Развитие речи
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Кивгазова Галина Юрьевна

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А.Сухомлинского, "чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка."

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональный  конкурс  работников  образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ  ИНТЕРНЕТ  КОНКУРС  

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/14 учебный год)

___________________________________________________

Номинация конкурса:  Педагогические  идеи  и  технологии:

дошкольное  образование.

Тема работы: «Педагогический проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со стихотворным жанром.

Автор:

Кивгазова  Галина Юрьевна

Воспитатель

Место выполнения работы: Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №92 «Лебёдушка», г. Тольятти, Самарская область

Педагогический проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со стихотворным жанром.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием жанров. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Изучая уровень знаний детей по разделу программы «Ознакомление с художественной литературой», мы выяснили, что у детей недостаточно сформирован интерес к стихотворному жанру, не организовано взаимодействие детей и родителей по данной теме.

Исходя из полученных результатов наша творческая группа решила разработать проект деятельности по данному вопросу.

Целью нашего проекта стало: развить интерес к стихотворному жанру.

Нами были поставлены следующие задачи: воспитывать интерес к художественной литературе; расширять знания детей о стихотворном жанре и вызвать интерес к творчеству Д. Хармса; оформить и собрать наглядный материал по данной теме; приобрести методическую литературу; организовать совместную деятельность родителей и детей при подготовке и оформлению выставки.

Мы разработали и провели с детьми занятия на такие темы: «Как к нам пришла книга», «Знакомство с творчеством Д. Хармса», «Детское словотворчество», «Литературная викторина по произведениям Д. Хармса», «Беседа с детьми о писателе Д. Хармсе».

Совместно с музыкальным руководителем был организован и проведен «Конкурс чтецов».

В целях формирования у детей интереса к стихотворному жанру совместно с родителями была оформлена выставка книг по творчеству Д. Хармса.

Важным аспектом в реализации данного проекта в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Большое место уделялось совместной деятельности детей и их родителей: проведение КВН «Наши книжные друзья»; подбор стихотворений в папку – передвижку для родителей «Учите вместе с нами»; организация занятия «Семейное творчество книжек - самоделок»; анкетирование родителей на тему: «Отношение к домашнему чтению».

Результатом нашей работы было оформление выставки совместных работ детей и родителей по произведениям Д. Хармса и проведение литературной гостиной, где дети читали стихи и участвовали в викторине.

Работа над проектом способствует формированию следующих ключевых компетентностей детей дошкольного возраста:

Технологическая компетентность:

- умение понимать и принимать предложение взрослого;

- умение планировать этапы своей деятельности;

- умение организовывать рабочее место;

- умение принимать решение и применять в тех или иных жизненных ситуациях;

- умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Информационная компетентность:

- умение ориентироваться в некоторых источниках информации

  (книги, иллюстрации, алгоритмы);

- умение делать выводы из полученной информации;

- умение задавать вопросы на интересующие темы.

Социально – коммуникативная компетентность:

- умение понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых;

- умение получать необходимую информацию в общении;

- умение выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению и интересам;

- умение принимать активное участие в коллективных делах;

- уважительно относиться к окружающим людям.

        В результате проведения данного проекта дети стали больше интересоваться стихотворным жанром. Мы планируем в дальнейшей своей работе знакомить детей с творчеством других поэтов.

                       

Технологическая карта педагогического проекта

Название проекта

«Я думал – думал, в это время ветер дунул и я придумал…»

Тип проекта

Творческий

Возраст детей

Старший дошкольный возраст (6 -7 лет)

Продолжительность проектной деятельности

Средней продолжительности (1 месяц)

Раздел программы

«Ознакомление с художественной литературой»

Тематическое поле

Творчество Д. Хармса

Проблема

У детей недостаточно сформирован интерес к стихотворному жанру. Необходимо заинтересовать детей в стихотворном жанре, чтобы вызвать у них желание участвовать в конкурсе чтецов, но в д/с недостаточно собран наглядный и методический материал по стихотворному жанру.

Цель

Оформить выставку творческих работ по произведениям Д. Хармса

Причины

Недостаточно сформированы знания и интерес у детей о стихотворном жанре;

Недостаточно наглядного и методического материала о стихотворном жанре;

Не организовано взаимодействие детей и родителей по данной теме.

Задачи

Расширить знания детей о стихотворном жанре и вызвать интерес к творчеству Д. Хармса;

Оформить и собрать наглядный материал по данной теме, приобрести методическую литературу;

Организовать совместную деятельность родителей и детей при подготовке к оформлению к выставки.

Мероприятия

  1. -Воспитателю провести с детьми занятия на темы:

«Как к нам пришла книга»

«Знакомство с творчеством Д. Хармса»

«Детское словотворчество»

«Литературная викторина по произведениям Д. Хармса»

«Беседа с детьми о писателе Д. Хармсе»

- Воспитателю провести с детьми конкурс чтецов

- Воспитателю разработать конспект литературной викторины для детей

- Воспитателю с детьми выучить стихотворения: «Кораблик», «Тигр на улице», «Иван Топорышкин», «Самовар Ивана Ивановича», «Добрая утка»

2. - Эстету с детьми нарисовать рисунки по понравившемся произведениям Д. Хармса

- Эстету с детьми вылепить из соленого теста полюбившихся персонажей

- Музыкальному руководителю с детьми разработать и разучить ритмические движения

- Музыкальному руководителю подобрать и прослушать с детьми музыку для стихов

3. – Воспитателю совместно с родителями и детьми оформить выставку «Рисунки и поделки дома»

- Воспитателю поручить родителям собрать мини – библиотеку произведений Д. Хармса

- Воспитателю провести КВН между детьми и родителями

- Воспитателю подобрать стихотворения в папку – передвижку для родителей «Учите вместе с нами»

- Воспитателю с родителями провести анкетирование «Отношение к домашнему чтению»

- Эстету провести мастер – класс для родителей «Семейное творчество книжек - самоделок»

Результат

Оформлена выставка совместных работ детей и родителей по произведениям Д.Хармса

Критерии результата

Выставка эстетично оформлена

Расположена в доступном для детей месте

Ресурсы

Кто: воспитатели, дети, родители, эстет, музыкальный руководитель.

Что: стихи, песни, инсценировки, музыка, краски, соленое тесто, бросовый материал.

Форма презентации

Проведение литературной гостиной по произведениям Д. Хармса.

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. – 3-е изд., дополненное. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

3. Хармс Д. Собрание произведений / Д. Хармс; под ред. М. Мейлаха и Вл. Эрля. — Bremen : K-Presse, 1978—1988. — Кн. 1—4.

4. Хармс Д. «Стихи для детей».  – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...