Нравственное и умственное воспитание детей через приобщение к художественной литературе
консультация по развитию речи по теме

Зеленова Галина Викторовна

В консультации раскрыта значимость художественной литературы в развитии детской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravstvennoe_i_umstvennoe_vospitanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное и умственное воспитание детей через приобщение к художественной литературе

Русские народные сказки имеют огромную силу слова и оказывают могущественное воспитательное воздействие на детей, развивая в них нравственные и умственные способности…

Прежде сказки давали без разбора, они были зачастую единственным воспитательным элементом. Теперь же чтобы сделать ребенка более рациональным и более невосприимчивым к воображению, сказки изгоняют из употребления. Хотя многие знаменитые люди, такие как Пушкин, признавались, что именно народные сказки оказали на творчество такое колоссальное положительное влияние. Лермонтов, например, сожалел о том, что был лишен их силы в детстве. Дети невольно запоминают сжатые и сильные определения из произведений, помогающие в жизненном опыте (общении, поступках). Несомненно, народное творчество развивает в детях  дар слова, находчивость, фантазию, гуманные чувства (сострадание к слабому, обиженному, загнанному, несчастному, вызывают чувство отвращения ко лжи обману, коварству, насилию).  Привитие этих качеств посредством сказок должно происходить под неустанным присмотром старших. Чтобы всегда вовремя и правильно объяснить непонятности.

Сказки должны отбираться педагогами и родителями по смысловому качеству. Они не должны быть поверхностными и с простым праздным вымыслом. Следует начинать посвящать ребенка в народное творчество с простеньких сказок, но со смыслом, таких, где есть хитрая лиса, неуклюжий медведь, жадный волк, прославленный петушок-золотой гребешок! Каждый из персонажей выступает в роли учителя для ребенка, образа, с которого нужно или, наоборот, нельзя брать пример. Хорошие сказки: «Морозко» с кроткой, ласковой и глубоко несчастной девушкой, «Горе», где богатый брат заставляет работать до упаду бедного брата за коврижку, «Правда и кривда», в которой два крестьянина спорят, как жить лучше - правдой или кривдой.

Главное, чтобы ребенок не начал пользоваться приобретенном знании о добродетели из корысти ради. Ведь в сказках, как правило, добрые герои всегда оставались при «барыше» или при похвале. Но даже, если такое случилось, то такая сказочная награда долго ребенка пленять не будет: она в большинстве случаев так призрачна и фантастична, что ребенок начинает сам понимать, что она возможна только в сказке. Там герои получают ковры-самолёты, жар-птиц, 3 исполняемых желания, королевства с принцами и принцессами.

Сказки оживляют в ребенке стремления к изучению природных явлений, поддерживают любовь к окружающей среде. Фантазия, присутствующая в народном творчестве, укрепит в ребенке силу своего воображения. Ведь она дает для воображения пищу. Это основа творчества. А кто бы не хотел привить ребенку чувство прекрасного и стремление сотворить столь же прекрасное своими руками?

Басни Крылова весьма доступны детскому пониманию. Остроумны,  просты, кратки и закончены. Но нельзя обобщать все творчество Крылова. Есть басни, которые еще слишком сложны для детского ума. Одни проникнуты тонкой сатирой, другие, по узости взгляда, могут дать ложное представление или одностороннее понятие о предмете.

Например,  басня «Ворона и Лиса» вполне подойдет для детского ознакомления с работами Крылова. В ней хитрая Лиса символизирует ловкость и проворство, а Ворона - глупость и необоснованную доверчивость. Цель басни – показать, как бывает наказан тот, кто повелся на льстивую речь.

Басня «Кот и Повар» тоже живая и интересная для ребенка. Вот только мораль сомнительна. Ведь Повар совершенно бессилен, читая нотации коту, стянувшему курицу. Как объяснить ребенку, что, в сущности, Повар должен был поступить совершенно иначе с котом? Но грубости детей учить не надо, они и без того бывают весьма агрессивны.

Басни Крылова, не смотря, на свой простой рассказ, не все так легки. Такие басни лишь запутают ребенка. Но есть и такие, что идут детскому уму лишь на пользу. Обогащают его фантазию и словарный запас русскими народными оборотами. При выборе басен следует учесть некоторые правила:

  1. Отбрасывать мораль (вначале или в конце басни)
  2. Брать те басни, что содержат в себе образы животных или предметов, хорошо знакомые детям.

Подходят такие басни как: Собака и Лошадь, Слон и Моська, Осел и Соловей, Змея и Овца, Трудолюбивый Медведь, Лисица и Виноград, Мышь и Крыса, Пчела и Мухи и другие.

Трудно определить, что следует объяснить ребенку, на чем остановиться. Если басня ребенку интересна, но он не понимает некоторых вещей, то он сам укажет, что именно ему не ясно. При отсутствии интереса к одной басне, следует перейти к другой. При ознакомлении с Крыловым, читайте басню без остановки, чтобы не потерять смысла. Если вы будете прерываться на ответы детям «Что такое шафка? Моська? Зеваки?», потеряете всю литературную и сюжетную красоту. После басни заведите с ребенком беседу. Наверняка, он сам ее и начнет, ведь ему любопытно узнать, почему собак называют: Моська и шафка. Или почем такая маленькая моська лезет в драку с огромным слоном? Потому что, она забияка и хочет, чтобы другие собаки ее уважали за силу, которой у нее на самом деле нет. Теперь очередь взрослого спросить: «А видел ли ты когда-нибудь забияк? Кого бы ты назвал забиякой? Почему Моське так хотелось прослыть забиякой? Удачно ли она показала свою удаль? Чем она смешна? Потому ли Моська глупа, что напала на большое животное? и другие». При помощи таких бесед ребенок сам потянется к басням, пересказывая смысл своим родным. Самое главное, отучить ребенка от тягучих фраз при пересказе, таких как «ну, на него метаться». Следует сделать пересказ каждодневным, поправляя его, напоминая слова басни. Такими замечаниями, убирая постепенно из речи чада, лишние слова, можно добиться чистого запоминания текста басни. Можно переходить к следующей.

Литература: Е.Н. Водовозова «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное и умственное воспитание детей через приобщение к художественной литературе

В статье содержится информация о значении художественного жанра в развитии и воспитании ребёнка....

Нравственное воспитание дошкольников через приобщение к художественной литературе

Приобщение ребенка к литературе способствует морально- нравственному воспитанию: усвоению вечных ценностей- состраданию, милосердию, стремлению к добру и неприятию зла....

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»...

«Развитие речи детей дошкольного возраста через приобщение к художественной литературе»

       В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании отведено важное место роли художественной литературы в речевом...

Воспитание детей через приобщение к художественной литературе

В настоящее время современные дети чаще пользуются гаджетами. Родителям так удобно, потому что чтение книжки занимает время и отвлекает родителей от дел. Проще дать ребёнку планшет. И, поэтому мы, как...