраста  5-7лет, воспитатель группы и родители воспитанников.

Руководитель проекта

 С.В. Александренко – воспитатель МАДОУ «Катюша».

Методы и приемы 

  • Наглядные (показ, наблюдения, экскурсии).
  • Практические и словесные методы и приемы, способствующие формированию коммуникативных способностей: дидактические речевые игры и упражнения, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, сценарии активизирующего общения, ролевые инсценировки, импровизации,  упражнения  (подражательно-исполнительского и творческого характера), беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, мини-конкурсы, игры-соревнования и т.д.)

Этапы работы

Проект «Юникоры» планируется реализовать в течение 2-х лет (старшая и подготовительная к школе группы).

  • 1 год работы по проекту – подготовительный (старшая группа);
  • 2 год работы по проекту – основной (подготовительная к школе группа).

1-й год работы включает в себя: планирование, работу с детьми, работу с  родителями.

2-й год работы включает в себя: планирование, работу с детьми, работу с  родителями, работу с социумом.

   Каждый год работы по данному проекту планируется провести в  

3 этапа:

  • 1 этап – подготовительный (предварительные наблюдения, диагностирование);
  • 2 этап - практический (коррекционная работа);
  • 3 этап – аналитический (заключительный: диагностирование, выводы, постановка задач на дальнейшую деятельность).

Направления работы

  • Первое направление  - развитие эмоционально-волевой сферы. Проводится работа по  линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятию сверстника в качестве объекта взаимодействия на положительном эмоциональном уровне,  по формированию общих игровых интересов и делового сотрудничества,  по развитию лидерских качеств личности (умение взять на себя функцию ведущего в подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых играх).
  • Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства: формирование навыков культуры общения, построение диалогового общения, развитие и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.
  • Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений. (Участие детей  в сюжетно-ролевых играх, играх- инсценировках, играх-драматизациях и т.д.)

Формы работы

  • Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.);
  • упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  • этюды;
  • импровизации;
  • наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • чтение художественных произведений;
  • рассказ педагога и рассказы детей;
  • составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения (ТРИЗ-РТВ);
  • сочинение историй, беседы, рассуждения;
  • продуктивные виды деятельности;
  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

Приемы

  • Речевой уголок - специальное место (обособленное от игровых зон), где проходит индивидуальная или подгрупповая работа по развитию речи.
  • Копилка слов- своеобразный накопитель наглядного материала.
  • Работа с толковым словарем для детей В. Даля (составление терминологического словарика, развитие умения находить значение непонятных слов и выражений).
  • Речевые схемы- модели.
  • Сценарии активизирующего общения.

Критерии уровня  развития диалогического общения детей старшего дошкольного возраста

 Высокий уровень - развитость связной речи, богатый словарный запас, активность в общении, умение слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета.

Средний уровень — развитость связной речи, умение слушать и понимать речь, участие в общении чаще по инициативе других, неустойчивое умение пользоваться формами речевого этикета.

 Низкий уровень - неразвитость связной речи, скудный словарный запас, низкая активность и малоразговорчивость в общении с детьми и педагогом, невнимательность, редкое использование форм речевого этикета, неумение последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

    Работа с родителями

- Индивидуальные встречи и консультации, систематически проходящие в течение года;

- участие в традициях группы по развитию речи детей («Копилка слов», «Я дарю тебе словечко»);

- участие в совместных мероприятиях детей и родителей;

- работа с родителями, у детей которых обнаружены проблемы в речевом развитии;

- работа по созданию специального фонда материалов - игротеки, обеспечивающих взаимодействие членов семьи с ребенком в домашних условиях.

Содержание проекта и система мероприятий по реализации проекта

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Игровые занятия проводятся 1 раз в день. Занятия проводятся по подгруппам, имеют свою структуру, отработанную в ходе работы с детьми.

Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений.

Содержание системы занятий опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма и направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника. Такие занятия не только помогают детям овладеть средствами коммуникабельности, но и убеждают их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эти игровые занятия помогают каждому его участнику быть услышанным и понятым сверстниками, педагогами и родителями.

Занятия построены в соответствии с личностно – ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволяет обеспечить их единство с современной программой дошкольного образования “Развитие”.

На занятиях используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно-логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.

На каждом этапе занятия ставятся конкретные задачи. Формирование навыков ведения диалога тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому на занятиях большое внимание уделяется развитию этих процессов.

1-й год работы (старшая группа)

  • 1 этап – подготовительный (предварительные наблюдения и их фиксация)

Наблюдение за коммуникативным  поведением проводится по следующим параметрам:

Характеристика коммуникативной активности.

Следует обратить внимание, легко ли вступает ребёнок в контакт с взрослыми и детьми, имеет ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребёнок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх.

Предпочитаемый адресат общения.

Следует выявить, направлен ребёнок на взрослого или на сверстника. Отметить, занял ли сверстник ведущее положение по сравнению с взрослым в поле восприятия дошкольника, по какому принципу (эмоциональному, деловому, игровому, познавательному) ребёнок отдаёт предпочтение сверстникам.

Содержание общения.

Внимательно наблюдать за содержанием общения ребёнка с взрослым (о чём спрашивает, что сообщает).

Анализ речевых средств.

Наблюдение  за уровнем общей речевой активности ребёнка (какие виды коммуникативных высказываний встречаются наиболее часто; имеют ли вопросы познавательную направленность).

  • 2 этап – практический

Развивающую деятельность целесообразно проводить по трём направлениям:

Первое направление  - развитие эмоционально-волевой сферы. Проводится работа по  линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятию сверстника в качестве объекта взаимодействия на положительном эмоциональном уровне,  по формированию общих игровых интересов и делового сотрудничества,  по развитию лидерских качеств личности (умение взять на себя функцию ведущего в подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых играх).

Предлагаются дидактические игры: этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточенности, удивления, печали, страха»: «Я и другие», «Зеркало», «Путанка», «Цветик - семицветик», «Назови свои сильные стороны», «Близнецы», «Комплименты», «Кто самый веселый, грустный сегодня?», «Скучно, скучно так сидеть», «Поссорились и помирились», «Приветствие», «Я знаю», «Волшебный стул», «Кто сумеет похвалить?», «Назови ласково» и др.  

Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства: формирование навыков культуры общения, построение диалогового общения, развитие и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Предлагаются дидактические игры и игровые ситуации: «Будем знакомы», «Правила расставания», «Вежливая просьба», «Разговор с незнакомым», «Разговор с младшим», «Разговор со старшим», «Вежливый разговор по телефону», «Поздравления и пожелания»; «Узнай по описанию», «Вы хотите, мы хотим», «Поручения», «Почему так называют?», «Подбери другие слова», «Многозначные слова», «Какой, какая, какое?», «Закончи предложение и подбери к нему картинку», «Я начну, а ты продолжи», «Слова действия», «О чем я сказала?», «Скажи наоборот», «Как сказать по-другому?», «О чем еще так говорят?», «Дополни предложение», «Нарисуй картинку словами», «Речевые ситуации».Работа над интонационной выразительностью речи: проговаривании чистоговорок, потешек, скороговорок.

Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений. (Участие детей  в сюжетно-ролевых играх, играх- инсценировках, играх-драматизациях и т.д.)

  • 3 этап – аналитический (заключительный, диагностический)

Проводится анализ эффективности проведенной работы и необходимость ее продолжения. Предлагаются новые формы, более доступные и интересные для детей. 

Прогнозируемый результат

Все эти направления работы, будут способствовать:

  • развитию социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия;
  • развитию речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи;
  • развитию деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • развитию диалогической речи (через драматизацию сказок, рассказов, рассказов, картинок, игр, занятий);
  • развитию умения детей брать интервью у своих сверстников и взрослых;
  • развитию связной речи;
  • развитию речевого творчества;
  • развитию эмоциональной сферы.

Формы подведения итогов

Одним из этапов проекта является проведение итоговых диагностических занятий, позволяющих выявить уровень речевого развития воспитанников группы.

  • Наблюдение и фиксация результатов по перечисленным выше направлениям.
  • Организация и проведение сценариев активизирующего общения.
  • Драматизация ролевых игр и инсценировок.

Содержание проекта и система мероприятий по реализации проекта

2-ой год работы (подготовительная к школе группа)

Работа выстраивается с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта  в соответствии с материально-техническими возможностями.

Поставленные задачи решаются в форме игр-занятий с использованием различных методов и приемов таких как:

  • моделирование ситуаций;
  •  наблюдения, экскурсии;
  • развивающие игры;
  • тренинговые упражнения, импровизации, инсценирование;
  •  рассматривание рисунков и фотографий;
  • рассказы детей (описательные, из опыта и т.д.);
  • беседы, обсуждения, рассуждения;
  • чтение художественной литературы;
  • отработка дикции, интонационной выразительности речи.

Предстоит познакомить детей:

  • с профессиями и особенностями творческого труда: журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, обозревателя, комментатора, актера, диктора.
  • Закрепить представление о том, что журналист – профессия творческая, понимать ее назначение в жизни людей.
  • Научить вычленять понятия: “интервью”, “речь”, “репортаж”, “диалог”, “корреспонденция”, “диктор”, “пресс-центр”.
  • Продолжать учить детей  правильно вести диалог: соблюдать последовательность в передаче событий, планировать и  вести интервью, выделять смысловые звенья диалога.

Работа по данному проекту выстраивается также в  3 этапа:

  • 1 этап – подготовительный (предварительные наблюдения, диагностирование);
  • 2 этап - практический (коррекционная работа);
  • 3 этап – аналитический (заключительный: диагностирование, выводы, постановка задач на дальнейшую деятельность).
  • 1 этап – подготовительный (предварительные наблюдения и их фиксация).

Наблюдение за коммуникативным  поведением проводится по тем же параметрам, что и в старшей группе. (Смотреть 1-й год обучения).

  • 2 этап - практический

Развивающая работа также осуществляется по трём направлениям:

Первое направление  - развитие эмоционально-волевой сферы.

Предлагаются дидактические игры: (Смотреть игры 1-го года обучения). Проведение осуществляется на наиболее высоком уровне.

Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства: формирование навыков культуры общения, построение диалогового общения, развитие и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

Особое внимание отводится диалогу, как основе интервьюирования, а именно на способы игрового взаимодействия с партнером:

  • учить задавать вопросы адресно;
  • не отвечать вопросом на вопрос;
  • придерживаться темы разговора;
  • выслушивать терпеливо собеседника;
  • пользоваться средствами речевого этикета.

В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи выступает моделирование (замена вербальных абстрактных образов зрительными, что значительно облегчает обучение). Для этого разработала опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога (детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами, затем вместе с ребятами оговариваются возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них изатем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов).

Предлагаются дидактические игры:

  • на развитие умения задавать вопросы:(задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок: логических, стилистических, фактических) «Вопросы и ответы», «Спроси и я отвечу», “Выборы президента”, “Интервью литературного героя”;
  • на умение  следить и контролировать свою речь: «Да-нетка», «Вам барыня прислала…», «закончи предложение», «Придумай предложение», «Исправь предложение», «Нарисуй ход мыслей», «Назови причину и следствие», «Найди ошибку», «Запрещенные слова»;
  • на умение давать определения понятиям: «Сравнения», «Выдели главное и второстепенное», «Выводы и умозаключения», «Метафоры», «Объясни значение выражения», «О чем говорит пословица?», «Почему так говорят?», «Скажи точнее»;
  • на развитие и обогащение активного словаря: “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Звукооператор”, «Смотрим на мир чужими глазами» (эмпатия ТРИЗ-РТВ), «Расскажи другими словами», «Сочиняем сказку», «Сочини рассказ по схеме», «Послушай мое слово и нарисуй», «Задумай слово», «Составь из слов словосочетание»;
  • на интонационную выразительность речи: проговаривании чистоговорок, потешек, скороговорок;
  • диалог по телефону: разыгрывание ситуаций наиболее часто встречающихся в жизни детей: приглашение друга на прогулку, в гости, вызов врача на дом, звонок в справочное бюро, заказ такси и др.

Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений. (Участие детей  в сюжетно-ролевых играх, играх- инсценировках, режиссерских играх, играх-драматизациях, экскурсияхи т.д.)Также в практической части предлагается организация экскурсий (в местную типографию, издательство газеты “Я-мал ”, «Заполяринка»), встреч с интересными людьми (журналистами города, с ведущими детских программ на ЛТВ), необходимых по теме.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием ее. Чтобы игра дала необходимый результат подготовка к ней достаточно трудоемка: например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (того же врача), необходимо провести: экскурсии и беседы с детьми на данную тематику. А для закрепления представления о данной профессии предлагаются дидактические игры: “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и т.д. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем, таких, как “Больница”, “Поликлиника”, «Спорт» и т.д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии врача, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

  • 3 этап – аналитический (заключительный, диагностический)

Проводится анализ эффективности проведенной работы и необходимость ее продолжения. Предлагаются новые формы, более  интересные для детей. 

Ожидаемый результат

  • Индивидуализация ребенка в группе сверстников, осознание своего социального "я";
  • развитие способности чувствовать, понимать себя и другого человека;
  • приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;
  • сознательное овладение речевыми и вербальными средствами общения;
  • приобретение ребенком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне;
  • повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, терпимости к мнению собеседника;
  • развитие творческих способностей и организация способностей;
  • сформированы умения брать интервью у детей и взрослых;
  • сформированы элементарные знания о профессии журналиста  и телеведущего;
  • сформирована творческая активность в участии в съемках на ЛТВ.

А также  подготовка грамотных потребителей СМИ, умеющих в случае необходимости использовать СМИ в качестве корреспондентов.

Формы подведения итогов

Проведение итоговых диагностических занятий, позволяющих выявить уровень речевого развития воспитанников группы.

  • Интервью с детьми и взрослыми;
  • Участие в конкурсах мини-сочинений на различную тематику;
  • сотрудничество с детской газетой «Я-мал» и «Заполяринка»;
  • участие в съемках телепередачи «Почемучка» на ЛТВ.

В результате реализуемого проекта дети не только приобретут знание норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, но и станут использовать эти знания не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети станут относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, сформируется умение слушать собеседника, уважать его позицию, выражать свое мнение, аргументировать его, в результате чего, должно уменьшится число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатится их лексический запас, который пополнится словами и выражениями из речевого этикета. Разовьется умение грамотно и красиво выстраивать свою речь, используя сложносочиненные  и сложноподчиненные предложения, сформируется умение правильно задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог, поддерживать и включаться в беседу на интересующую тему. Повысится уровень познавательной активности.

Литература

  1. Арушанова А.Г., Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.
  2. Бабич Л.Н., 365 увлекательных занятий для дошкольников. – М.: Рольф, 2000.
  3. Володина Н.В., Говорю красиво: Учебно-методическое пособие для детей 6-7 лет. – М.: Эксмо, 2009.
  4. Заводнова Н.В., Развитие логики и речи у детей. Игры и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Учим детей общению: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль:  Академия развития, 1997.
  6. Корчинова О.В., Детский этикет: Курс практических занятий по форсмированию навыков общения у детей 3-7 лет. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  7. Кряжева Н.Л., Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет: Книга для воспитателей детского сада. - Ярославль:  Академия развития, 2000.
  8. Новотворцева Н.В., Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль:  Академия развития, 1997.
  9. Савенков А.И., Учимся учиться самостоятельно: Книга для воспитателей детских садов, родителей, педагогов и психологов. - Ярославль:  Академия развития, 2008.
  10. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В., Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. _ М.: АРКТИ, 2009.
  11. Синицына Е.И., Умные слова: Методическое пособие для родителей, воспитателей детских садов, гувернеров, педагогов дошкольных гимназий и начальных классов. – М.: Лист, 1998.
  12. Ушакова О.С., Арушанова А.Г.,Придумай слово:Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей детскогосада и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
  13. Шипицына М.Л., Защиринская О.В., Азбука общения: книга для воспитателей детского сада. – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный образовательный проект для воспитанников детского сада "Сочинская Олимпиада"

Проект "Сочинская Олимпиада" решает следующие задачи: обобщить знания детей об Олимпийских играх; создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического соверш...

Долгосрочный образовательный проект «Волшебная капелька» по образовательной области «Познавательное развитие»

В проекте  «Волшебная капелька» раскрывается  экологическая проблема,   как  города, так и всей земли, и именно обострение экологической проблемы в стране и по всему миру дикт...

Долгосрочный образовательно - воспитательный проект "Играем в сказку".

Существуют разнообразные виды театров, и все они способствуют развитию  у детей речи, артистизма и творческих способностей.  Мы - педагоги и родители - должны увидеть эти качества у детей, р...

Социально-значимый долгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста

Социально-значимыйдолгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста...

Долгосрочный образовательный проект, посвященный к 75-летию ВОВ, "Наследие и наследники" для детей старшей группы

Патриотическое воспитание ребенка надо начинать в дошкольном возрасте, через цикл мероприятий, экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей. Это поможет мальчишка...

Долгосрочный образовательный проект "Этот День Победы"

В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изм...

Долгосрочный образовательный проект «Этот День Победы»

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено сам...