«Составление творческих рассказов по картине Яна ван Оса «Цветы и фрукты в глиняной вазе»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кривоносова Валентина Яковлевна

При формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям новую картину, затем целенаправленно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №7 «СКАЗКА»

ГМО воспитателей старших и подготовительных групп г.Троицка

Конспект занятия

«Составление творческих рассказов

по картине Яна ван Оса

«Цветы и фрукты в глиняной вазе»

Воспитатель:

Кривоносова В.Я.

г. Троицк

 26.04.2011 г.

Программные задачи:

Учить детей составлять творческие рассказы на основе восприятия картины.

Формировать структурно-композиционные умения детей, обеспечивающие логику построения высказывания.

Развивать умения выражать в речи свои впечатления, чувства, эмоции, переживания.

Активизировать словарь (натюрморт, жанр живописи, портрет, пейзаж).

Воспитывать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественное произведение.

Предварительная работа:

- рассматривание натюрмортов:

И. Левитан «Белая сирень», И.Э. Грабарь «Хризантемы», А. Пластов «Сенокос»,  И.Н. Крамской «портрет Л.Н. Толстого»;

- просмотр слайдов различных жанров живописи;

- художественно-развивающие игры:

«Составь натюрморт из овощей и фруктов», «Определи жанр живописи», «Найди недостающий объект на картине», «Вхождение в картину».

Материал:

- картины разных жанров живописи,

- репродукции картин на каждого ребенка,

- мультимедийное оборудование,

- «волшебная» лупа,

- ваза с цветами и фруктами.

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

Воспитатель:  - Ребята, сегодня я приглашаю вас в картинную галерею.  Какие жанры живописи вы знаете? (натюрморт, пейзаж, портрет).

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоит ваза с цветами и фруктами.

- Как вы думаете, для какого жанра живописи нужны эти предметы? (натюрморт).

2. Основная часть:

Воспитатель: - Я предлагаю вам рассмотреть картину нидерландского художника Яна ванн Оса.

Вопросы:

- Что нарисовано на этой картине? (глиняная ваза с цветами и фруктами на столе)

- Какие цветы изображены? Какие фрукты вы видите?

- Какие краски использовал художник? Яркие, теплые или холодные?

- Каждый художник рисует то, что его интересует. Как вы думаете, предметы на этой картине радовали или огорчали художника?

- А вас они радуют, когда вы смотрите на картину?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на этот натюрморт?

- Как вы думаете, как называется эта картина?

Ян ванн Ос назвал свою картину «Цветы и фрукты в глиняной вазе».

Воспитатель: Ребята, художник на этой картине изобразил очень много предметов, объектов, которые сразу не заметишь.

Я вам предлагаю сесть за столы, чтобы с помощью «волшебной» лупы получше рассмотреть картину.

Перед вами на столах лежат две копии картины «Цветы и фрукты в глиняной вазе».

- Сравните их. Что вы заметили? (в правом верхнем углу нет ананаса).

Выберете недостающий элемент и приложите к картине.

- А теперь вы внимательно посмотрите на картину и с помощью «волшебной» лупы найдите стрекозу.

- Где нарисована стрекоза? (в левом нижнем углу картины на столе). Опишите ее.

- Что художник изобразил на столе слева от зеленого винограда? (гнездо с птичьими яйцами).

- А как вам кажется, что ближе, стрекоза или птичье гнездо?

Я вам загадаю загадку, а вы найдите с помощью «волшебной» лупы отгадку на картине:

Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки, боится кошки.

- Кто это? Где сидит мышка и что она делает?

Бабочка летела в поле на восток,

Бабочка искала себе дом-цветок.

- Найдите на картине бабочек. На каких цветах они сидят?

- Каких насекомых вы еще видите на картине? (осы, муха).

- Где они? Как вы думаете, что привлекло их?

- Посмотрите внимательно, кто ползет по веточке между светлым тюльпаном и белыми пионами?

- Ребята, а что вы видите на заднем плане картины? (дворец с колоннами).

- Изображенное на картине отображает сегодняшний день или далекое прошлое?

- Почему вы так решили?

- Ребята, как вы думаете, что может случиться с ананасом? (он может упасть).

- Каким еще плодам и цветам угрожает такая опасность? Выделите их лупой (воспитатель уточняет ответы детей).

  1. Физкультминутка.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это натюрморт.

руками чертят в воздухе прямоугольник;

руки на уровне груди, кулачок левой руки располагается на внешней стороне ладони правой руки;

указательные и большие пальцы обеих рук соединяются в кольцо;

кисти рук изображают бутон цветка;

предплечья располагаются на уровне и перпендикулярно груди параллельно друг другу;

имитация откусывания (2 раза);

круговое движение руками перед собой;

указательный жест на картину.

  1. Составление рассказа по картине детьми.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами рассмотрели картину «Цветы и фрукты в глиняной вазе». А теперь представьте, что вы стали мышкой, бабочкой, стрекозой и расскажите, что вы увидели, когда попалив картину (3-4 рассказа).

  1. Итог.

Воспитатель: - С какой картиной вы сегодня познакомились? Какое настроение у вас вызвала эта картина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Технологическая карта занятия с детьми подготовительной группы Тема: Ян ван Ос "Цветы и фрукты в глиняной вазе" с применением Smart доски и электронного учебника

Данная разработка поможет педагогам, работающим с электронными учебниками по программе "Предшкола нового поколения"  по художественно-эстетическому направлению  "Кронтик в муз...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...