Проект "Пословицы и поговорки"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Скрипникова Наталья Владимировна

Проект «Пословицы и поговорки»

Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный.

Цели и задачи проекта:

1.     Познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка».

2.     Выяснить что такое пословица и поговорка. Чем отличается пословица от поговорки?

3.     Откуда они взялись? Кто их сочинил?

4.     Какие бывают пословицы и поговорки? Чему они учат?

5.     Подключить родителей к совместной работе с детьми.

Основные этапы работы:

1.     Подготовительный – знакомство с идеей проекта, ознакомить родителей на родительском собрании, просить помощи родителей в изготовлении итогового альбома.

2.     Этап реализации проекта – работа в группе по сбору материала (иллюстрации, книги с пословицами и поговорками)

                                            - практическая работа (приложение 1)

                                            - предоставление результатов (оформление результатов работы в альбом).

 3. Заключительный этап – презентация и защита результатов работы, подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл теоретическая часть430.78 КБ
Файл занятие19.76 КБ

Предварительный просмотр:

              ПРОЕКТШаблоны для детского сада.Познавательно-творческий проект "ЦВЕТЫ". Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневник

 «Пословицы и поговорки»

                            Руководители проекта:

                                               Висич О. П. и  

                                               Скрипникова Н. В.

                                              Участники проекта:

                                              Дети и  родители                                  

                             2014-2015 уч.г.                                        

     Проект «Пословицы и поговорки»

Тип проекта: информационно-познавательный, краткосрочный.

Цели и задачи проекта:

  1. Познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка».
  2. Выяснить что такое пословица и поговорка. Чем отличается пословица от поговорки?
  3. Откуда они взялись? Кто их сочинил?
  4. Какие бывают пословицы и поговорки? Чему они учат?
  5. Подключить родителей к совместной работе с детьми.

Основные этапы работы:

  1. Подготовительный – знакомство с идеей проекта, ознакомить родителей на родительском собрании, просить помощи родителей в изготовлении итогового альбома.
  2. Этап реализации проекта – работа в группе по сбору материала (иллюстрации, книги с пословицами и поговорками)

                                            - практическая работа (приложение 1)

                                            - предоставление результатов (оформление результатов работы в альбом).

 3. Заключительный этап – презентация и защита результатов работы, подведение итогов.

Дошкольный  возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитании детей в максимально сензитивный период развития.

Важным средством формирования личности ребенка, развития его речи являются пословицы и поговорки.

Как писал К. Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме – это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию темы, важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями».

С произведениями фольклора дети встречаются, как известно, рано. К концу дошкольного возраста они уже знают колыбельные песенки, считалки, загадки, пословицы и поговорки и другие виды устного народного творчества.

Введение в занятия пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания, для развития детской речи. Они кратки и выразительны, являются «строительным материалом» нашего языка.

Пословицам уделяют внимание на всех занятиях. Отбор пословиц определяется темой конкретного занятия и его целями: образовательными, развивающими, воспитательными.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей русской бытовой поэзии. Пословицы легко соединяют и ярко, образно характеризуют разные области жизни: убеждения народа, жизненные трудности, труд, умение отдыхать и веселиться, дом, порядок, мир и лад в нем, просвещение, корыстолюбие, пороки, связь явлений, следствие и причины происходящего и многое другое.

Прогрессивные педагоги (Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

Общественная и педагогическая значимость фольклора, особенно малых его форм, обобщающий в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления детей с окружающим миром, приобщения их к ценностным ориентирам, средством общего развития детей. Актуальность проблемы определяется тем, что до последнего времени оставалось недостаточно изучено активирующее воздействие фольклорных произведений на ребенка, возможностей фольклора в решении задач нравственного, этнокультурного воспитания детей и развития речи.

Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др.

В данных исследованиях определены задачи, содержание, эффективные методы и приемы, формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пословицами и поговорками.

Вслушиваясь в образность народного языка, дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству.

Хорошо подобранные пословицы и поговорки помогают установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию, другие – учат «уму-разуму».

Русский народ создал великолепную копилку мудрости и опыта старшего поколения – мудрые пословицы и поговорки. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу – родной язык, остались бессмертными.

Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь.

Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Во-первых, они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.

А у современных детей часто наблюдаются недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса; низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе; недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.

Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами. На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки», «Год кончается, год начинается», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».

Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.

Кроме того, А.П. Илькова систематизировала пословицы в виде следующих групп: тематические, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями; художественные пословицы в стихотворной и прозаической форме; логико-тематические изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта; инокультурные пословицы, разных языковых культур.

В ходе реализации этого проекта  в нашей группе была проведена следующая подготовительная работа:

 - употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям;

- рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок                                                                                                                        

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»                                                                                   «Хочется есть – да не хочется лезть»                                                                              «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»                                                                                                                                                       «Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть»                                                                                                                   «Скучен день до вечера, коли делать нечего»                                                                «Отчего кот гладок.? Поел, да и на бок»                                                                           «Поспешишь – людей насмешишь»

- рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов;

- чтение рассказов Л.Н.Толстого по пословицам  «От добра добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь»  и др. (с показом картинок). Например:                                             

 «Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его.     Видно, правда, -  подумал заяц, что от добра добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».

«Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку.                                              Он сказал: « Дерево кривое».                                                                                                                             А другой мальчик сказал: « Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь»;

-  внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.

Кроме этого была подготовлена консультация для родителей о роли пословиц и поговорок в современной жизни. На родительском собрании было решено, что родители разберут совместно с ребенком одну пословицу или поговорку и нарисуют её. Таким образом будет создан альбом «Пословицы и поговорки».

 По итогам кратковременного проекта можно сделать вывод о том, что пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.

Большинство детей старшего дошкольного возраста понимают пословицы в буквальном смысле и не всегда могут выразить обобщающий смысл, заложенный в пословице. Трудности у детей вызывает установление причинно-следственных связей, непонимание отдельных слов.

Дошкольники редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.

Принято решение продолжать использовать пословицы и поговорки в системе занятий и повседневной речи воспитателей с детьми, разучивание различных игр и упражнений:

* «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);                                                            

* «Назови  пословицу к картинке»;                                                                                    

* «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;                                                                                                      

* «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека - …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь.-Хоть сгорю да …не отворю»);                                                                                            

* «Исправь ошибку»: («Что с возу упало, то…нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани…зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и…безделье (уменье)» и т.д.).

                Список  литературы

  1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4._М._1955.
  2. Ушинский, К.Д. Собр. соч. – Т.6. - С.664.
  3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина._М._2004.
  4. Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко, - Изд-во «Астрель», 2014
  5. Знакомим дошкольников с литературой О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. – М., ТЦ «Сфера», 1998                                                                                                         
  6. Старинные русские пословицы и поговорки  М., Изд-во «Детская литература», 1983                                        



Предварительный просмотр:

Приложение 1                  

                      ВРЕМЕНА ГОДА.

Ход занятия

Дети входят в группу под песню В.Шаинского “Вместе весело шагать по просторам”

Воспитатель: В нашей группе дружат все дети, и взрослые. Мы умеем дружить друг с другом и подружим с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики, 
Мы подружим с вами, маленькие пальчики.
1-2-3-4-5- начинаем мы считать, 
1-2-3-4-5- мы закончили считать.

Воспитатель:  Мы сегодня поговорим с вами о нашей кубанской природе. И отправимся в путешествие по временам года, вспомним, что мы знаем о них. С давних пор человек наблюдал за природой: собирал пословицы, поговорки, приметы. Сочинял стихи, придумывал загадки и передавал их от отца к сыну, от матери к дочери. Сберегали природу для нас с вами. Вот и получается, что мы поговорим о нашей благодатной кубанской земле, о нашей Родине, как надо её беречь и охранять. Ведь только у нас на Кубани такая бывает осень, зима, лето и весна. В других областях, странах, всё по-иному.

Звучит аудиозапись с голосами птиц, шума ветерка и журчания ручейка. Дети проходят в зону, где расположено время года “Лето”

Воспитатель: Как вы думаете, в каком времени года мы находимся? Как вы узнали? Ответы детей.

Выставляется иллюстрация.

Воспитатель: ребята, расскажите, какое лето бывает у нас на Кубани?

Ответы детей: жаркое, зелёное, ясное, дождливое, солнечное, разноцветное, тёплое, долгожданное и т.д.

Воспитатель: чем вам лето нравится? А чем вы бываете не довольны летом?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а какие вы знаете заклички о лете.

Ответы детей.

Дождик, дождик, пуще 
Всходы будут гуще!
Радуга-дуга 
Не давай дождя. 
Давай солнышка 
Выше брёвнышка!
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай!
Дождик, дождик, 
Пожалей, 
Хоть дороги не залей!

Воспитатель: Люди летом отдыхают на море, ездят в лес, ходят в походы. Что бы вы пожелали отдыхающим, чтоб осталось чисто после них на природе? Что можно делать и чего нельзя делать на природе? Разбейтесь на пары и договоритесь, какие плакаты вы разместили бы на природе? Зарисуйте свои предложения. Дети рисуют экологические знаки поведения в природе. Объяснят, что нарисовали и почему.

Звучит музыка И.П. Чайковского “Времена года”

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года приходит после жаркого лета?

Ответы детей. Осень.

Выставляется иллюстрация осени.

Воспитатель: расскажите, какой бывает осень у нас на Кубани?

Ответы детей: золотой, дождливой, солнечной, грязной, урожайной, грибной, весёлой, листопадной и т.д.

Воспитатель: какие вы знаете пословицы и поговорки об осени, как вы их понимаете?

Ответы детей:

Осенью паутина – на ясную погоду.

Осень студит воду.

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к тёплой зиме.

Какова погода в ноябре, таков и май.

Воспитатель: Осень урожайная пора и мы с вами сейчас узнаем, чем она нас порадует.

Д/И “Ящик ощущений”

Составление описательного рассказа о предмете находящегося внутри ящика по плану схеме. Внутри ящика находятся натуральные овощи и фрукты. Воспитатель: чем вам нравится осень? Почему? Ответы детей. Воспитатель: ребята как мы помогаем природе осенью?

Ответы детей: собираем урожай, чистим газоны от мусора. Начинаем строить кормушки для зимующих птиц.

Звучит аудиозапись со звуками вьюги, ветра, голосов птиц.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, какое сейчас наступило время года? Почему?

Ответы детей: Зима, ветер завывает, мороз трещит и.т.д.

Выставляется иллюстрация о зиме.

Воспитатель: какой бывает зима у нас на Кубани?

Ответы детей: морозная, холодная, белая, снежная, ветреная, долгая, весёлая и т.д

Воспитатель: помогите досказать пословицу, я начну, а вы закончите её.

Декабрь год кончает, ... (зиму начинает)

Дым столбом к... (морозу)

Зимой солнце садится в облака... (к снегопаду)

У зимы с летом ладу... (нету)

Снег глубок – год... (хорош)

Зима не лето: в шубу... (одета)

Два друга – мороз да... (вьюга)

Воспитатель: чем вам нравится зима? Почему?

Д/И “Что мы делаем не скажем, а что делаем покажем”

Покажите, чем вам нравится зима, чем можно заниматься зимой.

Чем вам не нравится зима?

Имитация движений рук, ног, мимика, жесты.

Воспитатель: молодцы! Хорошо всё изобразили, давайте подышим и произнесём зимние звуки.

Дыхательная гимнастика.

Заметает дорожки пороша ш-ш-ш- ш (руки внизу лёгкие махи руками из стороны в сторону)
Завьюжит вьюга: в-в-в (круговые движения рук)
Закружит метель у-у-у (дети кружатся и присаживаются)

Воспитатель: ребята как мы зимой помогаем зимующим птицам?

Д/И классификация птиц.

Разместите зимующих птиц на кормушке, назовите их.

Ответы детей: синица, воробей, голубь, сорока, ворона, дятел и т.д.

Воспитатель: чем мы кормим птиц?

Ответы детей: семечки, крошки, зёрна овса, пшена. Кормим птиц. Дети выбирают, корм для птиц.

Звучат аудиозапись со звуками капели, весёлым пением птиц, ручейка.

Воспитатель: прошла холодная зима и наступила...

Ответы детей: весна.

Выставляется иллюстрация.

Воспитатель: какая у нас на Кубани  бывает весна?

Ответы детей: холодная, тёплая, пасмурная, солнечная, дождливая, журчащая, зелёная и т.д.

Воспитатель: назовите любое весеннее слово и звук, на который заканчивается слово.

Ответы детей: проталина (А), почка (а), ручей (Й), гололёд (Т), солнце (Э) и т.д.

Воспитатель: какие вы знаете пословицы и поговорки о весне, как их понимаете? Ответы детей: Весенний день целый год кормит.

Март – водой, апрель — с травой, а май — с цветами.

Всякое семя знает своё время.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Майский мороз не выдавит слёз.

Придумайте предложения со словами: капель, ручей, весна, первоцвет. Выложите своё предложение схемой и прочитайте. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы охраняемые растения, первоцветы.

Ответы детей: мать-и-мачеха, медуница, баранчик, одуванчик обыкновенный и т.д.

Воспитатель: почему нельзя уничтожать эти растения, где их применяют?

Ответы детей: первоцветы лекарственные растения, можно использовать в пище, (суп, салат, варенье).

Воспитатель: Найдите эти растения на картинках и мы с вами сделаем свою красную книгу. Дети выполняют задание.

Воспитатель: послушайте стихотворение:

Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените, 
Бабочку на листьях повилики, 
На тропинках солнечные блики.
Над пустыней тень от баобаба, 
Ястреба, парящего над полем, 
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите землю! Берегите!

Воспитатель: наше путешествие закончилось. Вам скоро в школу идти. Учитесь видеть, чувствовать, наблюдать. Потому, что природа и родина неотъемлемы друг от друга. Даже слова похожи ПРИРОДА и РОДИНА. Давайте скажем вместе ласково и нежно: “Родина любимая, что мать родимая”.

Игра “Что понравилось на занятии”

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч, задаёт вопрос, ребёнок отвечает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)

Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...

"Валеология от А до Я" (физкультминутки, загадки, пословицы и поговорки)

Мини - сборникс подборкой физкультминуток, загадок, пословиц и поговорок на тему ЗОЖ...

Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье.

Пословицы и поговорки, загадки и стихи о семье....

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....