РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ Предмет «Развитие речи»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Нарышкина Юлия Михайловна

Целью курса «Грамотейка» является практическая подготовка к обучению чтению и совершенствование устной речи старших дошкольников, создание условий для осознанного чтения и воспитание эмоционального читателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ

на 2014-2015 учебный год

 «Грамотейка»

Предмет «Развитие речи»

Составитель: педагог дополнительного

 образования     Нарышкина Ю.М.

Москва 2014г

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                      3

2. Содержание изучаемого курса                                                                 5

3. Учебно-тематический план                                                                   7

4. Методическое обеспечение программы                                                 9

Пояснительная записка

Нормативная база программы: рабочая программа дополнительного образования дошкольников по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Грамматейка»  (далее – Программа) разработана в соответствии с Законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562; зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г.), «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N 21 г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 24 марта 2011 г. );

Данная Программа составлена в соответствии с типовой программой «Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет», разработанной Н.А. Федосоой, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюновой и направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности  для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

  Разработчиками данного предметного курса были использованы наиболее интересные и современные идеи и технологии, наработки коллег, а также личный педагогический опыт и методические ресурсы.

Цели и задачи Программы

Программа разработана в соответствии с «Федеральными государственным стандартом дошкольного образования» и направлена на: всесторонне развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозова, интеллекта, личностных качеств и овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексико-грамматической, фонетико-фонематической и текстовой компетенции);

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно и сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия

- формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения

- формирование психологической базы речи. 

Целью курса «Грамотейка» является практическая подготовка к обучению чтению и совершенствование устной речи старших дошкольников, создание условий для осознанного чтения и воспитание эмоционального читателя. 

 

Общая характеристика курса

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Программа предполагает  развитие речи и подготовку к обучению грамоте детей 6-7 лет.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

  • расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);
  • создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа)

Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

 При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.
      В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.


     
 Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
      Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.
      Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

  • развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
  • чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
  •  беседа о прочитанном по вопросам педагога (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
  • разучивание наизусть и выразительное чтение.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

 Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
      При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
      

      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
      Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают
речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
      
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.

Формы и режим проведения непосредственно-образовательной деятельности и место курса в учебном плане

Непосредственно-образовательная деятельность (далее НОД) проводится с группой детей 10-15 человек 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность НОД определена в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций -  30 минут в неделю с октября по май включительно (8 месяцев, всего 28 занятий).

Содержание программы

Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

 Содержание ориентировано на решение следующих задач:

  •  создание условий для формирования всесторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие)
  • создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
  • практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
  • формирование культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
         

      Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном педагогм (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
      Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам педагога (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
         Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
      Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
      
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

Планируемые результаты

  • ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
  • знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
  •  знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
  • осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
  • четко артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
  • оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
  • обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
  • использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
  •  следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:

смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;

  • сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
  • соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
  • отчетливо и ясно произносить слова;
  • выделять из слов звуки и давать их характеристику;
  • находить слова с определенным звуком;
  • определять место звука в слове;
  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;
  •  составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
  •  составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

Календарно-тематическое планирование по предмету  «Развитие речи»

цикла занятий «Грамотейка» на  2014-2015 уч.год

Тема урока по обучению чтению

Содержание

Страница

Дата

1

Осенние приметы. Звук.  Знакомство с миром звуков.

Беседа по картине, загадки об осени. Звуки речевые и неречевые.

1 ч.учебника

4-9

7.10

2

Урожай. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

Беседа по картине. Лексика по теме овощи и фрукты. Выделение первого звука в слове.

10-11,

14-17

14.10

3

Зима пришла.        Гласные и согласные звуки.

Беседа по картине. Загадки. Гласные и согласные звуки (характеристика)

18-23

21.10

4

Животные зимой.

Обучение рассказыванию. Слог.

Рассказ по картине. Деление слова на слоги.

25-29

28.10

5

Весна. Гласные и согласные звуки, ударение.

Беседа по картине. Закрепление понятий: звуки гласные и согласные, ударные и безударные гласные звуки.

30-35

11.11

6

Сказка «Лиса, заяц и петух»

Пересказ с опорой на серию картин.

41-45

18.11

7

Лето. Звуковая схема слова.

Деление слова на слоги, ударение, составление звуковой схемы слова

48-53

25.11

8

Звук [о]. буква О,о. Птицы.

Подготовка к обучению грамоте: Артикуляция, характеристика звука. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой.

Развитие речи: расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме занятия. Развитие  грамматически и фонетически правильно оформленной самостоятельной речи. Чтение литературных произведений: стихов, загадок

1 и 2 ч. Учеб.

4-5; 58-59,29

2.12

9

Звук [а]. буква А,а.  Насекомые.

6-7;62-63

9.12

10

Звук [у]. буква У,у. Рыбы.

8-9;60-61

16.12

11

Звук [ы]. буква ы. Звери.

10-11;64-65

23.12

12

Звук [и]. буква И,и. Моя семья.

12-13;66-67,74-75

13.01

13

Звук [э]. буква Э,э. В мире профессий.

14-15;76-77

20.01

14

Буква Я,я.  Скоро в школу.

16-17;78-83

27.01

15

Буква Ю,ю. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Схемы слов: блюдо, Нюра

2 ч. Уч.18-19

3.02

16

Буквы Е,е; Ё,ё. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой.

Схемы слов: зебра, Лена, мёд

20-23

10.02

17

Звуки [ л], [ л’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: лук, Лена

24-25

17.02

18

Звуки [ м], [ м’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: Миша, Маша

26-27

24.02

19

Звуки [ н], [ н’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: нос, Нина

28-29

3.03

20

Звуки [ р], [ р’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: рак, Рита

30-31

17.03

21

Звуки [ в], [ в’ ]. 8 марта.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: врач, Витя

1 ч. стр 36-37 и 2ч. 32-33

24.03

22

Звуки [ ф], [ ф’ ]. Звуковая схема слова. Слоги, ударение.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: Флаг, Фёдор

34-35

31.03

23

Звуки [ з-з’], [ с-c’ ]. Твердые и мягкие звуки.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: зонт, Зина, слон, Сима

36-39

7.04

24

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: шары, Шура, жук, Женя

40-43

14.04

25

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп. Схемы слов. Предложение.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: барабан, Боря, пони, Петя

44-47

21.04

26

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т.  Схема предложения.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой. Слова: дом, Дина, тигр, Таня

48-51

28.04

27

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа на заданную тему.

Артикуляция, характеристика звуков. Образ буквы. Подбор слов с заданным звуком. Отгадывание загадок, ребусов, шарад, анаграммы с заданной буквой Слова: гусь, гена, кот, Кира.

1 часть стр 55

52-55

12.05

28

Итоговое занятие. Скоро в школу.

Закрепление полученных знаний, умений и навыков в речевых играх

19.05

Методическое обеспечение курса

  1. Н.А. Федосова  «От слова к букве» в 2-х частях. – М.:Просвещение, 2013.
  2. Карточки-символы звуков речи.

Список используемой литературы

  1. Федосова Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5–7 лет. – М:Просвещение, 2012.
  2. Занимательное азбуковедение / Авт.-составитель В.В.Волина. – М.: Просвещение, 1994г.
  3. Созонова Н.Н., Куницинав Е.В., Хрушкова Н.Г. «Фонетические рассказы и сказки» в 3-х частях. – Екатеринбург: ООО Литур-опт, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста "Английский с малышами"

Программа "Английский с малышами" рассчитана на 2 года обучения, по 2 занятия в неделю для детей 3-7 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ детей дошкольного возраста «Затейники» 6-7 лет.

Рабочая программа "Затейники" для подготовительной группы с одаренными детьми....

"Крутая механика.Основы механики для дошкольников". Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ дополнительного образования детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯКРАСНОГОРСКИЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР         Методические рекомендации по составл...

Дополнительная коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по песочной арт-терапии.

С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, иг...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (младший дошкольный возраст)

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»  (младший дошкольный возраст)...

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!» (старший дошкольный возраст)

Образовательная программадополнительного образования детей дошкольного возраста«Цветные ладошки: Нетрадиционные техники рисования!»(старший дошкольный возраст)...