Календарно-перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Зайцева Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx41.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Академическая Гимназия №56»

г. Санкт – Петербург

Методическая разработка на тему:

«Календарно-перспективное планирование по развитию речи»

Подготовительная группа.

                                                    Разработала: воспитатель        

                                                    ГБОУ Академическая Гимназия№56          

                                                    г. Санкт-Петербург

                                                    Зайцева Елена Александровна

Основное направление моей работы  -  развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Целью моей программы является  всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.

Для достижения этой цели я реализую  следующие задачи:  

1) Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2) Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие звуковой культуры речи; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

3) Развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.

4) Развитие умений говорения и слушания.

5) Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.

6) Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.

7) Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)…..

 Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению детей с окружающим, с природой, с художественной литературой, а также вне занятий: в играх, труде, повседневной жизни.

Предметно-развивающая среда, в создании которой я принимаю активное участие, имеет большое значение для  речевого развития наших детей.

Это зона речевого развития, где имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий по лексическим темам; художественная литература; сюжетные картины, дидактические речевые игры, пособия.  Предлагаемый детям материал, меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков

Для достижения  хороших результатов,  я использую разнообразные  формы,  речевой работы:

Формы речевой работы.

Совместная                                  Развивающие                                Речевой                                        Другие формы

Деятельность                                    игры                                          материал                                              работы

1. Рассматривание                      1.Нарисуй отгадку                  1.Разучивание стихов                   1.Игра – зарисовка:

различных видов                         прочитанную                          о предметах окружаю-                  «Придумай свои

иллюстраций,                               загадку.                                    щего мира.                                     предметные фигуры»

картинок, книг.                           2.Что сначала, что                  2.Рассказы о предметах                 2.Составление описа-

2.Чтение худ.                                потом.                                     быта.                                                тельного рассказа по

литературы,                                 3.Найди карточку.                  3.Продолжение сказок                   моделям.

заучивание наизусть                   4.Что я видел.                          или придумывание                        3.Использование

стихов, отрывков из                    5.Что пропало.                        сказок.                                             знаков – напоминаю-

произведений, пословиц,            6.Две дорожки.                      4.Разучивание наизусть                 щих символов

поговорок, загадок.                     7.Четвертый лишний.            загадок, пословиц,                          для запоминания

3.Экскурсии, целевые                 8.Узнай по силуэту.               поговорок.                                       пространственных

прогулки.                                      9.Хорошо - плохо.                 5.Учить продолжать                       отношений.

4.Различные виды                       10.Лабиринты.                        истории, рассказанные                  4.Использование

бесед.                                            11.Чем похожа?                      игрушкой, сказочным                    считалок для запоми-

5.Составление рассказов            12.Кто спрятался….?             персонажем.                                    нания состава числа,

(по всем видам) с                                                                                                                                   для знакомства с

Использованием                                                                                                                                     множеством.

пооперационных

карт.

6.Использование ребусов,

логических цепочек.

Игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические;

- творческие;

- драматизации;

- настольно-печатные

7.Упражнения на

развитие мелкой

моторики.

8.Рисование, аппликация,

конструирование.

Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования, которое является проектированием становления и развития речи каждого ребенка, прогнозированием динамики педагогического воздействия на речь и его результативность.

Принципы планирования работы по развитию речи:

  1. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В плане  отражаются все разделы программы речевого развития.
  2. Деятельный  подход к планированию работы. Работа  планируется с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляется в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности.
  3. Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
  4. Индивидуальный подход к детям.
  5. Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста.)

Календарно-перспективное планирование по развитию речи .

Подготовительная группа.

Месяц

(сроки).

Тема занятия.

Лексика.

Грамматический

Строй.

Связанная

Речь.

Художественная

Литература.

Сентябрь.

1-4 неделя

                                                                       Диагностика

Октябрь

1 неделя.

«Осень. Осенние месяцы. Признаки осени»

«О чем печалишься осень?»

Уточнить и активизировать словарь по теме: «Осень».

Учить образовывать относительные прилагательные; согласовывать существительные с числительными; составлять простые нераспространенные предложения.

Учить составлять рассказ «Осень» по плану.

Плещеев «Осень наступила». Г. Скребицкий «Осень»

2 неделя.

«Фрукты и овощи».

 «Во саду ли , в огороде».

Закрепить представления об овощах и фруктах

о сборе урожая , о заготовке на зиму. Учить подбирать родственные слова.

Упражнять в образовании множественного числа существительных; в образовании уменьшительно-ласкательной формы .

Учить составлять описательные рассказы о предмете (овощ, фрукт).

Ю. Тувим «Овощи»

Загадки об овощах и фруктах. Сб. Ю.Т. Круглова.

3 неделя

«Деревья. Плоды». Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Дуб и орешник».

Закрепить названия деревьев, его строение. Учить различать лиственные и хвойные деревья.

Образование имен существительных в един. и множ. числе; употребление относительных и притяжательных прилагательных; употребление в речи простых предлогов.

Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о впечетлениях. Совершенствовать навык пересказа.

Л.Н. Толстой «Дуб и орешник». К. Чолиев «Деревья спят».

4 неделя

«Поле. Откуда хлеб пришел?»

Рассматривание картины «Уборка урожая».

Уточнить и расширить знания об уборке урожая. Учить подбирать родственные слова слову «хлеб».

Учить составлять простые и распространенные предложения; образовывать существительные в Р. падеже; согласовывать сущ. с прилагательными.

Учить составлять рассказ по картине.

Пословицы о хлебе.

укр. народ. сказка «Колосок».

К. Паустовский «Теплый хлеб».

Ноябрь

 Неделя

(октябрь-ноябрь)

«Что мы знаем о птицах». Пересказ рассказа «Ласточка».

Закрепить знания детей о птицах; закрепить понятия «перелетные, водоплавающие».

Образование притяжательных прилагательных по теме. Учить употреблять Р.падеж имен сущ. в ед. и мн. числе. Учить согласовывать числительные с сущ. в Т. падеже.

Учить грамотно задавать вопросы. Обучать составлению предложений по картинке. Учить распространять предложение. Учить пересказывать небольшой текст.

укр. народ. сказка «Хроменькая уточка». И. Соколов-Микитов «Улетают журавли». В. Сухомлинский «Почему плачет синичка».

1 неделя

Составление рассказов по серии картинок «Игрушки» (на выбор).

Развивать пассивный и активный словарь, закрепить названия игрушек уточнить названия профессий работников д/сада знать имена, отчества работников д/сада

Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ.; множ. число сущ. в Р.п.; совершенствовать согласование числительных два и пять с сущ.; формировать умение употреблять сложные предлоги.

Учить составлять описательные рассказы; обучать составлению предложений по картинке; учить грамотно задавать вопросы.

2 неделя

«Домашние животные. Детеныши.»

Составление рассказа по картине «Скотный двор»

Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.

Учить образовывать притяжательные прилагательные, сущ. с суффиксами –енок, -онок; учить пользоваться в речи предлогом «под».

Учить составлять описательный рассказ по картине; обучать составлению предложений по картине; учить распространять предложение.

К.Паустовский «Кот-ворюга», И.Токмакова «Подарили собаку», Чарушин «Рассказы о животных».

3 неделя

«Дикие животные. Детеныши». Придумывание сказки на тему: «Как ежик выручил зайца».

Закрепить представления о диких животных, установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона; учить подбирать синонимы.

Учить подбирать однокоренные слова; закрепить навыки употребления глаголов прошлого времени муж. и жен. рода; упражнять в образовании притяжательных и сложных прилагательных.

Учить детей творческому рассказыванию; продолжать учить распространять предложение; развивать стремление оценивать рассказы друг друга.

Н.Сладков «Лесные сказки», И.Соколов-Микитов «Листопадничек» Ю.Мамин-Сибиряк «Про зайца длинные уши….», М.Пришвин «Еж».

4 неделя

«Поздняя осень. Предзимье». Итоговая беседа о осени. Рассматривание картины «Первый снег»

Закрепить название осенних месяцев; характерные признаки осени; понятия: сезонная одежда, сезонная обувь, головные уборы. Обогатить лексику синонимами и антонимами.

Учить образовывать относительные прилагательные; составлять предложения со словами, обозначающими признаки и действия предметов. Упражнять в образовании глаголов с приставками.

Учить составлять рассказ по картине. Развивать стремление  обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечетлениях.

С.Городецкий «Первый снег» М.Володин «Осенью»   К.Чолиев  «Деревья спят»

В.Даль «Старик-годовик»

«Подготовка к зиме. Профессия лесника» Пересказ рассказа «Осень»

Закрепить название профессии человека, работающего в лесу. Обогащение словаря за счет образования родственных слов.

Учить подбирать к словам признаки и действия. Учить согласовывать существительные с глаголами в роде и числе.

Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.

Г.Скребицкий «Осень» С.Маршак «Ноябрь»  Нанайская сказка «Айога»

Декабрь

1 неделя

«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы». Составление рассказа «Здравствуй, зимушка-зима!»

по сюжетным картинкам.

Углубить представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы. Учить подбирать эпитеты к словам. Закрепить знания детей о зимующих птицах.

Учить детей пользоваться в речи предлогами.

Отрабатывать навык согласования существительных и прилагательных.

Образование множественного числа  существительного.

Учить составлять описательные рассказы.

Г.Скребицкий «На лесной полянке»

«Четыре художника»

А.Пушкин «Зимнее утро»

И.Суриков «Зима»

М.Пришвин «Птицы под снегом»  «Дятел».

2 неделя

«Человек. Части тела».

«Это я. Беседа по фотографии».

Закрепить названия частей тела человека. Учить подбирать синонимы.

Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных и числительных с сущ.

Совершенствовать навык составления описательного рассказа, рассказа по картинке, рассказа из личного опыта.

З.Г. Сахинова  А.И.Сорокина «Наши помощники»  Е.Благинская «Аленушка»

3 неделя

«Семья».

Составление рассказа на тему: «Семья» с использованием графического плана.

Расширить знания детей о семье; закреплять понятия о родственных отношениях в семье. Упражнять в образовании антонимов и  синонимов.

Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.

Образовывать уменшительно-ласкательную форму существительного

Совершенствовать умение составлять рассказы с использованием плана.

Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.

К.Ушинский «Старый дед и внучек»

В.Одоевский «Мороз Иванович»

4 неделя

«Новый год. Зимние забавы».

Рассказывание по картине: «Забавы детей зимой»

Закрепить названия зимних игр, зимнего спортивного инвентаря; знания о новогоднем празднике.

Учить употреблять имена существительные в Д.п.

Образование относительных прилагательных.

Учить составлять рассказ по картине

К.Чуковский «Елка» К.Ушинский «Проказы старухи зимы»  В.Бианки «Холодно в лесу, холодно».

Январь

2 неделя

«Животные холодных стран»

«На Крайнем Севере».

Расширить представления о животных холодных стран, их повадках, поведении, образе жизни. Активизация словаря по теме.

Учить согласовывать числительные с существительными.

Упражнять в образовании притяжательных и сложных прилагательных. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -очк; -ечк; -нок.

Учить придумывать загадку на заданную тему (по плану)

Г.Снегирев «Про пингвинов»

3 неделя

«Животные морей и океанов. Аквариумные рыбы».

Пересказ рассказа  Е.Пермяка «Первая рыбка»

Сформировать представления о жизни морей и океанов.

Расширение лексики по теме.

Образование синонимов.

Закрепление правильного использования в речи простых и сложных предлогов.

Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

Совершенствование навыка пересказа.

Л.Пантелеев «Две лягушки»

4 неделя

«Животные жарких стран»

Составление описательного рассказа.

Уточнить названия животных жарких стран и их детенышей; расширить представления о их повадках, поведении, образе жизни. Учить подбирать эпитеты и синонимы.

Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных; согласование прилагательных и числительных с существительными.

Совершенствовать навык описательного рассказа по картинке. Упражнять в составление сложносочиненных предложений с союзом «а».

Б.Житков «Слоны»  С.Баруздин «Рави и Маши»

Февраль

1 неделя

«Дом. Квартира. Мебель»

«Дом в котором ты живешь.»

Расширить представление о домах, архитектуре, материале. Закрепить названия мебели, ее отдельных частей и «обобщающее» слово «мебель».

Учить согласовывать числительные от 1 до 5 с существительными;

Образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные.

Совершенствовать

умение составлять рассказы о предмете

(рассказы-сравнения)

С.Баруздин «Кто построил этот дом?» С.Я.Маршак «Почта».

2 неделя

«Строительные машины. Материалы. Инструменты»

Рассказывание по картине: «Стройка».

Расширить и закрепить знания детей об инструментах; познакомить  со строительными профессиями.

Учить согласовывать существительные с глаголами в роде и числе; имена прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.         

Учить составлять сюжетный рассказ по картине; правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.

С.Баруздин «Кто построил этот дом?»

3 неделя

«Почта»

«Путешествие письма»

Уточнить словарь по теме. Учить подбирать синонимы.

Учить образовывать существительные множественного числа в И.п. и Р.п.;

глаголы с различными приставками; закрепить умение правильно употреблять простые и сложные предлоги .

Совершенствовать навык рассказа из личного опыта.

С.Маршак «Почта»

4 неделя

«Армия»

«Твои защитники»

Беседа о защитниках Родины.

Уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск, военной технике и военных профессиях.

Учить образовывать существительные множественного числа в Р.п.; отрабатывать нывыки употребления предлогов: в, на, под.

Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Л.Кассиль «Про нашу пехоту», «Богатыри», З.Александрова «Дозор», «Родина».

Март

1 неделя

«8 марта. Мамин праздник».

 Беседа о маме. Чтение стихов; составление рассказа о маме (по плану)

Закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 марта; названия о женских профессиях.

Закрепить правильное использование в речи относительных прилагательных; согласование прилагательных и числительных с сущ. Упражнять в образование род. слов.

Учить составлять творческие рассказы по плану.

Е.Благинина «Научу обувать я

Ю.Яковлев «Мама» , ненецкая народ. сказка «Кукушка» Г.Виеру «Мамин день» Е.Благинина «Посидим в тишине».

2 неделя

 «Ранняя весна. Весенние месяцы».

Составление описательного рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели»

Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить с весенними месяцами. Активизация словаря.

 .

Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.

Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные. Согласование притяжательных местоимений с сущ.

Учить детей пересказывать рассказ с опорой на предметные картинки.

Г.Скребицкий «Весне навстречу»

В.Бианки «Синичкин календарь»  Алферова «Март»

А.Дорохов «Синие тени»  Р.н. сказка «Снегурочка»

Я.Колас «Песня о весне».

3 неделя

«Ранние цветы».

Пересказ рассказа К.Ушинского «Пчелки на разведке».

Закрепить названия цветов и обобщающее слово «цветы».

Учить различать садовые и полевые цветы.

Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными; образовывать множ. число сущ. в И. и Р. падежах; подбирать признаки.

Учить детей пересказывать рассказ с опорой на предметные картинки.

К.Ушинский «Пчелки на рассвете», стихи о цветах, М.Пришвин «Золотой луг»

4 неделя

«Одежда. Обувь».

«Прогулка в магазин одежды».

Уточнить и расширить представления об одежде, обуви, головных уборах.

Углубить представления о материалах, из которых они сделаны. Активизация словаря.

Учить навыкам практического употребления в речи местоимений: мой, моя, мое. Учить подбирать признак к предмету. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить согласовывать числительные с существительными и прилагательными; образовывать множ. число сущ. в И. и Р. падежах; подбирать признаки.

Совершенствовать навык составления описательного рассказа, используя модели-схемы. Учить распространять предложение.

Е.Благинина «Научу обувать я братца».

В.Орлов «Федя одевается»

 Неделя

(март-апрель)

«Посуда. Электроприборы.»

Составление рассказов-описаний о посуде.

Уточнить и расширить представления детей о посуде, материале, из которого она сделана. Учить различать кухонную, столовую и чайную посуду. Учить называть части посуды. Дать представления о электроприборах.

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; множественного числа сущ; учить правильно употреблять в речи сущ. в Р.п с предлогами: без, из, у.

Учить составлять описательные рассказы о посуде.

Развивать диалогическую форму речи; умение задавать вопросы и грамотно отвечать на них.

М.Горький «Самовар» К.Чуковский «Федорино горе»

Апрель

1 неделя

Транспорт. Правила дорожного движения.

Рассказывание на заданную тему.

Систематизировать представления детей о транспорте; видах транспорта; расширить представление о профессиях на транспорте. Активизация словаря.

Познакомить со способами словообразования.

Продолжить работу над умением образовывать глаголы с различными приставками. Правильное употребление простых и сложных предлогов.

Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему.

Б.Житков «Железная дорога»  М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице»

С.Петерина «Мы едем на транспорте» Л.Венгер «Водитель»

2 неделя

«Космос».

Творческое рассказывание «Путешествие на другую планету».

Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми. Обогащение и активизация словаря.

Учить правильно употреблять в речи несклоняемые сущ.;

образовывать сущ. множественного числа в И. и Р. падежах. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

Учить составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; понятно и логично излагать свои мысли.

В.Баруздин «Звездолетчики» «Первые в космосе»

Г.Бойко «Мы собираемся в полет» А. Столяр «Тимошкина ракета» «Космонавты».

3 неделя

«Комнатные растения».

Сравнение и описание предметов.

Систематизировать и расширить представления о комнатных растениях. Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых. Познакомить со способами размножения.

Упражнять в согласовании числительных с сущ. Упражнять в изменении глаголов по временам, числам и родам. Учить пользоваться предлогом  «от».

Учить составлять небольшой сравнительный рассказ о комнатных растениях.

В.Дрязгунов «Отгадайте,что это за растение »

4 неделя

«Город. Улица».

«Составление рассказа о Санкт-Петербурге по плану»

Углубить и расширить знания о С-Петербурге, об отличительных чертах города (город рек, мостов, музеев).

Учить согласовывать прилагательные с сущ.; составлять простое распространенное предложение с косвенным дополнением; образовывать относит. прилагат.

Учить детей составлять рассказ о своем городе.

С.Баруздин «Еще город и тоже главный»

Май

1 неделя

«Сад. Парк. Луг».

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг».

Расширить представления о растениях луга, леса, об охране природы. Активизация словаря.

Учить подбирать признаки; образовывать сравнительную степень прилагательных. Закрепить употребление сущ. в предложном падеже.

Совершенствовать навык пересказа.

Серова «Наши цветы» Г. Швайко «Махровые цветы» С.Могилевская «Семь разноцветных сказок».

2 неделя

«День Победы».

Рассказывание по сюжетной картине.

Познакомить детей с празднком День Победы. Активизация словаря.

Упражнять в образовании множественного числа сущ. Р.п. Учить согласовать числительные с сущ.

Совершенствовать навык рассказа по картине.

Л Кассиль «Сестра»  «Про нашу пехоту» А.Твардовсий «Рассказ танкиста»

3 неделя

«Школа. Школьные принадлежности».

Описание предметных картинок. Уточнение обобщающих понятий.

Расширить и углубить представления детей о школе, об учебе, о школьных принадлежностях.

Закрепить употребление в предложении форм Р.п. в значении принадлежности без предлога и с предлогом «у» по вопросам: кого? чего? у кого?

Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам.

4 неделя

Повторение. Закрепление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе, проводится 1 раз в неделю по лексическим темам....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе "От рождения до школы".

      Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и моноло...

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе.

Перспективное планирование по развитию речи в подготовительной группе....