Конспекты ООД тематического цикла "Случай в лесу" (кружковая работа по развитию музыкально - ритмических способностей детей старшей группы)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Степанова Елена Петровна

 

Известно, что при помощи движения ребёнок познаёт мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребёнок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное. Музыкально - ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, в процессе работы будут развиваться и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, которые лежат в их основе. Однако всё это невозможно без  формирования музыкально-ритмических способностей.

Опираясь на результаты диагностики, которые я провожу дважды в год,  наблюдения за детьми в процессе занятий и самостоятельной деятельности, я пришла к выводу, что  есть дети с  более выраженным творческим потенциалом, у них есть возможность роста в  музыкально-ритмическом  воспитании. Реализация данного подхода также требует поддержки со стороны родителей. И я провела опрос родителей, узнала их мнение и желание посещать кружок по развитию музыкально – ритмических навыков. Так начал работать кружок «Радость» для детей старшего дошкольного возраста. 

Работу  по развитию музыкально -  ритмических способностей с ребятами  я провожу  в кружке «Радость»  один раз в неделю,  во второй половине дня, отдельно в старшей, и отдельно в подготовительной группе. Количество занимающихся в кружке детей – по 10 человек каждого возраста. Проводятся также индивидуальные занятия с каждым ребёнком по   5 – 7 минут  в свободное время. На них разъясняется тот материал, который ребёнок недопонял или пропустил. Это позволяет на деле осуществить индивидуализированный  дифференцированный  подход.

Каждое занятие  включает  в себя различные виды музыкальной деятельности и может состоять из нескольких частей -  структур.   

Структура  занятий не однородна. Она может меняться, в зависимости от усвояемости материала и желания детей. В каждом занятии неизменно как часть  - музыкальные движения. Это необходимо для того, чтобы соотношение между двигательной активностью и малоподвижными видами деятельностями (музыкально-дидактические игры, игра с сопровождением пения на муз/инструментах) распределялась более равномерно. Почти все занятия построены в  игровой, стихотворной форме, что способствует приподнятому настроению детей, вызывает у них интерес, развивает у них музыкально-ритмические способности  и прививает  эстетические чувства

Тематика занятий кружка «Радость» определяется по месяцам учебного года с сентября по май в перспективном плане. Занятия помесячно объединены мной  в тематические циклы , под различными названиями, например, такими как «Осенью в деревне», «Случай в лесу», «Новогодние чудеса» и т. д.,  и объединены единой сюжетной линией,  что позволяет варьировать репертуарный материал и поддерживать  интерес детей.

Для Вас, дорогие посетители моего сайта,  я представляю конспекты занятий для детей старшей группы  на Октябрь месяц.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_.docx25.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                    "Детский сад общеразвивающего вида № 154 "Почемучка"

с приоритетным осуществлением   физического  направления воспитанников"  города Невинномысска

Конспекты ООД  

тематического цикла «Случай в лесу»

(кружковая работа по развитию музыкально – ритмических способностей детей старшего  дошкольного возраста)

Музыкальный руководитель

Степанова Елена Петровна

2012-2013 уч. г.

Старшая группа.

Октябрь. Занятие 1.

                                          Тема: «Случай в лесу».

Задачи:  Развивать умение координировать свои движения с речью и музыкой, умение двигаться в соответствии с характером музыки и ритмической пульсации.  Воспитывать навыки поведения в коллективной игре.              

Оборудование:  Игрушка Белочки.

                                                 Ход занятия:

Педагог

Здравствуйте, ребята!

        Всех за сказкою сегодня

        Приглашаю в лес пойти.

        Интересней приключенья

        Вам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

И за руки не держитесь.

Муравьи тут на дорожке

Ходят, поднимая ножки.

Педагог разучивает с детьми ритмо – речевую игру

«Муравьиная зарядка»        Е. Шаламонова

Дети выполняют движения под громкое неторопливое чтение педагога.

1.Муравьи проснулись рано   (дети потирают глаза, сидя на корточках)

Потянулись,  встали прямо                    (встают, руки поднимают вверх, затем опускают)

2.Прыг да скок, прыг да скок,                  (прыгают на двух ногах, руки в свободном положении)

Новый начался денёк!

3.Вмест весело живём                                   (шагают на месте)

Хорошо быть муравьём!

4.Улыбнулись всем  друзьям          (останавливаются, с лёгким поклоном улыбаются друг другу)

Побежали по делам                     (Легко бегут в одном направлении)

Выполнение упражнения «Росинки» С. Майкапара

(лёгкий, ритмичный бег, в конце присаживаются и игра начинается сначала).

Педагог

В лес осенний мы пришли

И кого же здесь нашли?

        - Я маленький зверёк

        С большим хвостом пушистым.

По веткам скок да скок,

Скачу я очень быстро.

За мною наблюдая,

Скажи, кто я такая?

Дети

Белочка!

Педагог (показывая детям игрушку Белочки)

Верно, дети, угадали

Сразу вы её узнали.

И белочка ребят

Приглашает поиграть!

Проводится  игра «Мы маленькие белочки» Е. Шаламоновой

Педагог

 На лужайке мы играли,

И нисколько не устали,

А теперь пора опять

Возвращаться в детский сад.

Крепко за руки беритесь,

Друг за другом становитесь.

Повернулись, и вперёд,

Группа всех уже нас ждёт.

Дети прощаются с педагогом и выходят из зала.

Старшая группа.

Октябрь. Занятие 2.

                                          Тема: «Случай в лесу».

Задачи: Развивать  чувство ритма, слуховое внимание и память, умение координировать свои движения с речью и музыкой, эмоционально передавая игровые образы и действия. Воспитывать навыки поведения в коллективной игре.

Оборудование:   Деревянные палочки, барабан, игрушка Белочки.

                                                 Ход занятия:

Педагог

Добрый день, ребята!

Предлагаю вам опять

В лес вернуться поиграть.

Муравьи тут на дорожке

Ходят, поднимая ножки.

Проведение с детьми ритмо – речевой  игры

«Муравьиная зарядка»        Е. Шаламонова

Выполнение упражнения «Росинки» С. Майкапара

Педагог

Пока муравьи выполняли свою зарядку, на полянку выбежал какой-то зверёк.

        Ни головы, ни ножек –

        Конечно, это…ёжик!

Педагог предлагает детям разучить  стихотворение «Ежик и барабан» Г. Виеру подыгрывая себе на деревянных палочках. 

С барабаном ходит ёжик, Бум-бум-бум!

Целый день играет ёжик, бум- бум-бум!

С барабаном за плечами, бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно, бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум!

И удары раздавались, бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум!

Глаз до зорьки  не сомкнули, бум-бум-бум!

С эти текстом мы проигрывали несколько вариантов. Детям больше понравился следующий: начало каждой строки мы проговаривали все вместе, стоя полукругом у нашего «большого» барабана. На конец строки дети по очереди импровизировали на барабане. Вначале каждый играет то, что сможет, и сколько захочет. Пробуем вариант в форме традиционного  двудольные,  а затем четырёхдольные.

Педагог (показывая детям игрушку Белочки)

Белка тут же прискакала,

Ребятишек услыхала,

Предлагает всем играть,

 Свою ловкость показать!

Проводится игра «Мы маленькие белочки» Е. Шаламоновой

Педагог

На лужайке мы играли,

И нисколько не устали,

А теперь пора опять

Возвращаться в детский сад.

Крепко за руки беритесь,

Друг за другом становитесь.

Повернулись, и вперёд,

Группа всех уже нас ждёт.

Дети прощаются с педагогом и выходят из зала.

Старшая группа.

Октябрь. Занятие 3.

                                          Тема: «Случай в лесу».

Задачи: Формировать  у детей устойчивого ощущения метроритмической пульсации музыки:  

- Учить выделять на слух сильную долю, подчёркивая  её на инструментах.   – Развивать способность к двигательной импровизации.

Оборудование:   Деревянные палочки, барабан, игрушки Белочки, Ёжика

                                                 Ход занятия:

Педагог

Добрый день, ребята!

Что, ребята, в самом деле,

К белке в гости захотели?

Ну, что ж, быстрее детвора,

Торопиться нам пора!

Проведение с детьми ритмо – речевой  игры

«Муравьиная зарядка»        Е. Шаламонова

Выполнение упражнения «Росинки» С. Майкапара

Педагог (показывая детям игрушку Белочки)

Белка тут же прискакала,

Ребятишек услыхала,

Предлагает всем играть,

 Свою ловкость показать!

Проводится игра «Мы маленькие белочки» Е. Шаламоновой

Педагог (показывая детям игрушку Ёжика)

Вот спешит колючий ёжик,

Не жалея своих ножек,

Детям барабан несёт,

Поиграть на нём зовёт.

Дети озвучивают стихотворение «Ежик и барабан» Г. Виеру с помощью деревянных палочек.

Педагог

На лужайке мы играли,

И нисколько не устали,

А теперь пора опять

Возвращаться в детский сад.

Крепко за руки беритесь,

Друг за другом становитесь.

Повернулись, и вперёд,

Группа всех уже нас ждёт.

Дети прощаются с педагогом и выходят из зала.

Старшая группа.

Октябрь. Занятие 4. Доминантное.

Муз.дид.игра «Выполни задание».

                                          Тема: «Случай в лесу».

Задачи:  Развивать  чувство ритма, слуховое внимание и память. Воспитывать навыки поведения в коллективной игре. Вызывать желание импровизировать танцевальные движения.

Оборудование: Невысокий стол: на нём кукольный стол, накрытый скатертью, посуда, маленький самовар, стульчики по количеству «гостей»-игрушек. Небольшие мягкие игрушки: белка, медведь, лиса, заяц, ёжик, мышка.  Небольшие коробочки из-под косметического крема, обёрнутые блестящей бумагой и завязанные бантом (5 штук). Ширма-раскладушка, раскрашенная под дверь. Маленький букет цветов. Шумовые инструменты.

Ход занятия.

Вся  группа детей разделена на пять подгрупп – по количеству  «гостей». У каждой  подгруппы  детей разные ударные инструменты: кубики, пластмассовые маленькие бутылочки  из-под йогурта «Растишка», деревянные ложки, бубны, деревянные короткие палочки. Все слова за кукол говорит педагог, она же манипулирует куклами.

Педагог. Сегодня, ребята, у белочки очень радостный и необычный день. Она ждёт гостей, чтобы отпраздновать свой день рождения. Белочка заранее отправила своим друзьям пригласительные открытки и  теперь хлопочет у стола, напевая свою любимую песенку.

Белочка

Жду гостей я с нетерпеньем –

У меня ведь день рожденья!

Рада видеть я друзей,

Заходите поскорей!

А вот и первый гость на пороге. Кто же это в дверь стучит? (За ширмой выстукивает два раза ритмический рисунок: две половинные ноты). Ребята, повторите, пожалуйста, этот стук с помощью кубиков. (Подгруппа детей повторяет ритмический рисунок два – три раза).

Кто мне скажет, какой это стук? (Медленный, тяжёлый). А теперь все давайте все вместе повторим его, прохлопывая в ладоши.

Белочка открывает дверь, заходит медведь.

Медведь (представляется) Медведь Степан! (Вручает белочке подарок.)

 Белочка принимает подарок, благодарит медведя и усаживает его за стол.  Наливает медведю чай.  Раздаётся стук в дверь.

Педагог. А вот и второй гость в дверь стучится!  (Выстукивает два раза ритмический рисунок: четверть и две восьмые.) Давайте повторим этот звук на бутылочках.  (Подгруппа детей повторяет). Какой это стук? (Осторожный, вкрадчивый). Теперь прохлопаем его все вместе ещё раз!  (Дети воспроизводят ритм).

Белочка открывает дверь, заходит лиса.

Лиса (представляется) Лиса Алиса! (Вручает белочке подарок.)

 Белочка принимает подарок, благодарит лису и усаживает её  за стол.  Наливает  лисе чай.  Раздаётся стук в дверь.

Педагог. А вот и третий гость у двери появился и стучится в неё!  (Выстукивает два раза ритмический рисунок: две синкопированные восьмые и две простые). Давайте повторим этот рисунок на ложках. (Подгруппа детей повторяет.) Кто мне скажет, а это какой стук? (Нетерпеливый, быстрый, прыгающий) А теперь все вместе отхлопаем его в ладоши. (Дети выполняют задание.)

Белочка открывает дверь,  заходит заяц.

Заяц (представляется). Заяц Тимофей! (Вручает белочке подарок.)

 Белочка принимает подарок, благодарит зайца и усаживает его за стол.  Наливает зайцу  чай.  Раздаётся стук в дверь.

Педагог. Как много гостей пригласила белочка! Кто бы это мог быть? (Выстукивает два раза ритмический рисунок: восьмая, две шестнадцатых и две восьмые). Давайте повторим этот стук на бубне.  (Подгруппа детей повторяет). Скажите, а какой это стук? (Вежливый, аккуратный, неторопливый.) Повторим его все вместе. (Дети отхлопывают ритмический рисунок.)

Белочка открывает дверь, заходит ёж.

Ёж (представляется) Ёж Афанасий! (Вручает белочке подарок.)

 Белочка принимает подарок, благодарит  ежа  и усаживает его за стол.  Наливает  ежу чай.  Раздаётся стук в дверь.

Педагог. Наверное, это последний гость пожаловал, ведь остался только один стул (Выстукивает два раза ритмический рисунок: четыре шестнадцатых и две восьмые.) Повторим все вместе этот стук на палочках! (Дети отстукивают ритм на палочках.) Интересно, а что вы можете сказать про этот стук? (Быстрый, торопливый.) Правильно, давайте повторим его все вместе и узнаем кто пришёл. (Дети отхлопывают ритмический рисунок в ладоши.)

Мышка (представляется) Мышка Анфиса! (Вручает белочке подарок.)

 Белочка принимает подарок, благодарит  мышку  и усаживает её  за стол.

Педагог.  Ребята, у белочки сегодня такой радостный и счастливый день: сколько гостей пришло её поздравить. Но что же ей подарить? Ну, конечно, весёлую песню! Только надо сначала кому-то из вас в дверь .  (Обращается к выбранному ребёнку) Ну-ка, придумай, как ты постучишь к белочке, да так, чтобы твой стук отличался от стука предыдущих гостей!

Ребёнок отстукивает свой ритмический рисунок. Все дети отхлопывают. Вызывая детей из разных подгрупп, музыкальный руководитель предлагает проявить творчество и предложить свой ритмический рисунок. Все дети повторяют за ним, отхлопывая в ладоши. Наконец, все пришли, педагог дарит  белочке маленький буке цветов, и все дети поют весёлую песенку «Мы маленькие белочки» «». На музыку вступления или проигрыша играют на инструментах, выстукивая ритмический рисунок песни.

Педагог. Вот как всем было весело сегодня у белочки! А как же иначе? Ведь день рождения – самый лучший праздник!  

Проводится игра «Мы маленькие белочки» Е. Шаламоновой

Педагог

Как вы весело играли,

И немножечко устали,

А теперь, детвора,

Попрощаться нам пора!

Дети прощаются с педагогом и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста по теме: «Юные пожарные»

Конспект Конспект  непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, музыкальная деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста  по теме: «Юные ...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"

Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....

Развитие музыкально – ритмических способностей старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности

В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, имеют обучающий характер ...

Конспект разлечения по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальная деятельность» для старших дошкольников на тему: "Международный день музыки"

laquo;Международный день музыки» – праздник, который отмечается во всём мире 1 октября. Не прошёл этот праздник и мимо нашего детского сада. Утром в детский сад пришло письмо от Феи ...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию («Музыкальная деятельность») в старшей группе «Знакомство со свистулькой».

С древнейших времен игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распр...