пальчиковые игры
материал по развитию речи на тему

Подборка пальчиковых игр для развития мелкой моторики дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пальчиковые игры36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для дошкольников

Птичья стайка

Загибать или поглаживать пальцы

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек — стайка.

Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей.

Эта птичка  - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель,

Эта птичка — скворушка,

Серенькое перышко.

Эта — зяблик.

Эта — стриж.

Эта — развеселый чиж.

Ну, а эта — злой орлан.

Птички, птички по домам!

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. 
(переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. 
(выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... 
(выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!" 
(хлопаем)

Замок

На двери висит замок (ритмичное соединение пальцев в замок )

Кто открыть его бы смог?

Потянули                          (тянут руки в стороны)

Покрутили                   (круговые движения пальцев от себя)

Постучали                  (основания ладоней стучат друг об друга)

И открыли                (разомкнуть пальцы)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, 
(имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, 
("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, 
(ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. 
(кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, 
(отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. 
(производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. 
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, 
(печём "пирожки") 
Весь четверг искала мяч, 
(правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, 
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила. 
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. 
(машем ладошками к себе)

Овощи

У девчушки Зиночкики овощи в корзиночке

(Дети делают ладошки «корзинкой».)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

(Сгибают пальчики, начиная с большого.)

Наша Зина – молодец!

(Показывают большой палец.)

 

Фрукты

Как у нашей Зины фрукты в корзине:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)

Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы -
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Вкуснее наших фруктов нет!
(Гладят живот.)
  

Соберу грибы

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь -
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
 

Ягоды

Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?
(Приподнимают плечи, удивляются.)
Я – молодец!
(Большой палец вытягивают вперед.)
 

Хлеб

Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)
Очень вкусно!
(Гладят живот.)
 

Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.
(Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

 

Поздняя осень
Солнышко греет уже еле-еле;
Перелетные птицы на юг улетели;
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
Река покрывается льдом в ноябре -
(Руки сжимают в «замок»).
Поздняя осень стоит на дворе.
(Разводят руками перед собой.)
 

Белочка

Прыгает по веточкам невеличка-белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
(Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)
 

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Только заиньке не спится –  убегает от лисицы.
(Показывают большой палец, вращая им.)
Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!
(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)

Черепаха

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)

 ***

Пальцы встали дружно в ряд - покажите ладони. 
Десять крепеньких ребят - сожмите пальцы в кулак. 
Эти два- всему указка - ударьте указательный палец о указательный 
Всё подскажут без подсказки. 
Эти два - середнячка - ударяем средний палец о средний. 
Два здоровых бодрячка. 
Ну, а эти безымянны - ударяем безымянные пальцы друг о друга. 
Молчуны, всегда упрямы. 
Два мизинца-коротышки - ударяем мизинчики друг о друга. 
Непоседы и плутишки. 
Пальцы главные средь них - ударяем большие пальцы друг о друга. 
Два больших и удалых. Во! - показываем  - Во! 

 

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Новогодние игрушки,

Праздник приближается, елка наряжается.
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».) 

 

Транспорт
Будем пальчики сгибать -
(Сжимают и разжимают пальчики.)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.
(Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
 

Посчитаем
Раз, два, три, четыре, пять -
Буду транспорт я считать.
(Сжимают и разжимают пальчики.)
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.)

Улей

Вот маленький улей, где пчелы спрятались, (Пальцы сжать в кулак)

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.  (Отгибать их по одному)

Одна, две, три, четыре, пять!  Ззззз!  (На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели).

Повстречались

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы). 

Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой - крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый ребенок?
(Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.)
   

Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем.)


Домашние птицы
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
(Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
(Показывают пальчики, играя ими.)
 

Домашние животные
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)
  

Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).
 

Подводный мир
Посмотри скорей вокруг!
(Делают ладошку у лба «козырьком».)
Что ты видишь, милый друг?
(Приставляют пальцы колечками у глаз.)
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда.
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар.
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.) 

 

Комнатные растения
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)
Пусть подрастают день за днем!
(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)
 

Насекомые
Дружно пальчики считаем -
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращают мизинцем.
Прячьтесь!
(Прячут руки за спину.)



Паучок

(Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.

Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке»).  

 Паучок ходил по ветке,  («Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу).

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,    ( Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.     (Хлопки ладонями по коленям).

Солнце стало пригревать,    (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками солнышко)

Паучок ползёт опять,      («Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу)

А за ним ползут все детки,    

Чтобы погулять на ветке.     («Паучки» ползают по голове).

Гномики - прачки

Жили-были в домике   (дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,

Чикки, Микки.     (правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика)

Раз, два, три, четыре, пять,

(правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Стали гномики стирать   (трут кулачками друг о друга)

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чикки - носочки,     (опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого)

Микки умница был,

Всем водичку носил.

Помощники

Раз, два, три, четыре   (дети сжимают и разжимают кулачки)

Мы посуду перемыли.     (трут одной ладошкой о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.   (загибают пальчики, начиная с большого пальчика)

Мы посуду перемыли,    (опять трут одной ладошкой о другую)

Только чашку мы разбили,    (загибают пальчики, начиная с мизинца)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.   (сжимают и разжимают кулачки)

Курочка
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

Червячки

Раз, два, три, четыре, пять, 
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики "бегут" по столу) 
Каркает: "Вот и обед"
(указательный и большой пальчики "каркают".) 
Глядь (разводим ручками), 
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).

С добрым утром!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?        (Указательными пальцами погладить глаза, сделать из пальцев "бинокль",  посмотреть в него)

С добрым утром, ушки!  Вы проснулись?        (Ладонями поглаживать уши,  приложить ладони к ушам "Чебурашка")

С добрым утром, ручки!  Вы проснулись?        (Поглаживать то одну, то другую руки,

 хлопки в ладоши)

С добрым утром, ножки!

 Вы проснулись?        (Поглаживание коленок,  потопать ногами)

С добрым утром, солнце!

 Я - проснулся! (проснулась)        (Поднять руки вверх, посмотреть на солнце -

(посмотреть вверх)

Дружба

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.        (Обхватить правой ладонью левую и, покачивать в ритме стихотворения)

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.        (Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.        (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца)

***

Головами покиваем, 
Носиками помотаем, 
А зубами постучим 
И немножко помолчим. 
(Прижимаем указательные пальцы к губам). 

Плечиками мы покрутим 
И про ручки не забудем. 
Пальчиками потрясём 
И немножко отдохнём. 
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками). 

Мы ногами поболтаем 
И чуть-чуть поприседаем, 
Ножку ножкой подобьём 
И сначала всё начнём. 
(Подпрыгиваем на месте в ритме текста. Далее темп ускоряется.) 

Маленькая мышка

Маленькая мышка

По городу бежит,

Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки,

Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит:

Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку?

Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?

Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

Мизинчик

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

***

Шла кукушка мимо рынка,

(Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах, остальные поджаты).

У неё была корзинка,

(Ладони соединяются "ковшом", корзинка).

А корзинка на пол - бух!

(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами - летящие «мухи» - количество разогнутых пальцев соответствуют тексту)

Улитка

(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

В домике она сидит,

"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт

Ползёт вперёд по столу,

Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт

("Улитка" заползает на "цветочек")

Лепесточки погрызёт.

("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).

Рожки в голову втянула,

(Рука "улитка" "втягивает рожки" - сворачивается в кулак)

В домик спряталась, заснула.

("Цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бутоне")

http://www.mother.ru/images/sp.gif

Екатерина Железнова

***

Пальцев пять на руке своей 
Назвать по имени сумей.
Первый палец боковой, 
Называется большой.
Палец второй - указчик старательный,
Не зря называется он указательный.
Третий палец как раз в середине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,
Не поворотливый он и упрямый.
Совсем как в семье братец младший любимец,
По счету он пятый, зовется мизинец.

***

На горе мы видим дом - сложите домик из ладоней. 
Много зелени кругом - сделайте волнообразные движения руками. 
Вот деревья, вот кусты - изобразите руками ветки деревьев. 
Вот душистые цветы - сделайте из рук "бутон". 
Окружает все забор - покажите руками забор - кольцо рук. 
За забором - чистый двор - сделайте разглаживающие движения руками. 
Мы ворота открываем - показываем, как открываются ворота. 
К дому быстро подбегаем - изображаем пальцами бегущего человечка. 
В дверь стучимся: стучим кулак о кулак, 
Тук-тук-тук. 
Кто-то к нам идет на стук? - приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь. 
Мы к вам в гости пришли и гостинцы принесли - сделайте из ладошек горсть, как будто вы что-то несёте. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...