Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Кравченко Юлия Васильевна

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование кружковой работы «По волнам художественной литературы» (средняя группа)

«Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, В.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. Раздел: «Ребенок и книга».

Задача программы - поддержание активного тяготения старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней.

Основные задачи кружка: 

  1. Обогащать словарный запас;
  2. Развивать умение анализировать, отбирать основные свойства и качества;
  3.  Развивать умение устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами и явлениями;
  4. Развивать воображение, умение детей придумывать рассказы, сказки, загадки, умение решать различные творческие задачи;
  5. Развивать умение устанавливать при слушании литературного произведения многообразные связи в тексте, проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать средства речевой выразительности;
  6.  Учить активно использовать литературный опыт в творческой речевой деятельности;
  7. Учить воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях;
  8. Обогащать духовный мир детей.

Список использованной литературы:

  • «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, В.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2011.- 528 с.
  • Апресова А.Г.  Окно в школьный мир. Программа и методическое  обеспечение  интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7лет к обучению в школе (Технология ТРИЗ), 2010. – 232с.
  • Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского садка. Познавательное развитие. Развитие речи, 2008. – 333с.
  • Т.Б.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
  • А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада»
  • А.В.Корзун «Веселая дидактика», 2000. – 72 с.
  • О.В.Акулова, Л.М.Гурович «Образовательная область «Чтение художественной литературы»: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М. :ТЦ «СФЕРА», 2012. – 192 с.
  • Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа»: М., ООО «Центр педагогического образования», 2009. – 176 с.

Подготовительная к школе группа.

Тема и цель занятия

Сентябрь

1

Диагностика

Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.

2

Диагностика

Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.

3

«Творческое рассказывание «Новая сказка»

Цель: Учить сочинять короткие сказки; учить рассказывать по плану, составляя описательные или сюжетные рассказы; учить использовать выразительные средства языка, продолжать формировать элементарное представление о предложениях: они бывают грустные и веселые, длинные и короткие, простые и сложные; развивать мышление, память, воображение, воспитывать интерес к словесному творчеству.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.16

4

«Пересказ сказки «Лиса и козел»

Цель: Учить детей передавать содержание сказки, используя при пересказе выразительные средства, учить подбирать определения к существительным и согласовывать их, отгадывать предмет по названным признакам, закрепить умения детей употреблять в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.43, з.4

Октябрь

5

«Сказочница Матрена» викторина»

Цель: Повторить с детьми знакомые сказки; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать память, воображение и интонационную выразительность речи, эстетические чувства; воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.20

6

«В.Бианки «Купание медвежат»

Цель: Развивать умение детей последовательно и выразительно передавать литературный текст, небольшой по объему. Соотносить содержание текста с изображением на картине из серии «Дикие животные». Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.47, з.6

7

«Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Цель: Пересказ В.Бианки «Купание медвежат», дать понятие о словах-родственниках, подбор слов-родственников к слову «лес».

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.48, з.7

8

«Новые приключения Лунтика» творческое рассказывание»

Цель: Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему; Упражнять в составлении предложений, анализировать их словесный состав с указанием последовательности слов в предложении, учить делить слова на слоги, определять ударный слог; развивать мышление, память, воображение; воспитывать интерес к окружающему миру.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.63

Ноябрь

9

«Составление рассказа по картине «Девочка с мячом»

Цель: Составление совместного рассказа по картине. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по картине, придумывая события, предшествующие и последующие изображенным. Использование элементов ТРИЗ в пересказе (составление графического плана, графическая аналогия.)

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.82, з.4

10

«Зимующие птицы»

Цель: Использование приема «эмпатия» (ТРИЗ) при закреплении знаний детей о птицах, зимующих в наших парках и лесах.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.90, з.9

11

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель: Знакомство со сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Развивать интерес детей к событиям, изображенным  в сказке. Учить детей узнавать сказку по традиционному сказочному зачину: «Жили-были…» и концовке: «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец». Уметь объяснять, почему это литературное произведение называется сказкой. Использование элементов ТРИЗ при составлении графического плана сказки.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.84, з.5

12

«За ягодами» рассказывание по серии сюжетных картинок»

Цель: Продолжать учить детей составлять рассказы творческого характера по серии сюжетных картинок; продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении, в составлении предложений по опорным словам, учить вычленять предложения из рассказа; развивать наблюдательность, память и воображение; воспитывать любовь к природе.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.22

Декабрь

13

«Изображение зимы в русской поэзии»

Цель: Учить придумывать предложение по опорным словам, исправлять ошибки, намеренно допущенные воспитателем в предложениях.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.106, з.6

14

«Небылицы в лицах» творческое рассказывание»

Цель: Продолжать развивать речевое творчество детей, память, воображение; учить составлять небылицы, развивать интонационную выразительность речи» продолжать работу над предложением, словесным его составом; учить делить слова на слоги, находить ударный слог, выделять в слогах гласный и согласный звуки, подбирать слова-антонимы; воспитывать интерес к литературе малых жанров, чувство юмора.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.91

15

«Двенадцать месяцев» С.Маршак»

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, воспитывать чувства сострадания и сочувствия к героине сказки; учить детей делить слова на слоги, выделять гласные и согласные звуки, определять твердые и мягкие согласные; развивать интонационно-выразительную речь, мышление, память; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.115

16

К. Ушинский «Четыре желания»

Цель: Учить детей внимательно слушать короткое литературное произведение, отвечать на вопросы воспитателя, устанавливать причинно-следственные связи. Закрепить образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов. Отработать навыки образования детьми множественного числа существительных, предложно-падежное управление. Познакомить детей с понятием «слова-родственники».

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.45, з.5

Январь

17

«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой»

Цель: Продолжать учить детей передавать содержание небольших по объему литературных произведений. Использовать выразительные средства автора. Обратить внимание на слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, с помощью увеличительных суффиксов. Учить подбирать синонимы и антонимы.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.57, з.12

18

«Времена года» творческое рассказывание»

Цель: Продолжать совершенствовать умение сочинять небольшие рассказы, загадки; вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания, продолжать работу над слоговым и звуковым составом слов; развивать память, воображение, внятно и отчетливо произносить слова с естественной интонацией; воспитывать любовь к родной природе.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.121

19

« Объекты и явления неживой природы ». (Сочинение сказки по картине (пейзажу)).

Цель: Учить связывать в единую сюжетную линию случайные объекты и явления неживой природы. Наделять их человеческими свойствами, эмоциональными состояниями, составлять рассказ, используя приемы драматизации. Упражнять в выявлении признаков объектов и их значений.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.108, з.34.

20

«Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Цель: Учить детей выразительно пересказывать сказку, использовать слова и выражения из текста. Активизировать в речи употребление глаголов, использованных в сказке. Упражнять детей в образовании сравнительной степени прилагательных. Учить понимать смысл пословиц.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.72, з.10

Февраль

21

«Я. Аким «Жадина»

Цель: Познакомить детей со стихотворением как литературным жанром. Дать понятие «рифма». Находить рифмующиеся слова в стихотворении. Придумывать рифмы к словам.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.118, з.1

22

«Когда я буду взрослым» творческое рассказывание»

Цель: Формировать интерес к профессиям, желание узнать о них больше, привлечь внимание детей к людям новых профессий: художник-дизайнер, менеджер, фермер и др.; продолжать учить составлять рассказы творческого характера, развивать память, воображение; учить составлять предложения, анализировать их словесный состав, делить слова на слоги, выделять в словах гласные и согласные звуки: твердые и мягкие; воспитывать познавательные интересы у детей, уважение к людям труда.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.125

23

«Если бы я был военным» творческое рассказывание»

Цель: Совершенствовать умение составлять рассказы творческого содержания; учить детей делить двусложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова по опорным слогам, выделять в словах гласные и согласные звуки, определять место их в слове; развивать память, воображение; продолжать воспитывать у детей интерес к членам семьи, особенно к воинам разных поколений.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.110

24

« Загадочный мир животных ». (Пересказ)

Цель: Учить пересказывать, передавая точно основную мысль текста. Закрепить знания детей о внешнем виде и повадках представителей животного мира.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.104, з.30.

Март

25

«С.Я.Маршак «Жадина»

Цель: Продолжать знакомить детей со стихотворением как литературным жанром. Напомнить детям, что такое «рифма». Подбор синонимов и антонимов к слову «жадина». Подбор рифмы к словам.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.120, з.2

26

«Составление описательных рассказов с использованием метода фокальных объектов»

Цель: Использование метода фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов. Объект – яблоко. Рассмотреть и видоизменить этот объект. Выбрать любой другой предмет или слово из книги. Описать этот предмет, подбирая к нему слова-определения. Выбрать несколько словосочетаний и рассмотреть их, придать яблоку те качества, которые ему не свойственны: летающее яблоко, бегущее яблоко, смеющееся яблоко и т.д. Зарисовать фантастические яблоки.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.123, з.4

27

«Ледоход» рассказывание по картине»

Цель: Продолжать учить детей понимать содержание картины, составлять по ней рассказы; совершенствовать умение использовать в речи различные виды предложений; учить выделять в слове гласные и согласные звуки, делить слово на слоги; воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, дружбы.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.134

28

«Путешествие медвежонка»

Цель: Учить детей составлять творческие рассказы по серии сюжетных картин; совершенствовать умение анализировать предложение, выделяя каждое слово как единицу речи, определяя порядок слов в нем, продолжать учить проводить звуковой анализ слов, делить слово на слоги; развивать восприятие, память, воображение; воспитывать положительные чувства: доброты, взаимопомощи и дружбы.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.155

Апрель

29

«Составление описательных рассказов с использованием метода фокальных объектов»

Цель: Использование метода фокальных объектов ТРИЗ для составления описательных рассказов. Объект – лимон. Рассмотреть и видоизменить этот объект. Выбрать любое слово из книги или любой предмет на картинке, например, транспорт. Выбрать несколько интересных словосочетаний и рассмотреть их, придать лимону те качества, которые ему не свойственны.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.124, з.5

30

«В. Катаев «Цветик-семицветик»

Цель: Познакомить детей с новой литературной сказкой; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения; закрепить знания детей о звуковом и слоговом составе слов; воспитывать добрые чувства, желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.160

31

«Пересказ были Л. Н. Толстого «Котенок»

Цель: Учить детей внимательно слушать и передавать содержание небольшого по объему литературного произведения, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию рассказа.

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.79, з.2

32

«Составление описательных рассказов с использованием метода фокальных объектов»

Цель: Использование метода фокальных объектов ТРИЗ для составления описательного рассказа. Придумать фантастический объект – какое-либо фантастическое животное.  Рассмотреть свойства ели. Выбрать любое слово из книги или любой предмет на картинке, например, транспорт. Выбрать несколько словосочетаний, опираясь на них, составить описательный рассказ об объекте, используя определения (частично или полностью).

А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», стр.125, з.6

Май

33

« Парадоксы, небылицы ». (Анализ литературного произведения)  

Цель: Учить детей составлять «небылицы» по аналогии. Воспитывать чувство юмора.

А.Г. Апресова «Окно в школьный мир» (Технология ТРИЗ)

стр.96, з.22.

34

«КВН» игра-викторина»

Цель: Закрепить знания детей о разных жанрах детской художественной литературы; формировать умение детей быстро ориентироваться в произведениях литературы разных жанров, давать правильные и четкие ответы на заданные вопросы; развивать сообразительность, находчивость и память детей; воспитывать у детей интерес и любовь к разным литературным жанрам.

Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа», стр.164

35

Диагностика

Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.

36

Диагностика

Цель: выявление уровня развития речи, творческого мышления, воображения дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе, проводится 1 раз в неделю по лексическим темам....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе "От рождения до школы".

      Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и моноло...

календарно-тематическое планирование по развитию речи в средней группе.

Подробное планирование по развитию речи на учебный год....

Календарно - тематическое планирование по развитию речи в средней группе

План составлен по методическому изданию В. В. Гербовой. "Развитие речи в детском саду. Средняя группа." Удобно для каждодневного использования, позволяет планировать занятия....

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе.

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе....