Статья «Влияние пальцев рук на развитие речи детей»
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Статья
«Влияние пальцев рук на развитие речи детей»
Воспитатель:
Жданова Ольга Валерьевна
Санкт-Петербург
Статья
«Влияние пальцев рук на развитие речи детей»
Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних это тревожит, другие спокойны – они считают, что со временем их ребёнок заговорит сам. И очень ошибаются.
Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, страдает эмоционально-психическое состояние.
Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.
Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти т.д.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но подготавливает ребёнка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускать скуки и переутомления.
Кроме пальчиковых гимнастик, существуют графические упражнения (выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом) и различные игры с карандашом, шариками, бусинками, прищепками, пуговицами, шнурками, работа с резинкой, игры со счётными палочками и др.
На занятиях эстетического цикла (лепка, аппликация, рисование, ручной труд, конструирование) создаются условия для развития мелкой моторики, навыков общения. Продуктивная деятельность – целесообразная деятельность человека, в непроизвольной форме способствует психологической комфортности (ребёнок видит и радуется своим результатам), разгружает речевые фобии, преодолевает речевой негативизм. В продуктивной деятельности значительно быстрее формируются восприятие и осознание речи, которая приобретает практическую направленность, возникающие проблемные ситуации способствуют повышению речевой активности.
Литература:
1. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.- СПб. - Лань,1996
2. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.
3. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. – Спб.: «Дельта», 1997
4. Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. Журнал «Дошкольная педагогика» /Ноябрь, Декабрь/ 2005
5. http://festival.1september.ru/articles/414444/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В чём заключается влияние пальцев рук на развитие речи детей?"
В данной консультации предлагаю набор игр и упражнений на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься с детьми как в детском саду, так и дома....
Статья "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста"
В данной статье рассмотрено развитие речи у детей младшего дошкольного возраста, а так же влияние пальчиковых игр на речевые возможности ребенка дошкольного возраста. Выявлена и обоснована необх...
В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи детей?
В статье предлагаются игры на развитие мелкой моторики...
Консультация для родителей логопедической группы " Влияние пальцев рук на развитие речи детей".
Влияние пальцев рук на развитие речи детей велико. Это давно доказано. Речь - это, прежде всего, результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Движения пальцев рук у люде...
Консультация для педагогов "Влияние пальцев рук на развитие речи детей"
Консультация будет полезна не только педагогам дошкольных организация, но и родителям. Речевые нарушения у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонени...
Консультация "Влияние пальцев рук на развитие речи детей".
Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно.Когда у ребенка хорошо развита мелкая моторика руки, он как правило умеет рассуждать логически правильно, хорошо развита память, внимание, связна...