фольклор для малышей
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Иванова Тереза Гундыновна

Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт, расцветает всеми цветами радуги, заложит предпосылки высоких человеческих начал. 

 Фольклор должен звучать и в повседневной жизни детей в детском саду, в процессе выполнения режимных моментов, в ходе занятий, на прогулке, в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_folkloru.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Фольклор для малышей.

                                                          Иванова Т.Г – воспитатель группы            общеобразовательной деятельности детей от 1,5 до 3 лет.

 Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

Раннее детство – это исключительно важное время для развития ребенка. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа он превращается в относительно самостоятельную личность.

В наше время наблюдается процесс упрощения русского языка, исчезает его красота, образность. Чтобы помочь дошкольникам осваивать богатство родного языка, успешно развивать их эмоционально – мыслительную среду, центральное место должно быть отведено художественно – речевой деятельности.

Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, обрядах, формирование у детей к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

 Передаваемые из уст в уста, из поколения в поколение эти произведения позволяют создать в общении с ребенком особо теплые ласковые отношения, оказывающие воздействия на его умственное развитие.

Исследовательская работа с народным поэтическим словом для самых маленьких показала: детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно по законам красоты «открывается» перед ними притягательная сила народного слова – «чутье языка», элементы эстетического вкуса, закладывается любовь к народному, национальному искусству, а вместе с тем и первые привязанности к родному дому, к родному краю.

 Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду, так как необходимо установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Малышам присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Им легко передается настроение взрослых, детей. Устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами помогает потешка. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. Например, перебирая пальчиками малыша, приговаривать:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик –бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – наш малыш,

А зовут его…(имя ребенка).

Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Известно, что словарный запас ребенка в этом возрасте еще невелик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны подбираться в соответствии уровнем развития детей. Так же учитываются индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение.

Знакомство с малыми формами фольклора расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к     окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

     Малые формы фольклора широко применяются во время проведения             режимных моментов. Ритмичные слова вызывают у ребят радость. И для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием прибегаем к потешкам. Дети намного легче и с большим удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены.

 Например, процесс умывания сопровождается словами:

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды

Чисто умываемся

Маме улыбаемся.

Кормление:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку

Вкусную, душистую

При укладывании:

Баю-баю

Баю деточку мою!

Прилетели гулюшки,

Садились на люлюшку,

Они стали гурковать

Стали Митеньку качать

Прибаюкивать!

Спи, Митенька, засни,

Угомон тебя возьми!

С помощью слов «Солнышко - ведрышко» позвать на прогулке солнышко, если оно спряталось за тучу. После чтения потешки «Ладушки - ладушки» можно побеседовать о том, были ли они в гостях у бабушки, чем их бабушка угощала и т.д.

Использование полюбившихся произведений народного творчества (песенок, потешек, закличек) значительно обогащает речь детей. В свободное время дети используют потешки в своих играх: укладывая куклу, напевают «баю –баю - бай»

 Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка,  рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными  навыками самостоятельной художественной деятельности. Так после чтения потешки «Солнышко - ведрышко» предложить нарисовать солнышко или слепить его; обыграть постройки «Кто – кто в этом теремочке живет? Кто в невысоком живет?»

Использование подвижных игр  и упражнений влияет на положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е всесторонне развивает ребенка. При этом используются различные игрушки, маски зверей, музыкальное сопровождение.

Созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения.  Поэтому объединив усилия воспитателей  с музыкальным руководителем знакомим детей с различными видами музыкальной деятельности, что развивает эмоциональную отзывчивость у детей. 

Таким образом, сочетание разнообразных фольклорных жанров очень важен в развитии детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор для малышей

Вариант подбора фольклорных сериалов, которые используются при системной работе с детьми раннего возраста....

Фольклор для малышей (разучивание потешки во 2 мл.группе)

Фольклор для малышей.Цели:-  познакомить детей с русской народной потешкой;- учить запоминать ее, проговаривать отдельные слова, понимать их значение;- развивать любознательность, интерес к ...

Фольклор для малышей

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, в...

Фольклор для малышей

Консультация для родителей какие песенки, прибаутки можно использовать дома...

"Фольклор для малышей".

Народное слово - непревзойденный «учитель», вот почему педагогам и родителям так важно использовать фольклор в общении с малышами. Лучшие образцы фольклора помогают сделать общение с ребен...

Фольклор для малышей

Годовой план – программа циклов занятий   на основе русского фольклора с детьми младшего дошкольного возраста.Цель: развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на...

Проект "Фольклор и малыши"

Проект "Фольклор и малыши" для 1 младшей группы...