Методическая разработка Семейная речевая викторина "Путешествие в страну Волшебных слов"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Фадеева Ирина Викторовна

 

                                             Методическая разработка Семейная речевая викторина "Путешествие в страну Волшебных слов"  предназначена для  развития познавательно-речевой деятельности, формирования социально – этических норм и правил, культуры речевого общения у детей и взрослых.    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Методическая разработка 

          Семейная речевая викторина "Путешествие в страну Волшебных слов"

-Пояснительная записка

Цель: развитие познавательно-речевой деятельности, формирование социально – этических норм и правил, культуры речевого общения у детей и взрослых.    

Задачи:

Обучающие:

         Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

         Обогащение словаря детей, развитие связной речи;

Формирование сплоченности как детского коллектива, так и взрослого;

Развитие мыслительной деятельности детей, любознательности;

Воспитательные:

Воспитывать у детей чувства взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу;

Формирование навыков культурного поведения.

Участники викторины: педагог-психолог, воспитатели подготовительной

группы, учитель-логопед, дети 6-7 лет, родителей подготовительной группы.

Ожидаемый результат: овладение детьми положительными формами взаимоотношений и общения как друг с другом, так и с окружающими людьми.

        

Место проведения: групповая комната или музыкальный зал ДОУ

Материалы и оборудование:

коллаж "Волшебные слова", выставка  в  книжном уголке русские народные сказки, стилистический энциклопедический словарь русского языка, весёлый фразеологический словарь, книга Речевой этикет, эмблемы команд "Знаек", "Почемучек", набор пиктограмм "Настроение", методические разработки "Задания для детей по теме "Речевой этикет", задания для детей по теме "Общение", "Творческие задания для родителей",ДВД плеер, диск караоке, круглые столы для команд, стол для жюри, цветные лампы, листы бумаги, ручки, воздушные шары для украшения.

Предварительная работа с детьми:

Проведение НОД по темам: "Общение", "Речевой этикет", "Техника речи",разучивание пословиц, поговорок о дружбе, учебе, труде проговаривание чистоговорок с различными звуками, чтение и обсуждение сказок по Риторике, рисование иллюстраций к сказкам, словотворчество, разгадывание речевых ребусов, прослушивание детских песен о дружбе, обсуждение названия команды и девиза, эмблемы.

Предварительная работа с родителями:

Консультирование родителей "Познавательно-речевое развитие дошкольника", "Речевой этикет?", Что такое общение?", "Голос- наш помощник"; "Словарь дошкольника", "Речевые игры", анкетирование "Ты - словечко, я - словечко", копилка полезных советов (скороговорки, чистоговорки, звуковички  с различными звуками), творческие задания по темам "Мимика и жесты", "Техника речи", "Речевые жанры", помощь в оформление коллажа "Волшебные слова",

изготовление эмблем команд, обсуждение девиза, помощь в приобретение памятных подарков для детей, обсуждение фотосъёмки.

            Семейная речевая викторина  "Путешествие в страну Волшебных слов"

                                                     Ход викторины:

                                            Здравствуйте дорогие гости.

         Сегодня у нас проводится семейная игра - викторина"Путешествие в страну Волшебных слов"

С рождения человек воспринимает речь. В семье, живут люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково. И от того, какой будет наша с вами  речь будет зависеть развитие ребенка. Добрые, ласковые, вежливые, волшебные  слова учат нас правильно общаться друг с другом, формировать грамотную культурную речь,  развивать речевой этикет.

- Как вы думаете, что такое речевой этикет?(Ответы детей)

Речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения.(Стилистический энциклопедический словарь русского языка)

Сегодня в игре участвуют две команды. Это команда детей "Почемучки"(поприветствуем их).Ваш девиз. Девиз команды"Почемучки": " Один за всех - и все за одного".

 И команда родителей «Знайки» (поприветствуем их). Ваш девиз.  Девиз команды «Знайки»: "Вместе - мы сила".Судить наше соревнование будет жюри в составе (…) Жюри внимательно будет за вами наблюдать и в конце нашей игры объявит победителей, какая из команд наберет наибольшее количество очков, та и будет победителем.

                                            Первое задание начинаем с разминки.

                                                     Задание для команды "Знаек"

Сейчас мы поиграем в игру «Ласковые слова». Вам необходимо как можно больше назвать ласковых слов своим детям . (Ответы родителей)

                                                   Задание для команды "Почемучек"

«Угадай, какое настроение».

Ребята, каждый из вас может почувствовать свое настроение. Взрослый читает ситуацию, а дети показывают настроение пиктограммой (радость, грусть, спокойствие, удивление):

- С каким настроением ты:…

Встречаешь маму;

Идешь по парку

Гладишь кошку

Упал в лужу

Рисуешь в альбоме

Идешь к зубному врачу

Разговариваешь с другом

Смотришь на испачканную одежду

Читаешь книгу

Танцуешь на празднике

Любуешься природой

Мажешь зеленкой разбитую коленку

         Покупаешь мороженое?

  (Ответы детей)

                                                 Второе задание "Речевое упражнение"

                                                           Задание для команды "Знаек"

«Про кого я говорю»

Цель: развитие наблюдательности, умения выделять основные признаки описываемого объекта и выражать их  в понятной для собеседника  форме.

Ведущий описывает одного их сидящих перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней». Остальные угадывают кто это.

(Ответы родителей)

                                                         Задание для команды "Почемучек"

                                                                       «Закончи фразу»

Цель: формирование умения внимательно слушать собеседника и логически завершать  построение фразы.

Взрослый читает текст, а ребёнок должен правильно подобрать пропущенное слово, выполняется ребёнком  на слух.

Например:

Улитка – очень медлительное создание. Она двигается очень…(медленно). Улитка не догонит даже черепаху, хотя та тоже ползает не…(быстро). Любое животное может их…(обогнать). Вот бы у черепахи и улитки были бы велосипеды! Тогда б они  передвигались….(быстрее). Слон – самое крупное наземное животное. Но есть животное ещё….(больше, крупнее). Это кит. Если сравнить  кита и двух слонов, кит всё равно окажется….(больше). Как хорошо быть таким ….(большим)! По сравнению с китом все другие животные кажутся…(маленькими).

(Ответы детей)

                                                        Музыкальная пауза 

                      караоке ДОРОГА ДОБРА (из кинофильма "Маленький Мук")

                                   Слова: Юрий Энтин  Музыка: Марк Минков

     

                                               Третье задание "Речевой этикет"

                                             Задание для команды "Почемучек"

Ситуация: 

Тебе нужно узнать у родителей  который сейчас час, чтобы посмотреть свой любимый мультфильм.

Учебная задача:

Формирование умения  выбирать этикетные формы выражения  просьбы. 

Вопросы к ребенку:

 Как ты это сделаешь?

Какие вежливые слова тебе понадобятся, чтобы узнать время?

(Ответы детей)

                                                  Задание для команды "Знаек"

Ситуация:

Ваш ребенок  хочет пойти в зоопарк, но у вас сейчас нет времени, чтобы это сделать.

Учебная задача:

Вызвать интерес к эмоциональному миру детей. Развить такт, внимание, умение замечать эмоциональное состояние детей, поупражнять взрослых в подобающих формах общения: «мне очень жаль, я хочу, чтобы ты не сердилась, не сердился»

Вопросы к взрослому:

Обидитесь ли вы на своего ребенка?

Какие слова вы ему скажешь? Чем вы закончите этот разговор?

(Ответы родителей)

                                 Четвертое задание  "Народная мудрость"

                                         Задание для команды "Почемучек"

Назовите как можно больше пословиц, поговорок о труде.

(Ответы детей)

                                            Задание для команды "Знаек"

Назовите как можно больше пословиц, поговорок о дружбе.

(Ответы родителей)

                             Артикуляционная гимнастика.

Если в сказку всем сердцем поверить, в мир волшебный откроются двери. (приоткрыть рот)

Вы туда без труда попадёте

На волшебном ковре – самолёте, (удерживать широкий расслабленный язык на нижней губе на счёт от 1до 10)

На летучем большом корабле (Поднять боковые края и кончик языка - «Чашечка»)

Или с Бабой – Ягой на метле(кончик узкого языка ритмично движется вправо- влево).

На плоту по молочной реке (широкий расслабленный язычок)

И верхом на Коньке – Горбунке (поцокать язычком)

Можно в сказку взлететь на жар-птице (широкий язычок движется вверх –вниз)

Можно на Колобке закатиться (круговые движения кончиком языка по губам)

Можно въехать как слон на еже («пожевать» язычок)

 Вот мы уже и в сказке.                                            

                                             Следующее задание " Вопрос - ответ "

 

Ведущий предлагает отрывать лепестки цветка "Ромашка" и командам по очереди задаются вопросы. Вам необходимо на них ответить правильно.

1.Какие сказочные добрые и колючие слова вы знаете?

2.Почему так говорят: "Как аукнется так и откликнется"?

3.Назовите сказки, в которых герои учат вежливости.

4.Герою какой сказки папа подарил азбуку?

5.В каких сказках добро побеждает зло?

6.Назовите сказки о дружбе.

                                                    "Творческое  домашнее задание"

Уважаемые родители!

Сделайте  в вашей  семье традиционной игру ”Новое словечко”, целью которой является расширение словаря. Она заключается в следующем: каждый выходной день Вы “дарите” ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение. Затем, нарисовав вместе с родителями рисунок, объясняющий данное слово, и написав его на другой стороне листа, дети приносят в группу и знакомят с ним товарищей. Эти “картинки-слова” помещаются в “Шкатулку умных слов” и время от времени с ними педагог проводит разнообразные игры.

Подведение итогов.

 В нашей игре нет победителей и проигравших, так как вы друг другу помогали и победила дружба. Хотелось бы закончить нашу викторину  стихотвоᴩᴇʜием  А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,

 Стоит сказать, что разглядите взрослых в них людей,

 перестаньте ссориться и злиться,

 Попытайтесь ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

 Научитесь слушать, понимать.

 Обогрейте их своим теплом,

 Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

 Обо всем на свете говорите,

 Их всегда незримо направляйте

 И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

 Каждый шаг не нужно проверять,

 Мненье и совет их уважайте,

 Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

 И любите их душою всей

 Так, как невозможно описать.

 Вам тогда детей не потерять!

Команда "Знаек" обменивается рукопожатиями с  командой "Почемучек"и в память о встрече дарят детям книги. Команде "Знаек" вручаются грамоты. Фотосъёмка на память.

Методические советы организатору:

Необходимо заранее договориться о месте и времени проведения. Лучше всего мероприятие проводить в музыкальном зале. Можно пригласить зрителей из этой же или других групп детского сада. Место в жюри предложить логопеду ДОУ, педагогу-психологу. Для закрепления полученного результата каждый месяц родителям давать творческие домашние задания, продолжать консультировать по данной тематике, для родителей группы составить фотоотчёт о проведённом мероприятии.

Список используемой литературы:

1. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 40 с.

2. Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей  М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.

3.  Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для педагогических работников ДОУ. -  М.: Айрис-пресс, 2005. – 112с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

4.Кожина М.Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка.

2-е изд., испр. и доп. - М. Флинта: Наука, 2006.

5.Лаврентьева Е. Веселый фразеологический словарь изд.,М.: Роосса, 2007      

6. Семенака С.И. Учимся сопереживать, сочувствовать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. - М.: АРКТИ, 2003. – 79с. (Развитие и воспитание дошкольника).

      7. Провоторова О.А. Воспитание основ речевого этикета у дошкольников // Логопед. 2008. № 7.  

      8. Методические материалы "Задания для детей тема Речевой этикет", "Задания для детей тема  

       Общение", "Творческие задания для родителей"

     

      Автор разработки:  Фадеева Ирина Викторовна, воспитатель МБУ ООШ  №7 г. Тольятти  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д.в средней группе по реализации образовательной области "Речевое развитие",«Художественно-эстетическое развитие» с инновационными технологиями "Сказкотерапия" ТЕМА: "В стране волшебных слов"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Коммуникативно-соц...

Методическая разработка по речевому развитию к группе занятий по лексической теме "Животные жарких стран"(6-7 лет)

Представленная презинтация РР может быть использована учителем-логопедом на подгрупповых и индивидуальных НОД....

Методическая разработка занятия во второй младшей группе "Волшебные слова не лень говорить нам целый день!"

Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: ребенок эмоционально-заинтересованно отгадывает загадки, следит за развитием действий в играх-драматизациях (встреча Буратино,...

Методическая разработка по речевому развитию на тему: "Путешествие в страну профессий".

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи) на тему: «Путешествие в страну профессий»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в страну волшебных слов» Использование различных приемов и технологий в речевом развитии детей.

Открытое занятие  по развитию речи в подготовительной группе, на котором будут использованы технологии: ТРИЗ, синквейн и друдлы....