Модель психологического сопровождения и этапы её реализации
консультация по развитию речи на тему

Хертек Надежда Чалгын-ооловна

Модель психолого-педагогического сопровождения характеризуется следующими принципами: системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Модель психологического сопровождения и этапы её реализации»

         Модель психолого-педагогического сопровождения характеризуется следующими принципами: системности, комплексности, интегративности, приоритета особых потребностей ребенка, непрерывности.

          Системный принцип реализовали в модели в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям дефектологом, родителям. Помощь оказывали одновременно, усилия значимых взрослых координировали и согласовали с потребностями  неслышащего ребенка. Психолого - педагогическое сопровождение оказывали в реальной ситуации обучения ребенка. Выявляли имеющиеся сложности, потенциальные возможности дошкольника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учетом всех составляющих определяли, моделировали систему психолого-педагогического сопровождения. Процесс сопровождения являлась целостным, динамичным, открытым. К системообразующим факторам относится социальная ситуация развития неслышащего ребенка, адекватное учебно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса, скоординированность усилий, командный стиль организуемого сопровождения.

 Комплексный характер психолого-педагогического сопровождения проявлялась в том, что учителем дефектологом, психологом, родителями оказывали ребенку комплексную помощь, охватывая все сферы его деятельности.

Коррекционно-педагогическая помощь охватывала  познавательную, эмоционально-волевую, двигательную сферы, оптимизируются социальные связи и отношения. Ребенок получал необходимую медицинскую помощь,   разнообразную деятельность, отслеживалась успешность его обучения и налаживание межличностных связей.

 В сопровождении реализовали принципп интегративности, поскольку предусматривается интеграция различных методов, методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов. Сопровождение охватывала не только образовательную среду, но и микросоциальную. Учитывался семейный микросоциум, детские предпочтения. Объединение всех субъектов социально-воспитательного процесса, направление их усилий в одно русло - является задачей сопровождения. Разрозненные усилия остались бы безрезультатными.

Использование одной технологии, одного метода вряд ли принесет успех. Необходимо использование психотерапевтических и психолого-педагогических методов.

 Психолого-педагогическое сопровождение требовала выявления причин  затруднений ребенка, знания и учета его особых потребностей. Неслышащие дети нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса. Важно не только осознавать, что неслышащие дети  не могут  без специальных условий, без специализированной коррекпионно-педагогической помощи, но и делать все возможное для выявления сильных сторон ребенка, чтобы использовать их в качестве обходных путей.

 Принцип непрерывности отражает необходимость ранней, с первых дней жизни ребенка, диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всей жизни. В этом усматривается защита прав лица с нарушениями слуха. Педагогическая поддержка нивелирует действие имеющегося нарушения и ограничения. Дети нуждаются в адаптации дидактических и информационных средств. Логичным представляется утверждение, что психолого-педагогическое сопровождение должно функционировать на всех ступенях образования.

 Принципы психолого-педагогического сопровождения позволяла выстроить его модель, предполагаемый образ. Модель отражает структурно-организационные и содержательно-процессуальные особенности данного процесса в первом приближении. Попытаемся прокомментировать отдельные ее составляющие.

Формами сопровождения были индивидуальной, групповой, фронтальной. На уровне дошкольного учреждения работа велась под руководством старшего воспитателя. Команда объединяла воспитателей, учителей-дефектологов, психолога, представителей родительского актива.

 Групповой командой организовалась работа с учителями дефектологами и родителями с целью вовлечения их в реализацию единой развивающей программы, изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

 Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения решает следующие проблемы: помощь в разрешении трудностей,  во взаимоотношениях с окружающими (учителями дефектологами, сверстниками, родителями);коррекция нарушений слуха, в этой работе особое место занимает коррекция мышления и эмоционального состояния ребенка.

Модель психолого-педагогического сопровождения отражает основные его этапы.                  

Первым этапом является мотивационным.

            Его цель - обеспечение внешних благоприятных условий для осуществления процесса сопровождения, мотивация предстоящей деятельности. Применительно к любой категории детей значим эмоциональный контакт между взрослыми и ребенком, прежде всего между учителями и родителями. Мотивационный этап  зависила от личных качеств и профессионализма учителя-дефектолога, психолога, насколько убедительно они смогут изложить стратегию психолого-педагогического сопровождения. Заинтересованно объяснений целей и условий предстоящей работы создавала положительную установку на совместную работу. На этом этапе подчеркивалась, что участники образовательного процесса взаимно обусловливают успех ребенка. От характера сложившихся взаимоотношений в триаде учитель-ребенок-родитель зависила коррекционная работа. Только при создании поддерживающей среды и согласованных действиях всех участников образовательного процесса  реализовалась эффективность процесса коррекции в короткие сроки.

         Второй этап видится как ориентировочный.        

 На этом этапе определялась содержания предстоящей работы, выработка общего подхода,  роли и профессиональные позиции относительно ребенка, распределялась между ними функциональных обязанностей. На этом этапе конкретизировалась структурные элементы сопровождения. Оно включала выявление причин затруднений, адаптации ребенка; обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм ее реализации; выбор способов организации этого процесса с учетом ресурсов самого ребенка и возможностей взрослых, участвующих в реализации сопровождения. Безусловно, значимым являлось мнение родителей о проблемах ребенка и ожидаемых результатах. Специалисты знакомились  в общих чертах с тем, как будет оказываться помощь. Коррекционно-развивающий процесс осуществлялась в реальной ситуации  ребенка и в процессе специальных занятий. Это были тренинги  и коррекционные занятия, проводимые учителем-дефектологом.

Таким образом, учитель-дефектолог строит свою работу следующим образом:
- планировала (совместно с другими специалистами) и организовала целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе
- консультировала воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогала в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
- координировала коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводила совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.);
-вела необходимую документацию:
    В конце учебного года составлялась характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы. Учитель-дефектолог проводила фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия. При необходимости дети с сопутствующими диагнозами (ДЦП,ЗПР) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека.
 

 После определения общих целей и задач разрабатывалась коррекционная программа на диагностической основе применительно к конкретному ребенку по реализации конкретных задач. С этого начинался содержательно-операционный этап.  Как уже подчеркивалось, сопровождение - это целостный системный процесс. Для этого проводилась работа с детьми, учителями, родителями в целях их взаимодействия. При необходимости вела психолого-педагогическая подготовка тех, кто затрудняется в работе.

 При составлении программы психолого-педагогического сопровождения учитывала запрос родителей, учителей, потребности ребенка, выявленные в процессе диагностического обследования. Уточняла, как родители  смогут закреплять приобретенные навыки в процессе специальных занятий. Проводимые коррекционные занятия дополняли диагностическими, контрольными. Проводила 4-8 коррекционных занятий и одно диагностическое, контрольное. По его результатам  проводила активное консультирование воспитателей и родителей по вопросам эффективности проводимой работы. Совместно определяются причины и способы разрешения возникающих затруднений.

Не все родители были активными участниками сопровождения. Были  родители, которые старались не замечать проблем. Однако постепенно    изменилась ситуация. После того, как родители осознают результативность проводимой работы, они станут сотрудничать.

         Характер коррекционно-развивающих занятий  был разным. Проводились тренинги с усилением дисциплинарных, поведенческих моментов и с фиксированием внимания на учебном материале в целях его лучшего осмысления, повышения темпа прохождения, увеличения объема усвоения. Улучшение операций вербально - логического мышления позволила увеличить объем слухо-речевой памяти.

 Оценочный этап завершает процесс психолого-педагогического сопровождения. Он включал  итоговую педагогическую и психологическую диагностику, анализ результатов всеми специалистами команды, рефлексию. Учитывала степень удовлетворенности родителей, их пожелания на будущее. Подведение итогов  послужила основой для последующей работы.

          Широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения позволяла рассматривать его как неотъемлемое звено системы образования. Расширение представлений о целях образования, в числе которых включены не только цели развития, воспитания, обучения, но и обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья всех детей обусловливало интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения.

           Работа с  неслышащими детьми, включает в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей. Сотрудничество детского сада и  семьи является необходимым условием успешности воздействии на ребенка.

           Непрерывная связь с родителями осуществлялась с помощью индивидуальных и  коллективных форм работы. Мы используем в своей практике разнообразные  формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, практикумы, совместные праздники.

         Широко используем наглядно-информационные методы: записи на магнитофон и видеокамеру бесед с детьми, показ видеофрагментов различных видов деятельности детей, фотографии, стендовую информацию в картинках, папки-передвижки, памятки, консультации.

       Многие родители не знакомы с  психофизическими возможностями своих детей, которые в свою очередь позволяют им успешно овладевать различными видами деятельности, различными умениями и навыками, нормами поведения, необходимыми при воспитательно-образовательной деятельности  в дошкольном учреждении.

Совместная работа учителя - дефектолога с родителями определяет  эффективность подготовки ребенка к обучению.

 1. 2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. М.: Учебная литература, 1997.

2. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.

3. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.

4. Королевская Т.К. «Видимая речь»: новые технологии — новые отношения // Дефектология. 1996. № 2.

5. КорсунскаяБД. Методика обучения глухих дошкольников речи. М.: Просвещение, 1969.

6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель методического сопровождения по введению и реализации ФГОС ДО»

Модель методического сопровождения по введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает организацию круглогодичной формы работы...

Статья "Психологическое сопровождение воспитателей в условиях реализации ФГОС ДО"

В статье рассмотрены основные моменты профессиональной деятельности современного воспитателя в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Систематизированы формы и м...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

Презентация « Модель психологического сопровождения одаренных детей»

Презентация « Модель психологического сопровождения одаренных детей»  на методическом объединении педагогов - психологов "Одаренные дети. Проективные методы диагностики" на ...

Презентация "Модель методического сопровождения реализации ФГОС ДО. Формы диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ в сете реализации ФГОС ДО".

Данная презентация представляет собой модель методического сопровождения педагогического процесса в целом, в следствие чего предполагается повысить професссиональную компетентность педагогических рабо...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Проект "Модель методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС ДО"

Профессиональное развитие педагога ДОО – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. А современному педагогу необходи...