Словарная работа по теме "МЕБЕЛЬ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сердюкова Елена Владимировна

Продолжать работу над активизацией и классификацией словаря. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_teme_mebel.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Черлакский детский сад №9».

                             НОД

Словарная работа в дидактических играх

по теме «Мебель»

(Подготовительный возраст. Логопедическая группа.)

Воспитатель: Сердюкова Е.В.

Черлак – 2007г.

Цель. Продолжать работу над активизацией и классификацией словаря. Учить понимать назначение предметов домашнего обихода. Закреплять умение в подборе слов с противоположным значением. Расширять и обогащать словарь относительными прилагательными, формируя навык образования отымённых прилагательных. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать выдержку и внимание друг к другу.

Материал. Магнитная доска, магниты. Картина «Мебель». Мяч. Плоскостная кукла. Облако со знаком «?». Предметные картинки с изображением мебели. Маска-шапочка «Стол». Шесть картинок с изображением: бревно, скамья, табурет, стул, компьютерный стул, кресло. Два альбомных листа с графическим изображением дома, шкафа в которых спрятаны слова шуба, диван.

Показатель успешности. Расширяя и активизируя словарь по лексической теме «Мебель» дети вводятся в игровую ситуацию с плоскостной куклой Машей. Через игру решается несколько развивающих и обучающих задач: это и составление рассказа «День рождение Маши», и образование относительных прилагательных, и подбор антонимов. Детям было интересно узнать историю мебели через составление цепочки предметов. Очень познавательными были хороводные и пальчиковые игры, которые также были использованы для расширения знаний о предметах мебели и истории её создания, для расширения и активизации словаря. Использования ребуса внесло дополнительную заинтересованность детей в результативности своей деятельности. Здесь дети самостоятельно составляли слова из букв, спрятанных в нарисованном предмете мебели. В итоге дети нарисовали свою комнату и обставили её мебелью. Каждый из детей с удовольствием рассказал кукле Маше о мебели в своей комнате, тем самым они закрепили словарь по теме «Мебель».

Возраст детей. 6-7 лет логопедической группы.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на картину и задаёт вопрос «Это что?» - мебель. Затем организовывает игру с мячом «Мебель - это...».

Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение. На каждое название мебели вы будите загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших.

Пальчиковая гимнастика

В нашей комнате - столовой -

Есть отличный стол дубовый,

Стулья - спинки все резные,

Ножки гнутые, витые,

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых - спальне -

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И берёзовый комод,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке - центр музыкальный.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, которые стоят перед магнитной доской полукругом.

Воспитатель: Дети, сегодня у куклы Маши день рождения. Она решила пригласить гостей. Дети по предметным картинкам и наводящим вопросам составляют рассказ «День рождения Маши». ПЛАН РАССКАЗА:

  • Где Маша готовила еду? (На кухне.)
  • Какая там стоит мебель? (Кухонная.)
  • Откуда Маша достала продукты? (Из холодильника.)
  • Где Маша резала салаты? (На столе.)
  • Где жарила мясо? (На плите.)
  • Из какого шкафа Маша достала праздничное платье? (Из платяного.)
  • В какую комнату Маша пригласила гостей? (В гостиную комнату.)
  • Куда Маша поставила угощение для гостей? (На обеденный стол.)
  • Откуда Маша достала тарелки? (Из серванта.)
  • Перед чем Маша расчёсывала волосы, когда гости ушли? (Перед трюмо.)
  • В какой комнате легла Маша спать, когда гости ушли? (В спальной
    комнате.)
  • Какая там стояла мебель? (Спальная мебель.)
  • Куда Маша сложила праздничное платье? (В платяной шкаф.)
  • Куда Маша легла спать? (В кровать.)

Ответы даются распространёнными предложениями. Затем дети

самостоятельно, с опорой на предметные картинки, повторяют рассказ.

Воспитатель: Маша задумалась - «Откуда мебель попадает к нам в дом?»

Проводиться хороводная игра «Откуда стол пришёл».

- Ты скажи, скажи нам, стол, ты откуда к нам пришёл? - Я пришёл из леса.

-        Чем ты был в лесу дремучем?

- Был я деревом скрипучим, ветер листьями играл, птиц на ветках я качал.

-        Как на ветках птиц качал?

- Так вот и этак вот птиц я качал.

-        Как же ты столом-то стал?

- Лесорубы заходили и пилой меня спилили. - Как пилой тебя пилили?

-        Так вот и этак вот пилой меня пилили.

-        Что потом с тобой случилось?

- Потом приехал лесовоз, на фабрику меня увёз. - Как тебя он вёз?

-        Так вот и этак вот на фабрику он вёз.

-        Что потом с тобою было?

- А потом, а потом стал красивым я столом.

-        Куда же ты с фабрики попал?

-        В домах стал жить, людям служить.

Воспитатель: У Маши много разной мебели. (Организовывается игра с мячом).

 Игра «Мастер».

Воспитатель: «Мастер сделал табуретку из дерева. Как она называется?» Дети отвечают: «Деревянная табуретка». Словарь к игре: Шкаф из дерева - деревянный.

Стул из пластмассы - пластмассовый.

Скамейка из металла - металлическая.

Диван с обивкой из плюша - плюшевый.

Кресло с обивкой из велюра — велюровое.

Воспитатель: Мебель не только разная по свойствам, но и по другим признакам. Игра «Скажи наоборот»

Большой - маленький (стол)

Высокий - низкий (стул)  Длинная - короткая (кровать)

Узкий - широкий (шифоньер)

Новый - старый (буфет)

Тёмный - светлый (сервант) Мягкий - жесткий (диван)

 Порядок - беспорядок (в комнате)

Спать — просыпаться;

Начинать — заканчивать.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.

Воспитатель: Дети, Маша опять задумалась о том, что было в далёкие времена, когда люди еще не знали ни чего о мебели. Детям предлагается взять картинки и из шести картинок составить цепочку, что было сначала, а что потом.

Воспитатель: На день рождения принято дарить подарки. Маше тоже приготовили подарки, и мы узнаем какие, если отгадаем ребус. Нужно из букв составить слова, которые спрятались в нарисованном предмете.

Воспитатель: Молодцы дети, вы правильно отгадали, что Маша получила в подарок. А сейчас, я предлагаю вам нарисовать свою комнату и рассказать Маше, какая мебель есть в вашей комнате.

 Рисование «Моя комната».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по словарной работе

Собрание игр по разделу : словарная работа...

Рекомендации для родителей по словарной работе

Предлагается нагладная помощь, при обучении детей составлению рассказа...

Методика проведения словарной работы. Роль детской литературы в словарной работе

Чем богаче активный словарный запас человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли; тем, следовательно, содержательнее, доходчивее,...

Метод.объединение. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

В данном материале представлено выступление на метод.объединение "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОСОБИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА". А так же показано многофункцио...

Задачи и содержание словарной работы. Методика словарной работы.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы....