Фольклор для малышей
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Танцюра Наталья Константиновна

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я подбирала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_dlya_malyshey.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ ИГР-ЗАНЯТИЙ ПО ЗНАКОМСТВУ ДЕТЕЙ С РУССКИМИ ПОТЕШКАМИ И СКАЗКАМИ.

СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ «КИСОНЬКА – МУРЫСОНЬКА»

1.         Это сказка о котятах, о веселых малышатах

Как они здесь весело живут - дружно песенку поют

Чистят уши, чешут хвост, моют черной лапкой нос

Чтоб у кошечки на спинке не осталось и пылинки.

2.         Кошки - вежливые звери, кошки любят чистоту ,

Рано - рано по утру по утру все наводят красоту .

Моют лавку и полы, моют двери и столы,

А когда умоются - сядут у окошечка

отдохнуть немножечко

Исполняется на фоне музыки.

Кошка:        Я серенькая кошечка, сяду у окошечка,

                    Хвостиком махаю, деток поджидаю.

                    Где ж мои котятки – сере ребятки?

                    Спать пора котяткам – сереньким ребяткам.

Котята выглядывают из-за забора.

Кошка:        Ах, вот вы где, шалунишки, а я вас заждалась! Вы, наверное,  

                     устали, набегались, наигрались. Молочка хотите?

Котята:        Да!

Кошка:        А лапки вы мыли? Нет. Давайте помоем.

Котята моют языком лапки, хвостик, животик. Кошка угощает котят молоком.

Кошка:        Напоила молочком, кошечки поели,

Кошечки поели, песенки запели: «Мур…»

Котята мурлычут

Кошка:        Ах, как вы хорошо умеете петь! Я знаю, вы хорошо и на гитаре  

                    играете.

Котята садятся на скамейку и играют на гитарах. Музыкальная импровизация.

Кошка:        Что-то ваших братиков котиков нет. Уже темно. Не случилось ли чего?

Звучит музыка. Вбегает собачка.

Собачка:        Ав, ав, ав

Кошка:        Ты кто?

Собачка:        Собака!

Кошка:        А как тебя зовут?

Собачка:        Барбос!

Кошка:        А что это ты нам принес?

Собачка:        Перчатки!

Кошка:        А кто их потерял?

Собачка:        Котята!

Кошка:        Котята! Вот плохие ребята. Я им нынче не дам пирога. Мяу-мяу,

                    не дам пирога. Я им нынче не дам пирога!

                    Ну, спасибо тебе, Барбос, за перчатки. Сбегай на лужайку, может,  

                    там наших котиков увидишь (обращается к девочкам – котятам):          

                    Вы слышали? Ваши котики потеряли перчатки. Что же делать? А  

                    давайте мы им свяжем перчатки.

Котята берут корзинки с нитками, садятся – вяжут.

Кошка:        А я вам, пока будем вязать, расскажу о мышках:

                    Лапки мягкие у мышки, чтоб ее не услыхали,

                    Шубка серая у мышки, что ее не увидали.

                    Только ночью, только ночью, когда дома тихо очень,

                     Когда окна спят, когда звери спят

                    Мышка хитрая выходит и мышат своих выводит.

                    А в это время из-под печки вылезают мышки и воруют пирожки,                  

                    которые стряпала Кошка. Исполняется музыкальная            

                    импровизация.

Кошка:        Ну, вот и готово (показывает перчатки). Мы уже и перчатки      

                    связали, а братиков – котиков все нет.

Звучит музыка. Выходит папа Кот с котятами. Котята несут пойманную

щуку. Исполняется танец под песню «Жил да был черный кот»

Кошка:        Ну вот, мы вас и дождались. Где же вы были?

Кот:        Рыбу ловили. Видите, какую щуку поймали?

Кошка:     А где же ваши перчатки?

Кот:               Вот горе, потеряли перчатки.

Кошка:        Не плачьте, мы вам новые связали (отдают котятам перчатки).                  

                     Проходите к столу, будем с вами пирожки есть! Да где же они?  

                     Нету.

Кот:        Да это же мышки проказницы пирожки утащили.

Кошка:    А мы сейчас молока попьем (зовет Барбоса). Барбос! Неси нам          

                 молочка от нашей Буренки!

Барбос приносит молоко. Исполняется песня «33 коровы». Все под нее пляшут. Все благодарят Буренку, садятся за стол и пьют молоко. Звучит заключительная музыка.

СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ «СОРОКА – БЕЛОБОКА»

Сорока:        Я веселая сорока,

          Мое имя – Белобока.

          Я люблю пострекотать,

          Обо всем все рассказать.

          Не одна живу я здесь,

          У меня дочурка есть.

          А еще сынишка –

          Пестрые штанишки.

          На блины и пироги

          И, конечно, кашу,

          С нетерпеньем ждем гостей

          В домике мы нашем.

Сорока:        Пойдем, доченька, поможешь мне по хозяйству.

(Звучит музыка)

          Иди-ка, принеси водички, да дровишек.

          (Девочка – сорока приносит дрова, воду)

Сорока:        Ты давай, кашу вари, а я буду пирожки печь.

(Варят кашу, пекут пирожки)

Сорока:        Ну, вот и готова. Пирожки

          Ой, горячи – горячи!

          Взять в руки нельзя – обжигают,

          Поставлю на окошко, пусть стынут, потом гостей угощу.

         А у тебя, доченька, кашка сварилась? Вкусная?

Сорока-девочка:        Вкусная.

Сорока:        Иди, покорми своего братишку кашкой.

          Напекли мы пирогов

          И сварили кашу,

          А теперь мы посидим

          На скамейке нашей!

(Звучит музыка, появляются «гости» - девочки и мальчики в русских костюмах, танцуют)

Матрешка:        Здесь живет Сорока-белобока?!

Сорока:        Входите, гости дорогие!

          Вот мой дом!

          Всем покажу, как я живу!

          Вот чугунок, в котором я кашу варю.

          Вот печка, здесь я пироги пеку, бараночки, прянечки!

1.        К нам гости пришли,

        Дорогие пришли.

        Мы не зря кашу варили,

        Пироги пекли.

2.        С малинкой пирог,

        И с капустой пирог,

        А который без начинки –

        Самый вкусный пирог.

Матрешка:        Давай, Сорока-белобока, угощай гостей.

Сорока:        Не могу, гостей-то я дождалась, а вот мои сорочата еще не          

                     прилетели, подождем немножко.

(Гости садятся на скамейки, ждут)

Сорока:        Да вот и они летят.

(Звучит музыка, вползает гусеница).

Гусеница танцует.

Сорока:        Кто это к нам ползет сюда?

Матрешка:        Да это же гусеница!

          Она такая обжора, все ест, что ей попадается!

Сорока:        Ой, как залезет на ветку, да прогрызет ее, то упадет мой сыночек

                    и разобьется.

Матрешка:        Давайте дадим ей яблоко, она их очень любит.

         Мы как раз их с собой принесли.

(Отдают гусенице, она уползает).

(Звучит музыка, летят сорочата)

Сорока:        А вот и мои сорочата прилетели!

          Что в поле найдут

          Все домой несут!

(Сорока рассматривает, что лежит в корзинке: мыльце, очки, иголки, звоночек)

Матрешка:        Сорока-белобока, да это наши вещи, мы их на полянке забыли.

Матрешка:        Сорока, сорока,

         Отдай наше мыльце!

Сорока:        Не дам, не отдам!

          Возьму ваше мыльце,

          Отдам своему сорочонку умыться.

Матрешка:        Сорока, сорока,

          Отдай нам иголку.

Сорока:        Не дам, не отдам!

          Возьму я иголку

          Сорочку сошью своему сорочонку.

Матрешка:        Сорока, сорока,

         Отдай нам очки!

Сорока:        Не дам, не отдам!

          Я сама без очков

          Прочесть не могу

          Сорочонку стихов.

Матрешка:        Сорока, сорока,

          Отдай нам звоночек!

Сорока:        Не дам, не отдам!

          Возьму я звоночек,

          Отдам сорочонку:

         Звони, мой сыночек!

Матрешка:        Ну, хорошо, сорока, детки подарят тебе эти вещи.

          Но и ты нам что-нибудь подари.

Сорока:        Возьмите гостинцы – мои бараночки, пирожки с пылу с жару из  

                     печей. Будете чай пить с моими гостинцами. Приходите еще,  

                    ждать вас буду.

Матрешка:        Спасибо, дорогая Сорока.

          Мы еще придем к тебе.

СЦЕНАРИЙ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»

Выходят Дед и Бабка, Бабка играет на балалайке, Дед - приплясывает

Баба:        Здравствуйте, гости дорогие!

Дед:        Я дед Федот.

Баба:        А я баба Федора! Живем, поживаем, да добра наживаем, чего и вам  

          желаем!

Дед:        А еще у нас есть внучка Рита, но дома не сидит, она скоро придет, на  

          лугу гусей пасет.

Баба:        А мы с дедом ее поджидаем, да за ворота поглядываем!

Садятся на лавочку, бабушка играет на балалайке и поет:

        

Мы с дедулечкой вдвоем очень весело живем!

Очень весело живем, дружно песенки поем!

Как у наших у ворот собирается народ,

Хлопцы дожидаются, девки – наряжаются!

Баба:        Ну-ка, дедушка Федот, посмотри за ворота, не спешит ли кто сюда?

Дед:        Вижу Ванятко идет, да подружек ведет.

Приходи честной народ, не пыли дорожка,

Красны девицы идут погулять немножко!

Приходят наряженные дети: в сарафанах с атласными лентами, мальчики в рубашках – косоворотках, с ложками, трещотками

Дед:        Сколько гостей пришло к нашей внучке, а ее и дома нет.

Баба:        Давай-ка дед Федот, покатай наших детей на своей  карусельке.

Дети встают по кругу, берутся за ленточки. Звучит музыка «Трава моя трава». Дети идут по кругу.

Баба:        Ну, молодец, дед Федот. Слышишь… кто это там лает за воротами?

Дед:        Да это наша собачка Жучка, хвостик закорючка,

С детками играю, громко, громко лаю: «Гав! Гав! Гав!»

Баба:        Детки, вы собачку не боитесь?

Дети:        Нет!

Баба:        Не бойтесь, она с вами играть будет.

Дед:        Кто это там опять кричит? Слышите, детки? «Мяу!» Да это наша кошка Мурка

Выбегает кошечка.

Кошка:        Как у нашего кота шубка очень хороша!

          Зубки белые, глазки смелые!

Баба:        Иди, кошечка, полежи возле домика, погрейся на солнышке, только с  

          собачкой не ссорьтесь.

Дед:        А вот и наша внучка идет, гусей ведет.

Заходит внучка, прутиком гонит двоих гусей.

Внучка:        Это гусь Гога, а это гусь – Гага.

          Они друг без друга ну просто никуда!

Дед:        Внученька, ну-ка повесели нас, спой нам песенку.

Внучка поет песенку «Жили у бабуси два веселых гуся». Гуси танцуют

Баба:        Так ты внученька хорошо пела, что нас с дедом спеть захотелось!

Дед поет, бабка играет на балалайке

Мне купили сапоги и сказали: «Береги».

Ну, а как их сбережешь, если праздник так хорош!

На проигрыше пляшут.

Разрешите поплясать, разрешите топнуть,

Неужели в этом доме половицы лопнут!

Баба:        Что-то мы, дед, расплясались, а ребята – засиделись. Выходи Ванятко в  

          круг, да покажите, как вы пляшите!

Под музыку «Ванечка мой» исполняется пляска всех детей

Баба:        Ай да молодцы! Ну, дедушка Федот, за такое выступление полагается и угощение. Полезай – да на печи, доставай-ка калачи!

«В ГОСТИ К ХОЗЯЮШКЕ»

(знакомство с русскими потешками)

В избе детей встречает хозяюшка и «Русская пляска».

Хозяюшка: Здравствуйте, ребятки, маленькие котятки! Проходите,          

                    проходите! Рассаживайтесь поудобнее. Какие вы все маленькие!            

                    Прямо таки  как мой дружочек мы здесь с ним вместе живем.

                    Ребятки, хотите узнать, кто мой маленький друг? Отгадайте          

                    загадку: «Мягкие лапки, а в лапках царапки» (дети отвечают).

Хозяюшка: Правильно, мои золотые! (с печки слышится «мяу-мяу») А вот и  

                    он - котик. Все на печке лежит греется! Ребятки, мой котик очень  

                    любит, когда про него песенки поют. Хотите ему спеть, а я вам на  

                   «дровишках» подыграю.

(Дети поют, воспитатель играет на ксилофоне - «дровах» и поет):

                     Как у нашего кота Шубка очень хороша Как у котика усы  

                     Удивительной красы!

Хозяюшка: Котик, тебе понравилась песенка?

Котик: Мяу-мяу!

Хозяюшка: Котик хочет ваши портреты на память оставишь, уж очень вы ему  

                    понравились. Давайте «нарисуем» ему в подарок портреты.

                   «Пустой лес и поляна ... »

Хозяйка: Что, котик, понравилось ?

Котик : Мяу! Мяу'

Хозяюшка: Котя-коток! А что у тебя в сумочке? «

Котик: Пирожок!

Хозяюшка: А где ты его взял?

Котик:        Ходил котик на торжок,

                   Купил котик пирожок ...

Воспитатель: Леночка, а что дальше было? Ребенок: ... Пошел котик на  

                        улочку

                        Купил котик булочку Хозяюшка: ... Самому ли съесть

                       Либо деткам снесть?

Котик:          Я и сам укушу

                      И ребяткам отнесу.

Хозяюшка: Спасибо, котик! Какой ты добрый, умный! Пирожками мы  

                    ребяток обязательно угостим, но сначала пусть они кашку мою  

                    попробуют ...

                    Раздам им ложки расписные ... Пока кашка в печке томится,  

                    поиграйте, детки, на ложках. Дети исполняют на ложках: 1) Как    

                    у дружных у ребят (р.н. мел. «Из-под дуба»); 2) «Лошадка»  

                   (обыграть игрушку)

Хозяюшка: Какие музыканты! Заслушаться можно ... Ой, Ой! Кашка-то уже  

                    готова, ну-ка отведайте моей кашки, ребятушки  (из глиняного  

                    горшочка дети пробуют по ложечке кашу). Вкусная моя каша?

(Дети исполняют рус. нар. пес. «Ладушки».

Хозяюшка: Вот повеселили! Вот угодили! А в избе-то как жарко стало!          

                    Раздам вам , детушки, платочки обмахнуться.         .

(Дети исполняют «Пляску с платочками» - Рус. нар. Мел. «Калинка» (дети прячутся за платочки).

Хозяюшка: Я по горнице хожу,

                   А ребят не нахожу. Буду в бубен я играть,

                   Будут детки плясать!

(Дети во второй раз исполняют «Калинку»)

Хозяюшка: Ой, касатики! Ой, молодцы, какие. А вот моя курочка Пеструшка  

                    захотела вам свои золотые яички подарить (раздаются из  

                    берестяных лукошек яички - «Киндр-сюрпризы»)

(Дети исполняют на «яичках» Рус. нар. мел. «Полянку»)

Хозяюшка: Ох, и наигрались, ох, и наплясались. Пора отдохнуть вам и  

                    сказочку послушать ...

                    Жила-была девочка Машенька (показывает куклу) Вот она  

                    Машенька наша,

                    Девочка-клубничка,

                    Румяное личико.

                    Щечки, что яблочки,

                    Губки, что ягодки,

                    Носик-курносик, пуговкой.

                    Глазки серенькие, зубки беленькие.

                    Красавица! Да вот беда! Капризная Маша, ее спать укладывают, а  

                    она все плачет, кричит, что гулять хочет.

                   Ой, Машенька, не реви, Куплю тебе сухари.

                   Ой, Машенька не плачь, Куплю тебе калач.

Хозяюшка: Давайте, ребятки, попробуем Машу покачать, споем ей  

                    колыбельную: «Баю-баю-баюшок,

                   Ложись, Маша, на бочок,

                   На пуховую кровать

                   Будет Маша крепко спать.

Засыпает Маша, глазки закрывает ... (Вдруг откуда ни возьмись собачка прибежала и залаяла, Машенька опять проснулась!) Ну-ка, детки, помогите мне Машеньку баюкать.

(Дети с Хозяюшкой поют «Колыбельную»)

                    Баю-бай, баю-бай

                    Ты, собачка, не лай,  

                    Ты, собачка, не скули,  

                    Нашу Машу не буди!

Уснула наша Маша, крепко спит каприза. А мы теперь, дeтушки - малолетушки,  гулять пойдем. На дорожку я вам как обещала, пирожков своих дам, угощайтесь, милые. А мы с котиком ждать вас будем, в другой раз приходите! (машет платочком).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор для малышей

Вариант подбора фольклорных сериалов, которые используются при системной работе с детьми раннего возраста....

Фольклор для малышей (разучивание потешки во 2 мл.группе)

Фольклор для малышей.Цели:-  познакомить детей с русской народной потешкой;- учить запоминать ее, проговаривать отдельные слова, понимать их значение;- развивать любознательность, интерес к ...

Фольклор для малышей

Консультация для родителей какие песенки, прибаутки можно использовать дома...

фольклор для малышей

Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в к...

"Фольклор для малышей".

Народное слово - непревзойденный «учитель», вот почему педагогам и родителям так важно использовать фольклор в общении с малышами. Лучшие образцы фольклора помогают сделать общение с ребен...

Фольклор для малышей

Годовой план – программа циклов занятий   на основе русского фольклора с детьми младшего дошкольного возраста.Цель: развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на...

Проект "Фольклор и малыши"

Проект "Фольклор и малыши" для 1 младшей группы...