конспект занятия "Весна. Перелетные птицы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталья Андреевна Шевлякова (Лихтенвальд)

Открытое занятие совместно с логопедом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_otkrvtoe_zanyatie_2021.docx36.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

г. Рубцовск  Алтайского края

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида  № 41 «Золотая рыбка»

__________________________________________________________________________

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89

тел.: 4-21-84; e-mail: ds41-zr@yandex.ru

Конспект
комплексного занятия по развитию речи

в  группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

тема: «Весна. Перелетные птицы»


Воспитатель: Лихтенвальд Наталья Андреевна

Рубцовск, 2021

Форма проведения: интегрированная образовательная деятельность

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,

« Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое».

Возрастная группа: старшая

Тема занятия: «Весна. Перелетные птицы»

Цель:создание условий, способствующих закреплению у детей знаний о весне и перелетных птицах, закреплению правильного произношения определенных звуков.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»; совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных; закреплять умение составлять двусоставные, распространенные предложения, развивать связную монологическую речь.Учить детей составлять изображение птицы из геометрических фигур, используя опорную схему.Учить наклеивать формы в соответствии со схемой.

  • Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику, фонематическое восприятие, память, мышление, внимание, усидчивость. Активизировать словарь, развивать речевую активность, связную монологическую речь, диалогическую речь, вводить поставленные звуки в речь. Развивать познавательный интерес детей к миру птиц. Закреплять названия геометрических фигур. Закреплять представление о форме тела, крыльев, хвосте. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем.
  • Воспитательные:Воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков. Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения  к природе, формировать навыки сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность. Воспитывать желание заботиться о птицах.  

Оборудование:магнитные доски, магниты, цветок,картинки с изображением птиц (грач, ласточка, соловей, скворец), диск, лучи солнца, пазл, ноутбук, подложки, клей, салфетки, тарелочки с готовыми геометрическими фигурами, бумага для наклеивания птицы, образец, схема, фломастеры.

Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, повторение, загадки, пересказ, поощрение.Практический (изготовление аппликации птицы).Словесный ( беседа).Наглядный (образец, схема )

Предварительная работа:наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разгадывание загадок.Музыкальная пальчиковая гимнастика «птицы пальчики», составление описательных рассказов по схеме про птиц, украшение группы к празднику «День птиц», изготовление скворечников, чтение рассказов про птиц, лепка «Птицы на кормушке», аппликация «Сказочная птица», раскрашивание раскрасок «птицы», прослушивание голосов птицу, рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности

Задачи:1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности

              2. Способствовать активизации детей

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети входят в группу, приветствуют гостей

дети вступают в диалог с педагогом, отвечают на вопросы

дети вступают в диалог с педагогом, отвечают на вопросы

нет лучиков

Педагог вступает в беседу с детьми.

Обычно мы встречаемся у меня в кабинете, но сегодня я предлагаю изменить правила и остаться у вас в группе, у вас много больших окон, а у меня одно и маленькое.

предлагаю подойти и посмотреть в окно

Педагог и дети подходят к окну и отодвигают штору

- Посмотрите в окно, какое сейчас время года?

-Какое время года было до весны?

-Какое время года следует сразу после весны?

-Какое время года вы ещё знаете?

-Как вы думаете в какое время года солнце светит нам дольше всего?

Педагог поощряет детей за правильные ответы и активность

Проблемная ситуация

(на столе лежит конверт, внутри лежит диск желтого цвета)

Педагог достает из конверта показывает предмет круглой формы (диск обклеенный желтой самоклейкой)

- Я вам принесла предмет. Какой он формы? Почему вы решили , что он круглой формы? Какого он цвета?На что он похож? Действительно этот круглый предмет похож на весеннее солнышко.  Посмотрите внимательно,чего не хватает этому предмету, если это солнце?

Верно, не хватает лучей.

Лучики, решили поиграть в прятки, разбежались и спрятались в группе, чтобы найти их и вернуть солнышку, необходимо выполнить несколько заданий. И наше солнышко вновь засияет.

Поможем солнцу вернуть лучики и согреть землю?

Педагог предлагает начать поиск лучиков, дети садятся на стулья перед магнитной доской.

2. Основная часть

Цель:создание условий, способствующих систематизации у детей знаний о перелетных птицах, тренировке и закреплению правильного звукопроизношения

Задачи:

  • Способствовать закреплению у детей навыков и умений связной речи, навыков контроля и самоконтроля, обобщению и закреплению знаний о перелетных птицах.
  • Воспитывать уверенность  в своих силах и речевых возможностях. Развивать воображение, внимание, усидчивость, наблюдательность и внимание к образцам речи учителя-логопеда и своих товарищей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети вступают в активный диалог с педагогом отвечают на вопросы.

Дети ищут первый лучик

Весной солнце не только ярко светит но и греет, весной бегут ручьи, весной с крыш домов свисают сосульки, весной звери просыпаются после зимней спячки, весной небо становится голубее, весной распускаются почки, весной появляются проталины, весной показывается первая травка,  весной появляются первые цветы -  подснежники, весной прилетают птицы.

дети собирают пазл (кухонный шкаф)

Грач с черным оперением у него большой клюв, он прилетает первым, как только появляются проталины. Грач питается личинками и вредными насекомыми, свои гнезда грачи вьют на верхушках деревьев

Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Гнезда ласточки вьют в деревнях под крышей, само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной.

Соловей серенькая птичка, чуть больше воробья. Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками, семена и ягоды. Гнёзда соловьи устраивают на земле

Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета в крапинку. Клюв маленький, острый. Питается насекомыми, червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках.

ответы детей

ответы детей (круг, полукруг, треугольник)

ответы детей (голова, туловище, крылья, хвост, клюв, лапы)

Дети проявляют активность, отвечают на вопросы, выполняют задание

Педагог предлагает детям воспользоваться подсказкой, чтобы найти первый лучик, загадывает загадку

На четырех ногах стою

Ходить я вовсе не могу

Когда устанешь ты гулять

Ты можешь сесть и отдыхать (Стул)

( первый лучик прикреплен на одном из стульев детей)

Вот и лучик с первым заданием,педагог  читает задание и прикрепляет его к солнцу

1 задание:«Назовите приметы весны»

Педагог предлагает детям встать  в круг, передавать  друг другу цветок и называть  приметы весны).

Педагог предлагает детям присесть на стулья и

воспользоватьсяследующей  подсказкой, чтобы найти второй лучик

(на столе лежит конверт с пазлами)

Педагог предлагает детям собрать всем вместе пазл и узнать место, где спрятался второй лучик

дети собирают картинку на которой изображен кухонный шкаф из игрового уголка, находят там второй лучик, прикрепляют его к солнцу. Педагог читает задание, дети проходят к магнитной доске и присаживаются на стулья.

(возле магнитной доски лежат картинки с изображением перелетных птиц)

2 задание: «Отгадай и расскажи»

 Я вам  загадаю загадки о птицах, а выотгадаете  о какой птице говорится, найти её и рассказать о ней. За каждый правильный ответ вы получите дополнительный лучик.

Черный, проворный,

Кричит: “Крак”

Червякам враг (грач).

(Дети прикрепляют третий лучик)

Правильно, а теперь краткий рассказ о граче.

Педагог поощряет полные  ответы детей, индивидуальная работа с детьми и дифференцированный подход

Мошек на лету хватает

Быстро, ловко и легко.

По весне к нам прилетает —

И резвится высоко (ласточка).

(Дети прикрепляют четвертый лучик)

Педагог поощряет полные  ответы детей, индивидуальная работа с детьми и дифференцированный подход

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …(соловей)

(Дети прикрепляют пятый лучик)

Педагог поощряет полные  ответы детей, индивидуальная работа с детьми и дифференцированный подход

Важно по земле шагает,

Клювом почву протыкает,

Вредных — съест, он молодец!

А зовут его…(скворец)

(Дети прикрепляют шестой лучик)

Педагог поощряет полные  ответы детей, индивидуальная работа с детьми и дифференцированный подход

Посмотрите, солнышко вновь засияло и согревает лучами нашу землю.

Педагог обращает внимание детей на дерево, которое расположено у них в группе на стене (демонстрационный уголок успешности детей)

- Сегодня, когда я зашла к вам в группу , я обратила внимание на ваше красивое дерево, на нем появились домики для птиц.

- Как они называются?

-Как называются птицы, которые заселяют скворечники?

-Кто сделал такие красивые скворечники?

-Жаль, что эти скворечники пустые.

- Что нужно сделать чтобы они не пустовали?

-Кто нам сможет помочь заселить скворечники?

-Предлагаю позвать на помощь Наталью Андреевну.

-Вы нам сможете помочь?

Наталья Андреевна откликается на просьбу детей и приглашает их пройти за столы

на столе стоят тарелочки, в них лежат геометрические фигуры, ранее вырезанные детьми

- Дети, возьмите каждый себе по тарелочке с шаблонами

Детиприсаживаются  за столы, педагог обращает внимание на посадку детей ( на протяжении всей аппликации следит за осанкой)

-Педагог обращает внимание на тарелочки, что в них находится

-Из  каких частей состоит птица (голова, туловище, крылья, хвост, клюв, лапы)

-посмотрите на образец и скажите из каких геометрических фигур состоит наша птица (КРУГ, ПОЛУКРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК)

-Как вы думаете с чего мы начнем нашу аппликацию? (с туловища) ( педагог выставляет геометрические фигуры на магните на доску)

-Какую геометрическую фигуру мы будем использовать?( полукруг)

-Теперь, что будем клеить? (голову)

-Какую геометрическую фигуру возьмем? (круг) (возьмем круг и приклеим к нашему полукругу)

-Что потом клеить будем? (хвост)

-Какая геометрической фигуры  нам потребуется?( треугольник)

Дети выкладывают из геометрических фигур птицу (скворца) на лист бумаги

-А остальные части дорисуем фломастером

-Чтобы вам было удобно смотреть у вас на столах лежат схемы

Саша  с чего начнем аппликацию ?

Андрей затем что будем клеить?

Никита ,что теперь наклеим ?

(Самостоятельная деятельность детей)

Чтобы нам было не скучно выполнять аппликацию я включу музыку

Помогаю детям выполнять аппликацию.

-Кто выполнил аппликацию возьмите и прикрепите свою работу на доску

отгадывание загадки

музыкальное сопровожение(пение птиц)

3. Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи: закреплять умение детей обобщать и делать выводы; развивать желание делиться своими впечатлениями.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Отвечают на вопросы.

Прощаются.

Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного.

Спрашивает, что им понравилось больше всего, что показалось трудным, что самым интересным?

Егор тебе какая работа больше понравилась? Почему?

 ( спрашиваю несколько детей)

Давайте позовем Татьяну Викторовну, чтобы она посмотрела, что у нас получилось

Татьяна Викторовна вам чья работа нравится

Подводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Перелетные птицы"

Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме "Перелетные птицы"...

Конспект занятия "Перелетные птицы нашего края" в старшей группе

Конспект занятия по развитию природоведческих представлений...

Конспект НОД "Перелетные птицы"

”Перелетные птицы”Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста образовательная область – ”Познание”...

Конспект занятия "Перелетные птицы"

Занятие познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие» для детей средней группы. Предлагаемое занятие направленно на ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ НОД "Перелетные птицы"

фОРМИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ....

Конспект занятия: «Перелетные птицы».

Логопедическое занятие в старшей группе по теме: "Перелётные птицы"....

Конспект НОД " Перелетные птицы"

Конспект НОД " Перелетные птицы" для детей старшего дошкольного возраста...