Методическая разработка по речевому развитию на тему: "Путешествие в страну профессий".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Питерскова  Марина  Николаевна

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи) на тему: «Путешествие в страну профессий».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи) на тему: «Путешествие в страну профессий».

                                                                           

                             

Приоритетная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о людях разных профессий.

Задачи:

Развивающие:

  1. Развивать связанную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать умение связано и последовательно излагать свои мысли.
  2. Развивать смекалку, любознательность, коммуникативные качества, абстрактное мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкую моторику.
  3. Развивать интерес детей в процессе совместной деятельности;
  4. Продолжать учить детей выявлять в объектах разнообразные свойства (цвет, форму, размер, толщину) по карточкам-моделям, понимать отрицания свойств; называть их;
  5. Продолжать способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах жидкостей (плотность, вязкость); учить делать соответствующие выводы на основе практического опыта.
  6. Продолжать учить детей играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными;

  Образовательные: 

  1. Закреплять в речи употребление причастий.
  2. Закреплять форму винительного и дательного падежа существительных.
  3. Закреплять в речи форму имён существительных в предложном падеже.
  4. Закреплять умение составлять описательные рассказы по схеме на тему: «кем быть?».
  5. Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии;
  6. Уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии учителя, инженера, врача, почтальона, кондитера, фармацевта, журналиста;
  7. Упражнять в отгадывании загадок;
  8.  Стимулировать речевую активность детей.

 Воспитательные:

  1. Доставить детям удовольствие от интеллектуальной игры.
  2. Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.)
  3. Продолжать воспитывать у детей интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям. 
  4. Воспитывать любовь к труду взрослых, желание выбрать профессию.

Материалы и оборудование: столы для участников игры, игровой стол-круг, разделенный на 6 секторов красного, жёлтого, зелёного цветов с цифрами; волчок со стрелкой; вопросы в 6 конвертах; волшебный почтовый ящик; знак физкультурной паузы; флажки красного цвета; карточки с буквами; картинки с людьми разных профессий; оливковое масло, сироп из корня солодки; инструменты, микрофон, картинки-схемы для составления описательного рассказа, медали «Золотой филин».

Раздаточный материал: по два стаканчика с водой, по две пипетки на каждого ребёнка,  комплект блоков Дьенеша, по одной картинке с медвежонком на каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседа с детьми о профессиях, о профессиях родителей; рассматривание иллюстративных картин на тему «Профессии», чтение стихотворений, загадок, пословиц о труде и профессии людей, чтение художественной литературы: В.Маяковский «Кем быть?», С.Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», Дж .Родари : «Чем пахнут ремесла?», К.И.Чуковский «Айболит», С. Баруздин «Строим дом», С. Михалков «Три поросенка; проведение сюжетно-ролевых игр: «Поликлиника», «Строители», «Школа», «Моряки»; проведение дидактических игр: «Отгадай профессию», «Определи по предмету профессию», «Добавь словечко», речевая игра «Назови профессию», разучивание подвижных игр «Летчики», «Водители»; Опыт «Что растворяется в воде?»; с родителями детей проведена предварительная беседа на выявление аллергических реакций на оливковое масло и сироп корня солодки.


                            Ход совместной деятельности:

В: Дети у нас с вами сегодня гости, давайте поздороваемся.

В: Предлагаю сегодня отправиться в страну «Профессий». А что такое профессия?

Ответы детей.

В: А как же нам попасть в страну «Профессий?» (Предложения). Предлагаю с помощью волшебных слов Лорик, скорик, бумс. Закроем глаза и произнесём волшебные слова. Вот и волшебная страна «Профессий». (звучит волшебная музыка).

В стране «Профессий» мы с вами поиграем в игру «Что, где, когда?» А теперь я познакомлю вас с правилами игры! На игровом столе стоит круг- волчок со стрелкой и лежат конверты. Круг разделён на сектора жёлтого, красного и зелёного цвета с цифрами, на какой сектор с цифрой покажет стрелка нашего круга- волчка, тот конверт мы вскрываем и читаем задание. Всего 6 конвертов с вопросами. За правильный ответ вы получаете красный флажок. Как вы думаете, я справлюсь с ролью ведущей? (Ответы детей). Я буду ведущей, а вы знатоками.

В: Уважаемые знатоки, прошу занять места за игровым столом! (Звучит музыка).

(Дети вращают волчок).

Стрелка остановилась на секторе №1.

В: Чтобы узнать, человек какой профессии будет с нами играть, нужно отгадать загадку.

В: Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель —

Проведет урок... (учитель)

Открываем первый конверт.

Задание от учителя.

Игра "Буквы и профессии". 

В: В конверте лежат карточки. Возьмите по одной карточке, и назовите профессию, название которой начинается с буквы, написанной на карточке. Дети берут карточки и называют профессии на определённую букву.

Молодцы, вы получаете первый красный флажок. (Дети вращают волчок).

Воспитатель передвигает стрелку на сектор №2

Открываем второй конверт.

В: Он рассчитывает точно,

Чтоб всё было крепко, прочно.

Без его расчёта

Развалится работа! (инженер).

Задание от инженера.

Игра “Как сказать иначе?”

В: Посмотрите внимательно на картинки и составьте предложение. Воспитатель предлагает образец. Летчик летит в самолёте. Какой лётчик? Лётчик, летящий в самолёте. (Капитан плывёт на пароходе. Какой капитан? Капитан, плывущий на пароходе. Художник рисует картину. Какой художник? Художник, рисующий картину. Врач лечит людей. Какой врач? Врач, лечащий людей. Машинист работает на поезде. Какой машинист? Машинист, работающий на поезде. Водитель управляет автобусом. Какой водитель? Водитель управляющий автобусом. Кондуктор продаёт билеты. Какой кондуктор? Кондуктор, продающий билеты. Строитель строит дом. Какой строитель? Строитель строящий дом. Маляр красит стены. Какой маляр? Маляр, красящий стены.)

Ответы детей.

Молодцы, вы получаете второй красный флажок. (Дети вращают волчок).

Стрелка переходит к сектору№ 3.

В: Кто у постели больного сидит?

И как лечиться он всем говорит.

Кто болен —он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач)

Задание от врача. (по два стаканчика с водой, по две пипетки на каждого ребёнка, оливковое масло, сироп из корня солодки).

В: Уважаемые знатоки, прошу занять места за игровым столом! (Звучит музыка).

Экспериментирование

В: Фармацевты готовят лекарства. Мы сейчас приготовим волшебную микстуру. Для приготовления микстуры наберём в чистую пипетку сироп, накапаем его в стаканчик с водой. Что произошло с сиропом?

Ответы детей.

В: Чтобы сравнить нашу микстуру с другой жидкостью, мы возьмём другую пипетку, наберём в неё оливковое масло. И накапаем его во второй стаканчик с водой.
Давайте сравним наши жидкости.  Отличаются ли они друг от друга? Как ведут себя жидкости, которые мы добавили в воду? Что растворяется в воде, а что нет?

Ответы детей.
В: Вывод: сироп тяжелее воды, он опускается на дно и растворяется. Масло легче, чем вода, оно остается на поверхности, образуя тонкую пленку, не растворяется.

Молодцы, вы получаете третий красный флажок. (Дети вращают волчок).

Физкультурная пауза:   

«Профессии»
Мы в профессии играли – (
ходьба на месте)
В миг мы лётчиками стали! – (
прямые руки в стороны)
В самолёте полетали – (
покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали!-(
ходьба на месте)
Руль теперь в руках у нас- (
руки перед собой, «держим руль»)
Быстро едем, просто класс! – (
бег вокруг себя с рулем)
А теперь на стройке мы- (
ходьба на месте)
Кладём ровно кирпичи. – (
руки перед собой согнуты в локтях)
Раз- кирпич и два, и три –(
поднимаем руки вверх)
Строим дом мы, посмотри!- (
соединить прямые руки над головой)
Вот закончена игра,
Нам на стульчики  пора.

Игра продолжается.

(Дети вращают волчок).

Стрелка переходит к сектору№ 4.

Загадка.

В: Он в сладком цехе день трудился.

Дети вращают волчок.

Итог десертный получился –Эклеры, кекс, «Наполеон».

Теперь подумай, кто же он? (Кондитер)

Задание от кондитера. 

В: Уважаемые знатоки, прошу занять места за игровым столом! (Звучит музыка).

Дидактическая игра «Угощение для медвежат» (с использованием блоков Дьенеша)

К нам в гости пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы, разного размера и толщины. Давайте угостим медвежат.

Дети выбирают любой блок « печенье» в одну лапу, а во вторую подбирают по правилу, предложенному воспитателем.

Дети соотносят карточку-модель с блоками и выбирают нужную фигуру (по цвету, форме, размеру, толщине). Называют эти свойства. Например: «Мое печенье желтое, круглое, большое, толстое».

В: Молодцы, вы получаете четвёртый красный флажок!

Дети вращают волчок.

Стрелка переходит к сектору№ 5.

Загадка.

В: Телеграммы и журналы

По утрам разносит он,

Посещает все кварталы,

А зовется …

(Почтальон)

Внимание волшебный почтовый ящик!(Звучит музыка).

Игра «Кому, что нужно для работы?».

В: Люди разных профессий используют разные предметы для своей работы. В волшебном почтовом ящике находится много интересных вещей. Чтобы узнать, что там лежит, нужно достать предмет из «волшебного ящика» и сказать, человеку какой профессии принадлежит инструмент и что он им делает.

Ответы детей.

Молодцы, вы получаете пятый красный флажок!

Дети вращают волчок.

Загадка.

В: Должен рано он вставать,

Новость первым узнавать.

вот блокнот и карандаш –

А вот готовый репортаж (журналист).

В: Человек с детства мечтает, кем он хочет стать, я в детстве мечтала стать – воспитателем и стала им, так как очень люблю детей. А кем вы хотите стать, когда вырастите?

Игра-интервью: «Кем хочешь быть?»

 В: А помогут нам выполнить это задание картинки – схемы. Посмотрите (на доску выставляется по одному карточка – схема)

карточка обозначает: кем вы хотите стать.

карточка - где вы будете работать.

карточка- что делает человек данной профессии

карточка - какие инструменты нужны вам для работы.

карточка - какая одежда будет на вас.

(Рассказы детей)

В: Молодцы, вы получаете шестой красный флажок!

Наша игра закончена. По результатам нашей игры знатоки выиграли у телезрителей со счетом 6:0. Им вручаются медали «Золотой филин».

В: Чтобы нам обратно вернуться в детский сад, давайте вместе скажем волшебные слова: «Лорик, скорик, бумс!».

Рефлексия: О чём мы говорили в нашем путешествии? Какая же профессия самая важная? В какую игру мы играли? Что понравилось больше всего? Что было трудного?

В: Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня они и нужны, и важны.

И вы скорее подрастайте,

Профессией овладевайте.

Старайтесь в деле первыми быть

И людям пользу приносить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по физическому развитию. На тему: «Путешествие по тропинкам здоровья» для детей подготовительной группы.

Цель: Закреплять у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека....

Методическая разработка по речевому развитию к группе занятий по лексической теме "Животные жарких стран"(6-7 лет)

Представленная презинтация РР может быть использована учителем-логопедом на подгрупповых и индивидуальных НОД....

Методическая разработка по познавательному развитию на тему: "Путешествие к Белоснежке"

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлое нарушение речи).«Путешествие к Белоснежке»....

Разработка занятия по речевому развитию на тему: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»

Цель: Создать воображаемую игровую ситуацию для решения образовательных задач по подготовке детей к обучению грамоте....

Конспект НОД педагога с детьми 4-5 лет по речевому развитию на тему: "Путешествие в волшебную страну".

Воспитатель:- Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью «Ребятам группы Лесная полянка». Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло.-Давайт...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Конспект интегрированной организованной открытой образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие в волшебную страну сказок» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной организованной открытой образовательной деятельности по речевому развитию на тему :"Путешествие в волшебную страну сказок" для детей младшего дошкольного возраста...