«Обучение дошкольников описательной речи».
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Одним из главных показателей умственного и эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является уровень владения связной монологической речью. Связная монологическая речь показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи.В современной системе обучения связной речи детей дошкольного возраста существуют разные взгляды на его содержание и последовательность введения разных типов связных высказываний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение дошк. описательной речи33.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение дошкольников описательной речи».

Одним из главных показателей умственного и эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является уровень владения связной монологической речью. Связная монологическая речь показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи. Отмечается, что обучение описанию оказывает серьезное влияние на сенсорное развитие, развитие познавательных процессов - внимания, воображения, мышления; дети упражняются в умственных операциях анализа и синтеза, учатся замечать красоту и своеобразие каждого предмета, у них вырабатывается вкус к точному и образному слову.

Психологическая природа описательной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию описательной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

 Обучение описательной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития описательной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.  

Е.И.Тихееа впервые дала классификацию описанию, положив в основу источник: наблюдения, память, воображение. Как особый вид описания было выделено описание картин.

В современной системе обучения связной речи детей дошкольного возраста существуют разные взгляды на его содержание и последовательность введения разных типов связных высказываний. Преобладают точки зрения, согласно которым обучение следует начинать с пересказа и описания.

А.М. Дементьева рекомендует начинать обучение дошкольников связной монологической речи с описания. При этом указывается, что описательный рассказ по картине более сложен, чем рассказ о реальном предмете, игрушке, так как видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемое качество облегчает подбор соответствующего словаря, в то время как при описании картины ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображаемого предмета, чтобы узнать и правильно описать его. Данная точка зрения распространена и нашла свое отражение во многих изданиях «Программы воспитания в детском саду», методических рекомендациях и практике работы детского сада. В настоящее время существует много методических пособий для воспитателей детского сада по развитию речи детей (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, В.В. Гербова и др

Характеристика описания как  тип  речи.

 Описание - это тип речи, в котором словами изображается (описывается), рисуется  какой - то   объект.  Цель описания - перечислить характерные особенности, свойства, качества объекта.

 Постоянные признаки в объекте - это признаки, которые вообще свойственны тому или иному времени года, местности, данному человеку, предмету и т.д. Они могут обозначать как внешние черты (размер, цвет, объем и т.д.), так и внутренние качества предмета или явления (характер, увлечения, повадки и т.д.).

Описание объекта характеризует объект, т. е. сообщает о присущих ему признаках. Указание на признаки - это «новое» предложение. В «данном» предложении называется сам предмет или его части, отдельные детали. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли говорящему, во-первых, вычленить характерные детали предмета, во-вторых, увидеть их главные или наиболее яркие признаки и, в-третьих, найти точные слова для обозначения этих признаков. Описание представляет собой своеобразный ответ на вопрос «какой?».

Описание обладает рядом особенностей, отличающих его от других типов связной монологической речи. Описание - это характеристика предмета в статике (сообщается об одновременных признаках). Оно представляет собой «фотографию» предмета (явления) в определенный момент времени. Эта особенность определяет структуру текстов - описаний. Описание состоит из трех частей: начало, середина, конец.

1.Чаще всего описание начинается с названия объекта: «Это клоун», «Мне подарили куклу», «На ветках сидит филин» и т. п. В нем передается общее впечатление от предмета, может быть и оценочное суждение: «Жираф — самое большое и красивое животное». Оценочное суждение требует, чтобы не только отвечали на вопрос «какой?», но и на вопрос «почему?», требующий элементов рассуждения, доказательства.

2.Затем в определенной последовательности выделяются и раскрываются наиболее значимые части объекта и их признаки. Последовательность в перечислении признаков может быть различна, но, как правило, это порядок, в котором организующим началом может быть направление, местоположение (слева — направо, снизу — вверх, вблизи — вдали и т. п.). Содержание этой части описания зависит от самого объекта, от его сложности.

Если описывается предмет, то надо указать его величину, форму, цвет, материал, из которого он сделан, его устройство, назначение.

Если объектом описания является животное, то выделяются особенности окраски, особые приметы, повадки.

При описании человека внимание обращается на его вешний вид (волосы, лицо, одежду), дается его характеристика (веселый, грустный, сердитый и т. п.).

При описании природы возможны варианты: в одном случае главным может быть описание предмета, показ признаков: «что, какое?» Например, при описании леса: «...Елочка похожа... а дуб словно... Кустики спрятались... Снег на ветках...). В другом случае основное внимание может уделяться описанию места, расположению предметов («Вышли мы на опушку и видим: прямо перед нами... слева от ... а чуть поодаль). Описание места может соединяться с описанием предмета. Так часто и бывает в различных пейзажных зарисовках.

3.После перечисления признаков может идти итоговая, завершающая фраза, дающая оценку объекту описания.

Описание отличается мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами компоненты текста. При описании чаще используются прилагательные, а также эпитеты, сравнения и метафоры. Характерна перечислительная интонация.

 Описание не допускает смещения времен, поэтому в нем невозможно сочетание прошедшего, настоящего и будущего времени.

Описанию свойственны простые двусоставные и односоставные предложения, обладающие способностью передавать мысль обобщенно, а также в описательном тексте встречается большое количество эллиптических (неполных) предложений.

Описание может быть развернутым, подробным, и сжатым, кратким.  Для него характерна лучевая связь между предложениями.

В зависимости от того что описывается, тексты-описания подразделяются на описания предмета, природы, помещения, архитектурного сооружения, скульптурного изображения, местности, внешности человека.

Описаниями являются и те тексты, в которых говорится о движущихся предметах, если они являются характерными признаками картины. К текстам - описаниям относят также описания действий и процессов, если они составляют характеристику предмета.  Различают два основных вида описания: научное и художественное. В научном - характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном - акцент делается только на самых ярких деталях.

Дети описывают то, что воспринимают в настоящий момент. Видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, сочетания слов во фразе, форм согласования между собой разных частей речи.

В младшей группе для описания могут использоваться игрушки, предметные картинки, описание животных по картинкам или по памяти.
Для рассматривания предметов и составления рассказов о них следует отбирать игрушки с ярко выраженной индивидуальностью.  Например: котенок с забавным выражением мордочки; неуклюжий, с широко открытыми глазами утенок. В процессе обучения младших дошкольников объект описания целесообразно вносить в группу до занятия, чтобы дети имели возможность лучше рассмотреть его, коснуться руками, что позволяет не отвлекать ребят на занятии во время сообщения о нем.

В старших группах можно использовать комплекты предметов, в которые они объединяются по назначению, категории и т.д. Для описания могут использоваться также объекты природы (овощи, фрукты, комнатные растения, цветы, листья), сезонные явления (ледоход, листопад), интерьер групповой комнаты, предметы одежды, транспорт, произведения искусства, живопись. Показ объекта должен сопровождаться точной и эмоционально - яркой словесной характеристикой его качеств, особенностей, действий.
В старших группах игрушки лучше вносить прямо на занятие, но закрытыми в коробке или ящике. После занятия предмет можно оставить на видном месте, чтобы дети продолжали играть с ним и упражнялись в составлении рассказов.

Обучению детей рассказу-описанию предшествует подготовительная работа. Ее цель — развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития, необходимого для составления рассказов (формирование лексического запаса речи, развитие и закрепление навыков построения предложений, коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с педагогом и между собой в процессе занятий).

Для развития наблюдательности используются дидактические игры: «Узнай, что изменилось»; «Что одинаковое и разное»; «У кого какой предмет»; «Угадай по описанию» и др.  Для подготовки красочных, образных описаний проводятся разнообразные упражнения на использование выразительных средств: подбор эпитетов («Это яблоко. Какое оно?»), сравнений («На что похожи облака на небе?»; «С чем можно сравнить снег?»), синонимов («Веревка крепкая. Как сказать по - другому? Прочная»), антонимов (глубокий — мелкий).

 Методы подготовительной работы используют также при обучении детей описанию на занятиях. Занятия по описанию начинаются с рассматривания предметов, т.е. сенсорного обследования, включающего:

 - восприятие предмета в целом; вычленение его характерных особенностей;

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);

- вычленение более мелких частей или деталей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

- повторное целостное восприятие предмета.

Возможны и другие варианты последовательности.
Воспитатель обращает внимание детей на характерные особенности их внешнего вида (форма, цвет, материал), следит за правильным использованием слов при их определении.

Описание строится по вопросам педагога. Используются различные вопросы: прямые («Какого цвета утенок»); подсказывающие искомые признаки («Ребята, вы не видели желтого игрушечного утенка?»); поисковые («Почему зайчонка назвали Ушастиком? Почему щенка назвали Чернышом?»); побуждающие к сравнению, метафоре («На что похожи глазки лисенка?»; «Что напоминают лапки утенка?»).

После ответов детей педагог делает обобщение, предлагая послушать рассказ-образец, который должен служить примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями.

 По мнению Э. П. Коротковой, рассказ-образец педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным, четким по построению и эмоционально выразительным.

 Образец может использоваться в начале, середине и конце занятия: это определяется уровнем умений детей.  Чтобы ребята не копировали его целиком, педагогу нужно вести рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить ребята, а об однотипной (кукла с косичками и кукла с бантиками, красная и зеленая пирамидки и т. д.). Тогда дети смогут проявить самостоятельность и инициативу.

 Образец может представлять собой полное законченное описание или только часть рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от возраста и уровня речевого развития детей.

Методика обучения деловому описанию в разных возрастных группах.

Ведущим приемом обучения в младшем дошкольном возрасте является совместное описание. Целесообразность такого приема объясняется психологическими особенностями младших дошкольников. Именно в младшем дошкольном возрасте наиболее естественной формой речи является диалог, т.к. дети еще не умеют планировать свое высказывание. Функцию планирования берет на себя взрослый, он как бы беседует с ребенком, но вместе у них получается описательное высказывание.

Совместное описание может быть разным. Начинать рекомендуется со сравнительного описания, когда два объекта сравниваются между собой.

I. Пофразовое параллельное описание. Педагог задает содержание, говорит фразу об одном объекте, а ребенок - о другом. Для сравнения берутся сначала очень похожие объекты, одинаковые по названию: куклы в различной одежде, медведи, разные по окраске, с разными предметами в лапах; затем совсем разные: медведь и заяц, белка и лиса, яблоко и помидор. Например:

Взрослый: У меня медведь.

Ребенок: А у меня заяц.

- У медведя коричневая шубка.

- А у зайца - белая.

- У медведя маленькие круглые уши.

- А у зайца длинные уши.

- Мишка любит мед.

- А зайка - морковку.

II. Cопряженное описание. Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает: Это... заяц. У зайчика... Зайка любит... Он живет...

В данном случае педагог выделяет узловые моменты описательного текста, так называемые опознавательные признаки описания, «скрепляет» описание. Смысл - научить соединять слова связки между отдельными предложениями.

III. Коллективное описание несколькими детьми. Наиболее показательно использование этого приема в игре « Встань в круг»:

В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: « Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая», третий продолжает: «У нее длинный хвост» и т.д.

Эти же приемы используются и при описании детьми предметных картинок. В описаниях по памяти (о своей любимой игрушке, домашнем животном, новом платье) используется прием параллельного описания. Причем свои фразы взрослый говорит по мере надобности, когда  пауза затягивается. Главное, чтобы вызываемый образ оставил яркий след не только в сознании малышей, но и оказал влияние на их чувства. Обучение детей описанию по памяти опирается на опыт детей как коллективный, так и личный. Задача воспитателя — помочь детям вспомнить объект описания и его признаки.

Малышей следует учить представлять предметы, отталкиваясь от одного видимого признака. Например: «Волшебный кружок прикатится к тому, кто придумает, на что или на кого он похож?» В течение года дети много раз придумывают, на что похожи кружки разных цветов, фигурки разных форм (треугольники, квадраты, овалы), палочки разной длины. Это своеобразная подготовка к созданию образа, имеющего не один, а несколько признаков.

В средней группе описание становятся индивидуальными  и самостоятельными. Будет использоваться  каждому ребенку  раздаточный материал. Ведущим приёмом обучения становится план, который даётся в естественно-разговорной форме: «Давай подумаем сначала, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами можно о них сказать по-другому? (Малыши, друзья, Пушок и Рыжик.) Что с ними случилось дальше? Чем их приключения закончились?». По мере овладения описательными умениями дети начинают составлять рассказы по плану воспитателя. Сначала план состоит из 2—3 вопросов («Сначала расскажите, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть»). Постепенно он усложняется, в него добавляются вопросы: «Из какого материала сделана эта игрушка?»; «Нравится ли она тебе?»

Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания. Интересный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. А.Ткаченко. Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству признаков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цветовые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания.

 В обучении описании применяются следующие приемы:
Мотивация, которая придает смысл деятельности. Исследователи (Л. С. Славина, Т. Н Доронова, с, г. Якобсон, В. В. Гербова и др.) предложили игровой тип мотивации, ставящий ребенка в позицию естественного помощника или защитника персонажа, который по какой-то причине попадает в затруднительное положение. (Например: сделать объявление по радио, помочь зайчихе найти маленьких зайчат, которые потерялись.)
Мотивом может служить стремление ребенка участвовать в игре. В. В. Гербова предложила дидактические игры сюжетно-ролевого характера: «Ателье легкого платья»; «Мастерская по пошиву обуви»; «демонстрация моделей одежды»; «Выставка машин и другие, — в которых предполагается выполнение определенных ролей, связанных с необходимостью описать тот или иной предмет. Мотивом может быть желание получить игрушку. Например:
игра «Магазин игрушек». Игрушку продадут только в том случае, если о ней будет составлен подробный, интересный рассказ.

Игры-соревнования, в которых дети учатся умению выделять и обозначать словом части и признаки объекта («Кто больше увидит и скажет про медвежонка»; «Скажи, что ты знаешь про куклу Таню»).

Сюрпризные моменты (загадывание загадок, предъявление новой игрушки, появление ребенка или взрослого в необычном образе, получение посылки и т.д.).
Чтение художественных произведений.

Поощрение за рассказ, за дополнение прослушанных рассказов разными предметами (ленточками, флажками, фишками). Например, воспитатель обращается к группе: «Сегодня вы будете рассказывать о хорошо знакомых вам вещах. Вы должны внимательно слушать выступления сверстников и стараться дополнить их. За каждое дополнение вы получите зеленую фишку. В конце занятия мы посчитаем фишки и узнаем, кто лучше всех дополнял прослушанные рассказы. Дети, которые будут рассказывать, тоже могут получить фишку другого цвета, например оранжевую, если их описания будут точными и подробными и никто не сможет их дополнить».
Оценка детских рассказов. Ее смысл в том, чтобы дети стремились подражать рассказу, который похвалил воспитатель. Исследования показали, что дети лучше воспринимают оценку, исходящую от игрового персонажа или связанную с игровой мотивацией. Они не обижаются и пытаются исправить указанные ошибки. Например: «Молодец. Ты очень подробно описал зайчонка, ничего не пропустил, но рассказал не по порядку, и слушать тебя было трудно. Попробуй еще раз».

Оценка дается каждому рассказу. Нужно стараться найти в каждом высказывании что-то, заслуживающее похвалы (старание, последовательность, удачные слова и обороты и т. д.). Оценка должна быть краткой и содержательной. В старшем дошкольном возрасте можно привлекать детей к взаимооценке.

Повысить интерес к занятиям помогает изменение формы их проведения. Обучение описанию может осуществляться через дидактические игры, игры-путешествия, организацию различных выставок, на которых дети выступают в роли экскурсоводов, и т.д.

Методика обучения художественному описанию в старших группах.

В старшей группе нужно закреплять и совершенствовать приобретенные умения, а также учить более сложному - описывать предметы в сравнении, рассказывать о событиях и фактах из своего опыта (по памяти), составлять по картинкам описательные рассказы как с опорой на восприятие (о нарисованном), так и с элементами творчества (по сюжетной картинке). Умение  детей самостоятельно составлять описательный рассказ по содержанию картины предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним. Выбирая соответствующих персонажей, дети дают их описание и характеристику. Осмысленно анализируют структуру любого высказывания: начало, событие, сюжет, как раскрываются микротемы, имеется ли завершение (конец). Используют разнообразные средства связи в описательных текстах.

Для закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг, разделенный на три части — зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети самостоятельно составляют текст. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование K. Г. Смольниковой).

При этом следует использовать известные при обучении описанию и повествованию приемы: пропуск частей, перепутывание частей. Можно предлагать текст - рассуждение без начала.

Модели и схемы используются для развития функции рассказывания у детей. Этот прием помогает детям логически мыслить, логически строить свои высказывания, а также развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам.

 Предметная и предметно-схематическая модель помогает детям определять последовательность изложения. В этом плане полезны дидактические игры с наборами моделей. С их помощью осваивается умение раскрывать обобщенное содержание элементов модели, наполняя его конкретными образами.

Дети будут упражняться в умении подбирать образные слова для характеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки с элементами модели. Примером может служить дидактическая игра "Мишкины картинки".

Составление описаний по картине — метод обучения детей описательной речи на основе восприятия. Описать картину значит перечислить ее признаки.

В целях обучения дошкольников описательным рассказам рекомендуется проводить следующие виды занятий с картинами:

1. Составление рассказов по предметной картине;

2. Составление рассказов по сюжетной картине;

3. Составление рассказов по пейзажной картине и натюрморту. Приемы эстетического аспекта.

Для поддержания интереса детей к описанию картин М. М. Конина советовала использовать составление и отгадывание загадок.

Занятия по обучению детей описанию предметной картины аналогично занятиям по описанию игрушек (предметов).

Признаки сюжетной картины, как объекта описания — это ее отличительные особенности:

- изображенные объекты, их признаки, действия;

- место и время действия;

- отношения между объектами;

-  причинно-следственные связи.

       При обучении описательному рассказу по сюжетной картине используются следующие приемы.

  1. Вступительное слово-обращение педагога к детям перед показом картины или краткая, предваряющая процесс рассматривания, беседа с детьми. Например, детям предлагается составить рассказ по картине «Лиса». До начала ее рассмотрения старшим дошкольникам предлагается вспомнить, за кем охотится лиса. Дети отвечают: «За зайцами, птицами». Затем воспитатель спрашивает: «За кем еще охотится Лиса хищница? Посмотрите на картину, и вы узнаете». С помощью новых вопросов он помогает детям рассмотреть движения зверя, его внешний вид, природное окружение.
  2.  Вопросы воспитателя. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутое высказывание, а не ограничивался одним - двумя словами. Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам, а нечетко поставленные вопросы тормозят развитие у детей речевых навыков. Последовательность вопросов должна обеспечивать целостность восприятия.
  3. Образец описания картины воспитателем. Своим примером педагог может показать, на что обратить внимание в картине и как точно и выразительно можно сказать об изображенном на ней. Рассмотрим пример описания картины «Таня не боится мороза».
    На дворе зима. Таня взяла санки и пошла гулять. На улице морозно, но Танюше не холодно. На ней зимнее пальто. Оно не только теплое, но и красивое. Пальто зеленое. На рукавах и карманах оно отделано коричневым мехом. На девочке меховая шапка, черные валенки. Танюша синей лопаткой насыпает снег в зеленое ведерко (О. Соловьева),
    Образец может касаться наиболее трудной, менее яркой части картины, а потому и не заметной для детей (это дает им возможность высказаться об остальном). Он может быть дан по одной из двух предлагаемых для рассказывания картин, может предлагаться как начало, а дети продолжают и заканчивают описание, может заменяться литературным текстом.
  4.  Прием совместных действий, когда педагог начинает описание, а дети продолжают. Например, воспитатель, рассматривая с детьми картину «Кошка с котятами», описывает кошку: «Пушистая, с черной шерстью на голове, на спине. У нее хвостик черный, а кончик хвоста беленький. Где еще у кошки белая шерстка? Расскажите об этом».

Приемы эстетического аспекта.

Особый интерес представляют занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов кисти мастеров искусства. Методику их рассматривания и описания разработала Н. М. Зубарева. Рекомендуются картины И. Левитана «Золотая осень»; «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина; И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”, “Сентябрьский снег”, работы К.Ф. Юона, А.К. Саврасова и другие. Н. М. Зубарева рекомендует оригинальные приемы рассматривания пейзажных картин:

- использование поэтических произведений - повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки  о природе.
(«Золотая осень» И. Левитана и «Октябрь» П. И. Чайковского). Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение;

- использование вопросов типа: «Что художнику кажется интересным, красивым?»; «(Что художнику хотелось рассказать о?..» Вопросы «про что?..», «о чем?..» помогают определить характер картины, точно характеризовать настроение, которое она передает. При помощи вопросов воспитатель привлекает внимание детей к выразительным средствам;

- одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему (например: «Березовая роща» И.Левитана и А. Куинджи) помогает увидеть композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла;

-сравнение пейзажа на картине с личными наблюдениями. Воспитатель может задать вопрос: «Видите ли вы здесь что-нибудь похожее на то, что мы с вами наблюдали в парке?»;

-прием возможных следствий изображенного (например: «Перед дождем» - представим «После дождя»);

- специфические вопросы (прием вхождения в картину  например: пахнет душистой травой);

-игровые приемы. Можно предложить детям игровые ситуации:
«Кто больше увидит»; «Найди дерево по описанию». Также воспитатель может показать две картины, прочитать отрывки из произведения и спросить: «К какой картине они подходя? Почему?» Можно описать то, что больше всего понравилось в картине, а остальные дети должны догадаться, о каком предмете (месте) идет речь;

 - трудно описать единичные объекты на картине )например: ветка сирени, лепесток цветка).

Занятия по описанию пейзажной картины строятся следующим образом. В начале активизируются личные впечатления детей, сходные с изображением пейзажа на картине, полученные на прогулках или экскурсиях.

Затем рассматривается картина, сравнивается с опытом детей, попутно ведется работа по активизации слов и образных выражений, необходимых для описания. Педагог включает в беседу образцы описания остальных фрагментов, чтение подходящих стихотворений.

Заканчивается беседа по картине рассказом-образцом воспитателя, дети упражняются в описании пейзажа; педагог оценивает каждый рассказ, отмечая полноту описания, его последовательность и художественность.

Аналогичная работа проводится по рассматриванию и описанию натюрморта.  Эстетическому восприятию его способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, фактурой, запахом и составление из них «живых натюрмортов» на столе. Так дети подводятся к описанию натюрморта («Цветы» Д. Налбандяна, «Сирень» И. Левитана, "Февраль" А. Лактионова, "Маки", "Сирень у окна" П. Кончаловского, "Натюрморт с арбузами" И. Машкова. Воспитатель может использовать и репродукции фотоэтюдов. Хороши для просматривания фотоэтюды Я. Рюмкина "Яблоки", Е. Игнатовича "Ромашки", "Одуванчики").

Аспект собственно языковый.

Показать разницу двух стилей ( научного и художественного стиля).

  1. Детям предлагается сравнение стилей.
  2. Смешение стилей (Что здесь не так?).
  3. Сравнение (Чем можно сравнить грушу, цыпленка…).
  4. Знакомство с эпитетом (Красное солнышко…).
  5. Упражнение «Скажи какой?», «Соедини слово с другим словом»-(ветерок- легкий, ласковый, ласкает…).
  6. Самостоятельно составлять словесные зарисовки «Дорисуйте».
  7. План.

1. Как называется.

2.На что похож.

3.Что напоминает тебе этот цветок.

Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению описанию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности.

В целом при обучении составлению описательных рассказов решаются следующие практические задачи: развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

Список используемой литературы

  1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. - 400 с.
  2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей /А. М. Бородич. — М.,
    1974.
  3. Виноградова,Я. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н. Ф. Виноградова. М., 1978.
  4.  Гербоеа, В. В. Обучение рассказьтванию //дошкольное воспитание. — 1976. —Iб.
  5. Гризик, И. В. Обучение детей описанию предметов /1 дошкольное воспитание. — 1989. — 3 5.
  6. Зрожевская, А.А. Обучение монологам- описаниям./Дошкольное воспитание, 1996, № 12.
  7. Кондратьева, Н., Сомкова, О. Как использовать модель для развития речевого творчества./Дошкольное воспитание, 1991, № 10.
  8. Савушкина, Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства./ Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждениии. – Ульяновск, 2005.
  9. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.:- Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.
  10. Ткаченко,Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. № 10. С. 16—20.
  11. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 287 с.
  12. Шадрина, Л.Г. развитие предпосылок связной речи у детой  младшего дошкольного возраста  // Вектор науки ТГУ. 2012. №4(11) . С. 326-329.
  13. http://ozolotaryuk.narod.ru/index.files/Zan1.pdf
  14. http://dohcolonoc.ru/conspect/5181-konspekt-zanyatiya-sostavlenie-opisatelnogo-rasskaza-po-kartine-m-pishvanova-v-zimnem-parke.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку...

Обучение дошкольников связной речи

Правила пересказа текста....

Презентация "Обучение дошкольников монологической речи"

Презентация может быть использована для работы с педагогами в виде дополнения к консультации по развитию речи дошкольников....

"Обучение дошкольников монологической речи"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12366376","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...

Семинар для педагогов"Обучение дошкольников монологической речи"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 21 «Радуга» Обучение дошкольников монологической речи Старший воспитатель:...

Обучение дошкольников диалогической речи

Диалог для ребенка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывают всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развивающейся личности....

методическая разработка:Дистанционное обучение дошкольников. Развитие речи.(старший дошкольный возраст)

В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Но наши педагоги всегда найдут интересный выход. Так...