Педагогический проект « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
проект по развитию речи (средняя группа) по теме

Жданова Наталья Викторовна

В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_poekt_dlya_publikatsii_na_sayt.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект  « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»  

Жданова Наталья Викторовна

Актуальность

      Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

      Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло» и т.д.

       Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

О.С. Бот придерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

       Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Цель проекта

Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и    

нетрадиционные методы.

Задачи проекта:

 • Развивать речь детей посредством пальчиковых игр.

 • Развивать координацию движений.

 • Развивать у детей элементарные навыки самообслуживания.

 • Развивать разнообразные сенсорные впечатления, внимательность и способность сосредотачиваться

Задачи для педагога:

- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;

- познакомить с правилами проведения пальчиковой гимнастики;

- развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности,  учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Тип проекта

Долгосрочный

Участники проекта:

Воспитатель Жданова Наталья Викторовна

Дети

Родители

Этапы реализации проекта

Организационный этап 

Выбор темы проекта и его разработка.

Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме.

Подбор методического материала по заявленной теме.

Разработка системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей

Разработка консультаций для родителей.

Диагностический этап 

Выявить уровень развития мелкой моторики пальцев рук у детей.

Практический этап 

1.Составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики  пальцев рук

2.Разработки рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики.

В течение всего периода использование на занятиях и в свободной деятельности:

1.Пальчиковой гимнастики, самомассажа

2.Игры с палочками Кюизенера

3.Мозаика

4.Пазлы

5.Кубики в картинках

6.Конструктор Лего

7.Теневой театр

8.Использование различных игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами, природным и бросовым материалом, работа с трафаретами, штриховкой

9.Использование песочной терапии(сентябрь-октябрь, май)

Обобщающий этап 

Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей.

Презентация проекта по развитию мелкой моторики рук у детей.

Фотоматериалы результативности проектной деятельности.

Предполагаемый результат:

Дети:

- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- отзывы родителей и педагогов;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развие мелкой моторики необходимо для развития речи ребенка. Через нетрадиционную  технику рисования у ребенка развивается речь- и занятие и увлечение....

Проект "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.Цель работы: развитие мелкой ...

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через пальчиковые игры»

Известно, в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, развиваются структуры и функции головного мозга, что ра...

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...

Педагогический проект :«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Декабрь 2023г.

Очень важной частью работы по развитию речи и мелкой моторикиявляются «Пальчиковые игры». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности фантаз...