Разработка занятия по речевому развитию на тему: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цель: Создать воображаемую игровую ситуацию для решения образовательных задач по подготовке детей к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_skazochnuyu_stranu.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 59 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»
с детьми старшей группы

Старший воспитатель:
Знак Мария Борисовна

Воспитатель:
Логинова Галина Николаевна

Санкт-Петербург
2017

Тема: «Путешествие в сказочную страну звуков и букв»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создать воображаемую игровую ситуацию для решения образовательных задач по подготовке детей к обучению грамоте.
Образовательные:

  1. Учить детей определять маршрут и направление пути по графической карте.
  2. Закрепить у детей значение терминов «звук», «буква», «слово», «гласный звук», «согласный звук».
  3. Закрепить умение детей интонационно выделять звуки в словах и подбирать к ним соответствующую букву.
  4. Стимулировать развитие самостоятельности детей в применении способа звукослияния при прочитывании несложных слов.

Развивающие:

  1. Развивать умение планировать от начала до конца ход игры-фантазии по знакомой сказке и отражать его в планирующей речи ("Сначала пойдем по этой дорожке, попадём в город, выполним задания, потом пойдем...»).
  2. Развивать воображение у детей.
  3. Развивать логическое мышление детей.

Воспитательные:

  1. Воспитать добрые чувства к знакомому литературному персонажу.

Использование современных педагогических технологий:

  1. технология развития игры-фантазирования;
  2. технология моделирования звукового состава слова;
  3. технология развития планирования у детей.

Предварительная работа:

Рассматривание Букваря, беседа о том, что Букварь – это учебник, по которому школьники первого класса учатся читать. На музыкальных занятиях знакомятся со скрипичным ключом. Просмотр мультфильма «Золушка». Чтение сказки Ш.Перро «Золушка».

Оборудование: магнитная доска, раскраски для подарков детям, карта с маршрутом, указка для педагога, записка от Золушки, 2 изображения Золушки (печальное и веселое), карточки с буквами «Б», «А», «Л», карточка с изображением скрипичного ключа, поднос с камешками (по одному для каждого ребенка), карточки для упражнения «Лишний звук», чудесный мешочек с карточками, на которых написаны слова (мак, мука, муха, мышка, мел, мяч, машина, море, мыло), соответствующие этим словам картинки, карточки-схемы «Место звука в слове» (в начале, в середине, в конце), наборное полотно для упражнения «Волшебный ребус» с карточками-изображениями предметов и карточками-буквами («Ц», «В», «Е», «Т», «О», «К»), цветок-модель красивого цветка, небольшое полотно голубой ткани для реки, музыкальное сопровождение (магнитофон).


Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Дети занимаются свободной совместной деятельностью. Заходят гости, здороваются, дети здороваются с гостями.

Мотивация

Воспитатель делает вид, что занят своими делами, к чему-то готовится. «Неожиданно» находит карту. Очень удивляется.

- Ребята, а это что такое? Чьё это?

- Что вы видите на этом листе?

- А почему ты думаешь, что это карта? Что в этом рисунке есть такое, что напоминает карту?

- Знаете, ребята, я, скорее соглашусь с ... (называет ребенка), что это карта.
Сдвигает карту с места, выпадает листок с письмом от Золушки.
- Ой, что-то выпало!
С удивлением читает.
«Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Золушка. Перед вами карта пути, по которому нужно пройти, чтобы попасть в Волшебную Страну Звуков и Букв. В этой сказочной стране всеми делами управляют король Букварь и королева Буквария. Они пригласили меня в гости. Но я не могу туда попасть, потому что мне не справиться с заданиями, которые нужно обязательно выполнить в пути. Помогите, пожалуйста, мне выполнить все задания, чтобы попасть в Волшебную Страну Звуков и Букв.
Ваша Золушка».

Дети заинтересовываются, подходят к воспитателю. Рассматривают карту. Говорят, что не знают, чьё это.
- Здесь принцесса нарисована. Или Золушка. Или Белоснежка. (Дети могут назвать разных литературных персонажей). Тут что-то написано, какие-то дорожки. А здесь нарисован замок. Это, наверное, карта.
- Здесь есть дорожки и места, кружочки, которые находятся между дорожками. Как в игре с кубиком и фишками.

Целеполагание

- Ребята, что же нам нужно делать?

- Да, ребята, это очень доброе дело, помочь кому-нибудь.
- Но как мы можем помочь Золушке?

- Нужно помочь Золушке дойти до Волшебной Страны Звуков и Букв.

Дети предлагают свои варианты.

Планирование будущей деятельности

- Зачем нам Золушка передала карту?

- Это очень хорошее предложение: пойти по карте.

- Но чтобы отправиться в путь по карте, нам нужно её рассмотреть.
Рассматривает с детьми карту:

- Откуда мы отправимся и куда пойдём?

- Я, ребята, догадалась!

- Вот здесь на карте нарисованы круги и написаны их названия. Видите?

Читает: «Лишний звук», «Назови слово», «В гостях у буквы «У», «Волшебный ребус». Это, наверное, волшебные города, через которые нам нужно пройти. Там мы будем делать остановки.
Золушка сказала, что нужно будет выполнять задания. Наверное, задания мы получим в городах.
- Давайте, прежде чем отправиться в путь, обговорим план нашего путешествия.
- Идти мы будем по карте. Откуда и куда?

- Какие остановки сделаем? Куда мы вначале пойдем?
- Потом куда пойдем?
Показывает детям указкой и читает «Назови слово».
- Потом куда пойдем? По какой дороже пойдем?

- Потом куда?
- А закончится наше путешествие – где? Правильно, мы доберемся до замка короля Букваря и королевы Букварии.

Давайте еще раз назовем пункты нашего маршрута. Там вы будете выполнять задания.
Показывает еще раз указкой и называет вместе с детьми: «Лишний звук» - «Назови слово» - «В гости к букве «У» - «Волшебный ребус».
-Теперь можно отправлятся в путь! Вперёд, в город «Лишний звук»!

Звучит музыка

Мы дружно все шагаем,

Задание выполняем,

Раз, два, три, раз, два, три,

Веселее нам идти.

- Чтобы по карте дойти до Волшебной Страны.

Дети рассматривают карту, отвечают на вопросы педагога.

Рассматривают карту, соглашаются с предложением педагога.

От места, где нарисована грустная Золушка, по дорожкам до Дворца.

Дети проводят пальчиком или указкой по карте (по дорожкам).

- В город «Лишний звук».

- В город «Назови слово».

- «В гости к букве «У».

- В город «Волшебный ребус».

- В замке.

Дети хором вместе с воспитателем проговаривают пункты маршрута.

Дети идут вместе с педагогом, проговаривая хором речёвку.

Реализация плана

- Ребята, мы пришли в город «Лишний звук». В этом городе живут все звуки речи.

- Какие бывают звуки речи?

- Назовите гласные звуки.
- Почему они называются гласными звуками?

- Назовите несколько согласных звуков.

- Почему они не поются? Что им мешает?

- Чем отличается звук от буквы?

Игровое упражнение «Лишний звук»

Детям предлагаются две карточки с буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

- В городе «Лишний звук» есть 2 дома, где живут некоторые звуки. Жители этих домов всегда ссорятся, так как считают, что какой-то звук неправильно поселился в их доме.

Давайте поможем им помириться и определим, какие звуки оказались не в своих домах.

1 дом – А О И К У

2 дом – Б Т К Л А

- Молодцы! Вы справились с этим заданием.

- А раз вы справились с этим заданием, то Золушка даёт вам эту карточку. (Даёт детям карточку, на которой написана буква «Б»).

- Что здесь написано?

- Куда теперь идём?

Звучит музыка

Мы дружно все шагаем.

Задание выполняем.

Раз, два три, раз, два, три,

Веселее нам идти.

- Гласные и согласные.

- А, О, И, У, Ы, Э, Е, Ё, Я, Ю.

- Потому что, когда они произносятся, им не губки, ни зубки, ни язычок не мешают вылетать из домика-ротика. Они могут петься.

Дети называют согласные звуки.

- Они не поются, потому что губки, зубки, язычок мешают им пропеть песенку. При их произнесении чувствуется какое-то препятствие.

- Звуки мы слышим и говорим. А буквы видим и пишем.

Дети называют лишний звук и объясняют свой выбор.

- В этом доме звук «К» лишний, потому что он согласный, а все остальные – гласные звуки.

- В этом доме звук «А» лишний, потому что он гласный, а все остальные – согласные звуки. Звуки «К» и «А» должны поменяться местами.

- Буква «Б».
Смотрят на карту и называют следующий город: «Назови слово».

Дети идут вместе с педагогом, проговаривая хором речёвку.

Игровое упражнение «Назови слово по буквам»

- В этом городе живут разные слова. Жители города, то есть разные слова, очень любят себя и разрешают посетить их город только тогда, когда их прочитают. Давайте поможем Золушке познакомиться с жителями города и прочитать слова.

- Вам, ребята, нужно достать из чудесного мешочка карточку со словом, прочитать его, а потом найти карточку, на которой будет подходящая этому слову картинка, и прикрепить их парами вот здесь на магнитной доске.

Воспитатель контролирует выполнение детьми задания.

Вместе с детьми рассматривает получившиеся пары.

- Давайте посмотрим на пары, которые у нас получились. Золушка считает, что у жителей этого города есть какой-то секрет.

- Какой это секрет?

- Давайте хором назовём слова, которые живут в этом городе.

- Есть ли у этих слов какой-нибудь общий признак?

- Правильно, ребята, это слова, начинающиеся на один и тот же звук «М».

Звук «М» в этих словах стоит где?

Вот в этом их секрет.

- Золушка считает, что вы справились и с этим заданием и даёт вам еще одну карточку.

Передаёт детям карточку с изображением скрипичного ключа.

- Что изображено на этой карточке?

- Наверное, не просто так Золушка нам дала эту карточку. Наверное, в пути нужно отдохнуть, сделать музыкальную паузу.

Дети берут карточки со словом из чудесного мешочка, читают по буквам, подбирают соответствующую картинку: мак, мука, муха, мышка, мел, мяч, машина, море, мыло. Прикрепляют карточки со словами и картинки парами на магнитной доске.

Все вместе рассматривают их, произносят хором, определяют общий признак (все слова начинаются на букву «М»).

- В начале слова.

- Скрипичный ключ.

Музыкальная пауза. Пальчиковый массаж.

Давайте посидим на полянке, на траве, вспомним ручейки, через которые мы проходили. Послушаем удивительную музыку и поиграем камушками (на подносе камушки, дети берут по камушку).

Камушек сильно я сжимаю

И ладошку поменяю.

Камушек мой не отдыхает

Между пальцами гуляет.

По песку круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Назад, вперед его качу,

Вправо, влево, как хочу.

Танцевать умеют танец

На камушке мой каждый палец.

- С камушками поиграли, теперь опять пора отправляться в путь. Куда мы идём?

Звучит музыка

Мы дружно все шагаем.

Задание выполняем.

Раз, два, три, раз, два, три,

Веселее нам идти.

Дети выполняют под тихую музыку массаж ладоней и пальчиков при помощи камушка. Произносят слова логоритмической игры.

Смотрят на карту и называют следующий город: «В гости к букве «У».

Дети идут вместе с педагогом, проговаривая хором речёвку.

Игровое упражнение «В гостях у буквы «У»

- Ребята, мы с вами побывали в городе, где живут разные слова, а сейчас мы пришли в гости, в город, где живёт буква «У». Эта буква тоже себя очень любит. Ей нравится слышать, когда произносят слова, где есть звук «У». Причём, ей нравятся любые слова со звуком «У»: когда «У» (показывает на схему) где?, когда «У» - где? и когда «У» - где?

Давайте порадуем хозяйку этого города букву «У» и придумаем слова со звуком «У» в начале слова.

- Как вы думаете, букве «У» понравились ваши слова?

- Почему вы так думаете?

- А давайте, ещё порадуем букву «У». Подберем нужную схему к тем словам, которые начинаются на звук «У».

- Почему вы так считаете?

- Как вы думаете, буква «У» довольна вашими ответами?

- Давайте её еще порадуем?

- Давайте придумаем теперь слова со звуком «У» в середине слова.

Подберём следующую схему тех слов, когда нужный звук находится в середине слова.

- Почему эта схема подходит?

- А теперь, чтобы буква «У» была совсем довольна придумайте слова со звуком «У» в конце слова.

Подберём следующую схему тех слов, когда нужный звук находится в конце слова.

Почему эта схема подходит?

- Золушка считает, что вы очень помогли ей с заданиями буквы «У» и даёт вам еще одну карточку.

Воспитатель показывает карточку, на которой буква «А».

- Куда теперь мы должны идти?

- А рядом с городом буквы «У» протекает река. Как нам её перейти?

- Верно, ребята! Давайте возьмём вот эти дощечки (схемы), построим мост и перейдем речку.

Звучит музыка

Мы дружно все шагаем.

Задание выполняем.

Раз, два, три, раз два, три,

Веселее нам идти.

- В начале слова,

в середине слова,

в конце слова.

Дети без наглядной опоры предлагают свои слова. Например, утка, улей, умка, Уля, уши.

- Да, понравилось.

- Потому что они все начинаются на звук «У».

- Хорошо.

Дети находят схему слов, когда нужный звук находится в начале слова.

Дети доказывают, что схему они подобрали правильно.

- Довольна.

- Давайте.

Дети без наглядной опоры предлагают свои  слова. Например, рука, зуб, обруч.

Дети кладут следующий «кирпичик».

Дети доказывают, что схему они подобрали правильно.

Дети по картинкам: «вверху», «внизу».

Дети доказывают, что схему они подобрали правильно.

Дети рассматривают карточку, называют букву.

- В город «Волшебный ребус».

- Построить мост!

Дети строят мост через реку. Проходят осторожно по нему.

Дети идут вместе с педагогом, проговаривая речёвку хором.

Игровое упраженение «Волшебный ребус»

- Вот, ребята, мы и пришли в город, где есть Волшебный ребус.

- Что нам нужно сделать с этим ребусом?

- Давайте его разгадаем?

- Молодцы, ребята!

- Мы разгадали ребус?

- Золушка вам снова даёт карточку. Что здесь написано?

- Ребята, куда нам теперь нужно идти? Давайте посмотрим на карту.

- Ребята, а зачем после выполнения каждого задания Золушка нам давала эти карточки с буквами?

(Выставляет карточки так, чтобы дети могли прочитать получившееся слово).

- Какая буква первая?

Какая вторая?

Третья?

- Какое слово получилось?

- Что же это значит?

- Нужно его разгадать.

Дети рассматривают картинки ребуса. Определяют первый звук в названии каждой картинки. Подбирают соответствующую букву и помещают её в кармашек под картинкой. Потом называют звуки получившегося слова и произносят:

Ц-В-Е-Т-О-К.

- Да.

- Буква «Л».

Дети рассматривают карту и видят, что все пункты плана они прошли.

- Теперь можно идти в замок к королю Букварю и королове Букварии.

- Б

- А

- Л

- Бал.

- Это значит, что Золушка приглашена в замок на бал.

Рефлексия

- Правильно, король и королева пригласили Золушку на бал.

- А мы помогли ей добраться?

- Ой, ребята, посмотрите: Золушка раньше была печальной, а теперь стала весёлой и счастливой!

(Показывает на картинку Золушки).

- Что мы сегодня делали?

- Хорошее дело мы сделали?

- Вы все задания выполнили правильно?

- Какое задание вам больше всего понравилось?

- Какое было самым трудным?

- Золушка сейчас отправится на бал в замок. Вы, ребята, можете вечером дома или в детском саду после полдника можете пофантазировать и представить, как будет проходить этот праздник в замке, что может случится с золушкой на балу у короля Букваря и королевы Букварии. Мы потом с вами об этом поговорим. И вы расскажете свои истории про Золушку на балу.

- А Золушка за то, что вы так хорошо ей помогали, хочет подарить вам подарки.

Педагог раздает детям раскраски.

- Помогали Золушке выполнить задания со звуками и буквами. Путешествовали по Волшебной Стране Звуков и Букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...

Речевое развитие. Путешествие в сказочную страну звука [С] и буквы С.

Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию и...

ОО Речевое развитие. Основы чтения и подготовка к письму. Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение).

ОО Речевое развитие.  Основы чтения и подготовка к письму.   Тема. Путешествие в сказочную страну звуков (повторение)....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами театрализации. Образовательная область"Речевое развитие" Тема: "Путешествие по сказочной стране"(театрализация русской народной сказки "Теремок") (средняя группа)

Цель: активизировать умственные и развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.1) Закреплять знания детей по прочитанным сказкам;2) Учить детей драматизировать знак...

КОНСПЕКТ НОД по ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Тема: «Путешествие в сказочную страну»

Тема: «Путешествие в сказочную страну» Цель: Развитие речевой деятельности дошкольников посредством художественной литературыЗадачиИнтеграция образовательных областейПредпосылки УУД1.Обучающие 1....

Конспект занятия в старшей группе Речевое развитие Тема: «Путешествие в сказочную страну»

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....

Интегрированное итоговое занятие в старшей группе. Тема: «Путешествие в сказочную страну».

Детский сад «Колосок» с. Родино, филиал МБДОУ – детского сада «Березка» с. Шипуново Шипуновского района Алтайского края...