Конспект занятия " Весна. Перелетные птицы".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Шавлач Светлана Федоровна

Конспект занятия в старшей группе с использованием приемов мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_vesna._perelet_ptitsy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытой подгрупповой

непосредственно образовательной деятельности

с детьми с ФФН старшей группы

с использованием приемов мнемотехники и драматизации.

Тема:  « Весна. Перелетные птицы».

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация.

 Программные задачи:

1.Активизировать словарь по теме, закреплять названия перелетных птиц,  их птенцов, весенние приметы (капель, ледоход, проталины, первоцветы), употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие).

2.Формировать грамматический строй речи: употреблять существительные в родительном падеже,  употреблять в речи предлоги  НА, С,  опираясь  на пиктограммы.

3.Составлять описательный рассказ о весне, используя приемы мнемотехники.

4. Развивать элементы логического мышления.

5. Упражнять в развитии диалогической речи, интонационной выразительности, коммуникативных навыков.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход НОД.

Лог. Тает снежок,

ожил лужок,

день прибывает,

когда это бывает?

Лог. Правильно, весной.

- Сейчас у нас какое время года?

- Как называются весенние месяцы?

- Сейчас какой по счету месяц?

- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные  картинки из конверта.

( Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне:  достают картинки из конверта, объясняют её и выставляют на доску). Приложение 1.

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются  насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки.  Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

Лог: – Весной хочется говорить красивые слова, будем передавать друг другу  цветок и придумывать  красивые слова о весне. Весна, какая?

Дети: – Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д.

Лог: - А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? ( перелетные).

( Выставляет картинки с изображением птиц,  закрепляя названия: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, )

- Что общее есть у всех птиц?

( Выставляет картинки – символы, дети по очереди рассказывают) Приложение 2.

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

Лог: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.

  1. Дидактическая игра «Кого не стало?»

Лог: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?

  1. Дидактическая игра « Четвертый  лишний? ( по картинкам)

ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль

  1. Физминутка:

«Я-дрозд, ты-дрозд»  - игра на коммуникативное общение:

(дети встают парами)

Я-дрозд, - (показывают каждый на себя)

И ты-дрозд - (показывают друг на друга)

У меня есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до своего носа)

И у тебя есть нос - (дотрагиваются указательным пальцем до носа соседа)

У меня щёчки гладки - (показывают свои щёчки)

И у тебя щёчки гладки – (показывают  щёчки соседа)

Мы два друга – (берутся за руки)

Мы любим друг друга – (обнимаются )

Лог: – Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: – Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

Лог:– Почему птицы улетают осенью?

Дети: – Потому что становится холодно и нечем питаться.

Лог: – Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети: – Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

Лог:– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?

Дети: – Строят гнёзда, выводят птенцов, кормят птенцов.

Лог:  - Как называются птенцы ?

  1. Дидактическая игра «Назови птенцов».

У утки – утята

У гуся – гусята

У аиста – аистята

У грача – грачата

У скворца– скворчата

У соловья – соловьята

У журавля – журавлята

У кукушки – кукушата

5.На доску  выставляется картинка с изображением скворечника.

Лог: - Как называется этот домик? Кто его построил? Для какой птички построили скворечник? Повторите предложение “Скворец живёт в скворечнике”

Лог: - У меня еще есть волшебные картинки – помощники, сейчас каждый возьмет себе одну, и выполнит действие, которое зашифровано на картинке, а потом  нам расскажет, что он сделал.

(Дети выбирают по одной картинке – схеме предлогов НА, С и выполняют действия)

Лог: - Куда села птица? ( Птица села на дерево (на забор, на куст)

- Откуда слетела птица? ( Птица слетела с дерева, с забора, с куста)

Лог: – Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами  и расскажем о том, чего  нельзя делать и почему.

(Дети составляют предложения по  картинкам –символам). Приложение 3. 

Дети: - Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

- Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

- Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Лог: Мы с вами поговорили о птицах, но ведь в лесу не только они, но и звери встречают весну. Как же звери готовятся к весне, давайте посмотрим.

  1. Игра – драматизация « В лес пришла весна»

Сорока:

- О весне  я стрекотала,

Целый день в лесу летала.

Вот бы тут был телефон…

Ой, смотрите, вот же он! ( берет телефонную трубку)

- Первым мишку разбужу.

О весне ему скажу. ( Набирает номер)

- Разоспался наш Мишутка,

Разбудить его не шутка.

Медведь:

- Алло!

Сорока:

- Алло! Алло! Звонит Сорока!

Медведь:

- Что случилось, белобока?

Сорока:

- Мишенька, весна пришла.

 По лесу идет она!

Медведь:

- Вот так новость принесла!

 Говоришь, весна пришла?

Лапу я сосал пол – года,

А теперь поесть бы меда!

Сорока:

- Надо мне поторопиться,

Позвонить куме – лисиц! (Набирает номер)

Лиса:

- Алло!

Сорока:

- Алло! Алло! Звонит Сорока!

Лиса:

- Что случилось, белобока?

Сорока:

-Лисонька, весна пришла.

 По лесу идет она!

Лиса:

- Ах, Сорока, как я рада!

Лучшей новости не надо!

Хватит мерзнуть в темной норке,

 Сяду греться на пригорке.

Сорока:

- Ну-ка зайца разыщу,

Ему новость сообщу. ( Набирает номер)

Заяц:

- Алло!

Сорока:

- Алло! Алло! Звонит Сорока!

Заяц:

- Что случилось, белобока?

Сорока:

- Заинька, весна пришла.

 По лесу идет она!

Заяц:

- Побегу я по кустам,

Расскажу и тут и там.

Что весна в наш лес пришла

И тепло всем принесла!

Весна:

- Ярче солнышко сияй,

Нашу землю согревай.

Чтоб скорей раскрылись почки,

Чтобы выросли цветочки,

Чтобы птицы прилетели,

Свои песенки запели.

Зеленеет пусть трава,

Пусть ручейки везде звенят,

 И бабочки к цветам летят!

(Весна дарит детям подарки – маленькие солнышки.)

Подведение итога : О ком говорили на занятии?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Весна. Перелетные птицы"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III ур.)...

Конспект занятия "Весна.Перелетные птицы"

Конспект занятия на тему «Весна. Перелётные птицы»Цель:• упражнять в образовании существительных множественного числа предложного падежа,• учить отвечать полными ответами,• развивать логическое мышлен...

конспект занятия "Весна. Перелетные птицы"

Открытое занятие совместно с логопедом...

Конспект занятия " Весна. Перелетные птицы.

Цели и задачи:- Закрепить представления детей о перелетных птицах.-Уточнять и расширять представление о жизни птиц, и растений в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёз...

Конспект занятия " Весна. Перелетные птицы.

Цели и задачи:- Закрепить представления детей о перелетных птицах.-Уточнять и расширять представление о жизни птиц, и растений в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёз...