Развитие речи
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А.Сухомлинского, "чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка."
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональный конкурс работников образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ КОНКУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2013/14 учебный год)
___________________________________________________
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:
дошкольное образование.
Тема работы: «Педагогический проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со стихотворным жанром.
Автор:
Кивгазова Галина Юрьевна
Воспитатель
Место выполнения работы: Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №92 «Лебёдушка», г. Тольятти, Самарская область
Педагогический проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со стихотворным жанром.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Изучая уровень знаний детей по разделу программы «Ознакомление с художественной литературой», мы выяснили, что у детей недостаточно сформирован интерес к стихотворному жанру, не организовано взаимодействие детей и родителей по данной теме.
Исходя из полученных результатов наша творческая группа решила разработать проект деятельности по данному вопросу.
Целью нашего проекта стало: развить интерес к стихотворному жанру.
Нами были поставлены следующие задачи: воспитывать интерес к художественной литературе; расширять знания детей о стихотворном жанре и вызвать интерес к творчеству Д. Хармса; оформить и собрать наглядный материал по данной теме; приобрести методическую литературу; организовать совместную деятельность родителей и детей при подготовке и оформлению выставки.
Мы разработали и провели с детьми занятия на такие темы: «Как к нам пришла книга», «Знакомство с творчеством Д. Хармса», «Детское словотворчество», «Литературная викторина по произведениям Д. Хармса», «Беседа с детьми о писателе Д. Хармсе».
Совместно с музыкальным руководителем был организован и проведен «Конкурс чтецов».
В целях формирования у детей интереса к стихотворному жанру совместно с родителями была оформлена выставка книг по творчеству Д. Хармса.
Важным аспектом в реализации данного проекта в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.
Большое место уделялось совместной деятельности детей и их родителей: проведение КВН «Наши книжные друзья»; подбор стихотворений в папку – передвижку для родителей «Учите вместе с нами»; организация занятия «Семейное творчество книжек - самоделок»; анкетирование родителей на тему: «Отношение к домашнему чтению».
Результатом нашей работы было оформление выставки совместных работ детей и родителей по произведениям Д. Хармса и проведение литературной гостиной, где дети читали стихи и участвовали в викторине.
Работа над проектом способствует формированию следующих ключевых компетентностей детей дошкольного возраста:
Технологическая компетентность:
- умение понимать и принимать предложение взрослого;
- умение планировать этапы своей деятельности;
- умение организовывать рабочее место;
- умение принимать решение и применять в тех или иных жизненных ситуациях;
- умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Информационная компетентность:
- умение ориентироваться в некоторых источниках информации
(книги, иллюстрации, алгоритмы);
- умение делать выводы из полученной информации;
- умение задавать вопросы на интересующие темы.
Социально – коммуникативная компетентность:
- умение понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению и интересам;
- умение принимать активное участие в коллективных делах;
- уважительно относиться к окружающим людям.
В результате проведения данного проекта дети стали больше интересоваться стихотворным жанром. Мы планируем в дальнейшей своей работе знакомить детей с творчеством других поэтов.
Технологическая карта педагогического проекта
Название проекта | «Я думал – думал, в это время ветер дунул и я придумал…» |
Тип проекта | Творческий |
Возраст детей | Старший дошкольный возраст (6 -7 лет) |
Продолжительность проектной деятельности | Средней продолжительности (1 месяц) |
Раздел программы | «Ознакомление с художественной литературой» |
Тематическое поле | Творчество Д. Хармса |
Проблема | У детей недостаточно сформирован интерес к стихотворному жанру. Необходимо заинтересовать детей в стихотворном жанре, чтобы вызвать у них желание участвовать в конкурсе чтецов, но в д/с недостаточно собран наглядный и методический материал по стихотворному жанру. |
Цель | Оформить выставку творческих работ по произведениям Д. Хармса |
Причины | Недостаточно сформированы знания и интерес у детей о стихотворном жанре; Недостаточно наглядного и методического материала о стихотворном жанре; Не организовано взаимодействие детей и родителей по данной теме. |
Задачи | Расширить знания детей о стихотворном жанре и вызвать интерес к творчеству Д. Хармса; Оформить и собрать наглядный материал по данной теме, приобрести методическую литературу; Организовать совместную деятельность родителей и детей при подготовке к оформлению к выставки. |
Мероприятия |
«Как к нам пришла книга» «Знакомство с творчеством Д. Хармса» «Детское словотворчество» «Литературная викторина по произведениям Д. Хармса» «Беседа с детьми о писателе Д. Хармсе» - Воспитателю провести с детьми конкурс чтецов - Воспитателю разработать конспект литературной викторины для детей - Воспитателю с детьми выучить стихотворения: «Кораблик», «Тигр на улице», «Иван Топорышкин», «Самовар Ивана Ивановича», «Добрая утка» 2. - Эстету с детьми нарисовать рисунки по понравившемся произведениям Д. Хармса - Эстету с детьми вылепить из соленого теста полюбившихся персонажей - Музыкальному руководителю с детьми разработать и разучить ритмические движения - Музыкальному руководителю подобрать и прослушать с детьми музыку для стихов 3. – Воспитателю совместно с родителями и детьми оформить выставку «Рисунки и поделки дома» - Воспитателю поручить родителям собрать мини – библиотеку произведений Д. Хармса - Воспитателю провести КВН между детьми и родителями - Воспитателю подобрать стихотворения в папку – передвижку для родителей «Учите вместе с нами» - Воспитателю с родителями провести анкетирование «Отношение к домашнему чтению» - Эстету провести мастер – класс для родителей «Семейное творчество книжек - самоделок» |
Результат | Оформлена выставка совместных работ детей и родителей по произведениям Д.Хармса |
Критерии результата | Выставка эстетично оформлена Расположена в доступном для детей месте |
Ресурсы | Кто: воспитатели, дети, родители, эстет, музыкальный руководитель. Что: стихи, песни, инсценировки, музыка, краски, соленое тесто, бросовый материал. |
Форма презентации | Проведение литературной гостиной по произведениям Д. Хармса. |
Литература:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. – 3-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.
3. Хармс Д. Собрание произведений / Д. Хармс; под ред. М. Мейлаха и Вл. Эрля. — Bremen : K-Presse, 1978—1988. — Кн. 1—4.
4. Хармс Д. «Стихи для детей». – М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...