Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа
    календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) по теме

    Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование кружковой работы «По волнам художественной литературы» (средняя группа)

    «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, В.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Раздел: «Ребенок и книга».

    Задача программы - поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней.

    Основные задачи кружка: 

    1. Обогащать словарный запас;
    2. Развивать умение анализировать, отбирать основные свойства и качества;
    3.  Развивать умение устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями;
    4. Развивать воображение, умение детей придумывать рассказы, сказки, загадки, умение решать различные творческие задачи;
    5. Развивать умение устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте, проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности;
    6.  Учить активно использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности;
    7. Учить воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях;
    8. Обогащать духовный мир детей.

    Список использованной литературы:

    • «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, В.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2011.- 528 с.
    • Апресова А.Г.  Окно в школьный мир. Программа и методическое  обеспечение  интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ), 2010. – 232с.
    • Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского садка. Познавательное развитие. Развитие речи, 2008. – 333с.
    • Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
    • А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада»
    • А.В.Корзун «Веселая дидактика», 2000. – 72 с.
    • О.В.Акулова, Л.М.Гурович «Образовательная область «Чтение художественной литературы»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2012. – 192 с.
    • Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа»: М., ООО «Центр педагогического образования», 2009. – 176 с.

    Старшая группа.

    Тема и цель занятия

    Сентябрь

    1

    Диагностика

    Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.

    2

    Диагностика

    Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.

    3

    «Всё о хлебе»

    Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о хлебе как продукте длительного и нелёгкого коллективного труда; продолжать упражнять в выстраивании временных зависимостей и характеристик (прошлое, настоящее, будущее); продолжать учить системно задавать вопросы при решении задач на сужение поля поиска; воспитывать уважение к хлебу и людям, его создавшим.

    А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр.54

    4

    « Возраст человека. Мой возраст ». (Составление описательных рассказов – системный оператор)  

    Цель: Уточнить представления детей о возрасте человека и его социальном положении . Закрепить представление детей о частях человеческого тела в разные возрастные периоды и способах охраны собственной жизни .

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.12, з.1.

    Октябрь

    5

    «Огонь-друг или враг»

    Цель: Систематизация и закрепление знаний об одной из природных стихий (огне), возможностей использования его человеком; отработка навыков поведения в экстремальной ситуации (пожар), закрепление знания домашнего адреса; продолжения формирования умений решать задачи на классификацию предметов материального окружения; отработка технических навыков многослойного и симметричного вырезания и наклеивания в коллективной деятельности.

    А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр. 51

    6

    «Тело. Моё тело» (Пересказ)

    Цель: Учить детей осознанно пересказывать текст небольшого произведения. Формировать понятие, что каждая часть тела человека выполняет определенную функцию.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.13, з.2.

    7

    «Органы чувств » (Составление сравнений и загадок )  

    Цель: Учить детей подбирать сравнения, основанные на восприятиях человека (обонянии, осязании, зрении и тактильном ощущении), повторить имена признаков объекта и алгоритм составления загадки.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.15, з.4.

    8

    Обработка информации, речь человека». (Анализ литературного произведения)

    Цель: Упражнять детей в поисках основной цели героя и установлению причинно-следственных связей, которые приводят к результату.  Учить детей делать выводы из ситуации. Побуждать детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.16, з.5.

    Ноябрь

    9

    «Эмоции » (Сочинение сказки « Путешествие Улыбки и Удивления »)  

    Цель: Учить составлять сказку динамического типа, на основе морфологической таблицы (полуактивный этап). Учить детей считывать эмоциональные характеристики на схемах и самостоятельно моделировать с помощью мимики. Закрепить умение детей делать необычные задания в разных видах деятельности, с помощью наделения реальных объектов необычными свойствами.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.17, з.6.

    10

    Поступки и характер человека ». (Составление рифмованных текстов)

    Цель: Уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам. Познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованного текста.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.20, з.8.

    11

    « Мир людей – это похожая разность (разность рас, мест проживания, языков, питания, традиций и др.» (Составление описательных рассказов по морфологической таблице.)

    Цель: Учить составлять описательный рассказ на основе морфологической таблицы . Уточнить знания детей о жизни народов в разных странах . 

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.22, з.9.

    12

    «Правила достойной жизни в мире разных людей» (Анализ литературных произведений)

    Цель: Учить формулировать вопросы при отгадывании литературной « Да

    − нет ».  Пополнять словарь детей словами, обозначающими черты характера.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.23, з.11.

    Декабрь

    13

    «Деятельность человека » (Составление фантастического рассказа)

    Цель: Учить создавать рассказы фантастического содержания с помощью системного оператора (полуактивный этап). Показать детям, что придуманные идеи человека могут воплотиться в жизнь: «сказки ходят рядом», «человек фантастику делает реальностью».

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.25, з.13.

    14

    « Из жизни древнего человека » (Пересказ)

    Цель: Знакомить детей с различными приемами запоминания, учить пересказывать текст, передавая интонацией состояние героя. Расширить представление о жизни древних людей.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.27, з.15.

    15

    « Путешествие в Зазеркалье »

    Цель: Продолжать учить сравнивать объекты, встречающиеся в художественной литературе по различным признакам, понимать признак, по которому идет сравнение. Дать представление детям о том, что сравнивать, воображать могут только люди.  

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.30, з.17.

    16

    « Думаем и создаем » (Составление фантастического рассказа)

    Цель: Продолжать учить создавать рассказы фантастического содержания с помощью системного оператора (полуактивный этап).  Формировать понятие, что придуманные идеи человека могут воплотиться в жизнь: «сказки ходят рядом», «человек без мечты не может создать новое».

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.37, з.23.

    Январь

    17

    «Стихи про то, о чём мечтаю ». ( Составление рифмованных текстов)

    Цель: Учить самостоятельно находить рифмующиеся слова и создавать четыре – пять рифмованных строчек о своей мечте.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.33, з.20.

    18

    «Взгляд в свое личное будущее ». (Составление описательных рассказов – системный оператор)

    Цель: Учить детей составлять рассказ о своем будущем с помощью системного оператора.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.34, з.21.

    19

    «Парадоксы, небылицы» (Анализ литературных произведений парадоксального плана)

    Цель: Учить детей выявлять некоторые закономерности, по которым устроены небылицы. Побуждать детей самостоятельно сочинять «перевёртыши ». Закреплять умение детей создавать рифмы.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.35, з.22.

    20

    Условия жизни на земле »  (Составление рифмованных текстов)

    Цель: Учить детей самостоятельно находить рифмованные слова и создавать рифмованные строчки по заданным объектам.  Закрепить значение живой клетки и условия её выживания.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.40, з.25.

    Февраль

    21

    «Добрым быть совсем не просто»

    Цель: Формирование у детей представления об абстрактном понятии «доброта»; продолжать формировать умения коллективного обсуждения проблем; развивать основы логического мышления; побуждать к отражению абстрактных понятий через изобразительные средства, развивать воображение.

    А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр.51

    22

    « Сравнение » (Составление загадок)

    Цель: Учить самостоятельно выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов.  Учить составлять двух-, трёхстрочные загадки. Закрепить знания детей о возможностях человека.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.31, з.18.

    23

    «Условия выживания животного и растительного мира». (Пересказ)

    Цель: Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать рассказ, используя для запоминания приёмы моделирования. Уточнить представление о связи между условиями окружающей среды и состоянием животных.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.43, з.29.

    24

    «Моделирование веществ ». (Анализ литературного произведения)

    Цель: Дать представление о строении веществ неживой природы, научить моделировать твердое, жидкое и газообразное вещества.  Продолжать учить сужать поле поиска при анализе ситуаций.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.48, з.33.

    Март

    25

    «Новые приключения Царевны-Лягушки»

    Цель: Продолжать обучение составлению творческих рассказов на основе знакомого сюжета; продолжать отрабатывать навыки использования приёмов типового фантазирования; побуждать к использованию в речи с помощью педагога и самостоятельно разных типов предложений; формировать умения коллективного обсуждения общей проблемы, проявляя при этом внимание и такт по отношению к сверстникам.

    А.В.Корзун «Веселая дидактика», стр.42

    26

    «Явления неживой природы » (Сравнения – метафоры)

    Цель: Систематизировать знания детей о явлениях неживой природы.  Побуждать детей к созданию метафоры по предложенной модели.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.49, з.34.

    27

    Моделирование процессов » (Решение творческой задачи)

    Цель: Закрепить умение детей моделировать твердые, жидкие и газообразные вещества и некоторые процессы, с ними происходящие.  Продолжить учить решать творческие задачи по алгоритму.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.50, з.35.

    28

    «Предметы – помощники человека». (Составление фантастического рассказа)

    Цель: Учить детей составлять связное высказывание фантастического плана на основе улучшения свойств реального объекта. 

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.54, з.40.

    Апрель

    29

    « Изменение предметов во времени ». (Сочинение сказки)

    Цель: Учить детей находить аналоги предметов быта в древнем и современном мире.  Продолжать учить составлять сказку по алгоритму .

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.58, з.44.

    30

    «День, ночь – сутки прочь», «Вокруг Солнца шагаем – время года меняем» (Составление рифмованного текста)

    Цель: Закрепить умение подбирать рифмованные слова и составлять рифмованные тексты на заданную тему. Дать представление о том, что образ нашей жизни на планете Земля зависит от вращения Земли вокруг своей оси и Солнца.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.62, з.48.

    31

    «Загадочный мир Космоса». (Составление загадок, моделирование .)

    Цель: Учить детей различать фазы Луны. Формировать понятие, что Луна имеет постоянную форму и размер, а с Земли она представляется разная по форме и размеру из-за того, что Земля загораживает Луну от солнечного света. Знакомить с некоторыми явлениями, связанными с Космосом: северное сияние, солнечное затмение, метеоритный дождь.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.64, з.49.

    32

    Солнечная система » (Пересказ)  

    Цель: Уточнить представление детей о Солнечной системе. Продолжить учить пересказывать небольшие тексты, используя разные виды моделирования.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.67, з.51.

    Май

    33

    «Человек в Космосе » (Решение творческой задачи)

    Цель: Продолжить учить решать творческие задачи по алгоритму.  Закрепить знания ТПФ. Уточнить некоторые морально-этические нормы поведения человека.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.68, з.52.

    34

    «Скафандр – важный помощник для работы космонавта». (Составление фантастического рассказа)

    Цель: Продолжить учить составлять фантастический рассказ по алгоритму.  Уточнить знания детей о скафандре как мини-доме.  Учить наделять скафандр новыми функциями.  Закреплять знания о ТПФ.

    А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

    стр.69, з.53.

    35

    Диагностика

    Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.

    36

    Диагностика

    Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективно-тематическое планирование кружковых занятий по развитию речи для старшей логопедической группы с

    В данной работе разработан план кружковой работы на учебный год по месяцам с темами и кратким содержанием....

    Конспекты ООД тематического цикла "Случай в лесу" (кружковая работа по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшей группы)

    Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Видя красоту движения в играх, плясках, хоров...

    Планирование кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования в средней, старшей и подготовительной группах.

    Работая с детьми, обратила внимание на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других дете...

    Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.

    Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....

    Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

    Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

    Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ- технологий в старшей группе «Спаси заколдованную принцессу»

    Цель:  Формировать умение проявлять чудеса находчивости, сообразительности, нестандартного мышления, основанные на Теории Решения Изобретательских Задач....

    Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

    НОД  в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....