Конспект занятия "Как капелька снежинкой стала"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Седалищева (Надменко) Надежда Александровна

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР (IIIур.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

Детский сад  № 132  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  физического развития детей

города Тюмени

КОНСПЕКТ

Организованной образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе

 «Как капелька  снежинкой стала»

в рамках тематической недели «Вода и ее свойства»

Учитель-логопед:

Надменко Надежда Александровна

Тюмень, 2012

Программные задачи:

Образовательная область«Коммуникация»

Коррекционно-образовательные цели: Совершенствование навыка составления пересказа по опорным картинкам.  Расширение словарного запаса (подбор однокоренных слов) и грамматического строя речи (согласование существительных и прилагательных).

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи (совершенствование навыка пересказа), зрительного восприятия и речевого слуха, развитие общей и мелкой моторики, памяти и мышления.

Образовательная область  «Познание»

Обобщение и систематизация естественнонаучных представлений детей о круговороте воды в природе.

Формирование представления о переходе вещества из жидкого в твердое и наоборот;

Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование с водой.

Образовательная область «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Формирование навыков сотрудничества, дружественных взаимоотношений между детьми, самостоятельности, активности, инициативности.

Образовательная область «Художественное творчество»

Совершенствование техники изображения. Развитие свободы и одновременно точности движений руки под контролем зрения, их плавность и ритмичность.

Образовательная область «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Совершенствование техники основных движений.

Развитие координации движений и ориентировки в пространстве.

Оборудование: магнитная доска, электрический чайник, прозрачная стеклянная тарелка, модели Капельки, Капельки-облака, Капельки-снежинки, лотоса, пирамиды, города  серия опорных картинок для составления пересказа, «Снежинки» - для рисования по точкам (для каждого ребенка), простые карандаши, небольшой мяч, обтянутый белой тканью («снежок»).

Предварительная работа: Беседа с воспитателем о круговороте воды в природе, проведение опытов с водой и снегом. Разучивание игры «Снежинки»

Ход занятия

  1. Организационный момент. Эксперимент «Откуда берется дождь» (Уточнение естественнонаучных представлений. Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания сказки)

Логопед сообщает детям о начале занятия и приглашает их к столу.

Логопед. Ребята, вам уже наверняка воспитатель рассказывала о круговороте воды в природе и вы вместе проводили опыты. Сегодня я хочу предложить вам провести еще одно наблюдение. Опыт называется «Откуда берется дождь?». Я включаю чайник.

(Логопед включает чайник)

Логопед. Что сейчас будет происходить с водой?

Дети. Вода будет нагреваться, а потом закипит.

Логопед. Что произойдет, когда вода закипит?

Дети. Над чайником появится пар.

Логопед. Почему появится пар?

Дети. Пар появится, потому что вода начнет испаряться.

(Над чайником появляется пар)

Логопед. Посмотрите, вода закипела, и над чайником действительно появился пар. Теперь я возьму тарелку и подержу ее над паром.

(Логопед держит прозрачную стеклянную тарелку над чайником.)

Логопед. Что происходит?

Дети. Пар оседает на тарелке. Тарелка запотела. На тарелке появились капельки. Они стали капать с тарелки обратно в чайник, вниз.

Логопед. Точно так же происходит и круговорот воды в природе под воздействием солнца вода испаряется  поверхности земли, пары поднимаются в воздух и собираются высоко в небе в облака, а потом в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода снова попадает на поверхность Земли.

(Логопед предлагает детям пройти на свои места.)

Логопед. Мы провели этот опыт не случайно. Сейчас я хочу рассказать сказку.

2. Чтение логопедом сказки с иллюстрированием на доске без нацеливания на пересказ (Развитие речевого слуха) 

«Как капелька снежинкой стала»

Далеко-далеко в Африке, на берегу великой реки Нил жила-была Капелька. Однажды утром Капелька лежала на листе лотоса. Капелька подставляла солнышку то один бочок, то другой. Солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко.

Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный Сфинкс.

К вечеру Капелька-облачко встретила много других таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем.

Утром капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе и не капелькой, и даже не облачком. Она превратилась в кружевную, белую снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка уже не на берегу африканской реки, а на крыше дома, стоящего на берегу реки Туры.

«Интересно, - полумала капелька. – Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась?» Здесь тоже большая река и огромный город»

Логопед. А вы ребята,  догадались ,где оказалась Капелька-снежинка? В каком городе?

Дети. Капелька-снежинка оказалась в нашем большом и красивом городе Тюмень.

3. Беседа по сказке (Развитие диалогической речи, памяти. Уточнение и расширение глагольного словаря)

Логопед. Где начинается действие сказки?

Дети. Действие сказки начинается в Африке, на берегу реки Нил.

Логопед. Что делала капелька ранним утром?

Дети. Капелька лежала на листе лотоса. Капелька подставляла солнышку то один бочок, то другой.

Логопед. Что произошло с Капелькой?

Дети. Солнышко припекало всё сильнее и сильнее, капелька поднялась над листком лотоса и превратилась в крошечное, почти невидимое облачко.

Логопед. Что произошло дальше с капелькой-облачком?

Дети. Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо были видны огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный Сфинкс.

Логопед. Кого встретила капелька-облачко вечером? Что они стали делать?

Дети. К вечеру капелька-облачок встретила много других таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем.

Логопед. Какое необыкновенное приключение произошло с капелькой однажды?

Дети. Утром капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе и не капелькой, и даже не облачком. Она превратилась в кружевную, белую снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка уже не на берегу африканской реки, а на крыше дома, стоящего на берегу реки Туры.

Логопед. Что подумала Капелька-снежинка?

Дети. «Интересно, - подумала капелька. – Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась?» Здесь тоже большая река и огромный город»

Логопед. Ребята, скажите пожалуйста, почему капелька превратилась в снежинку? Тепло или холодно было в Тюмени?

Дети. В Тюмени было холодно, поэтому капелька превратилась в снежинку и упала на крышу дома.

Логопед. Понравилась ли вам сказка про путешествие капельки?

Дети. Понравилось.

Логопед. Почему?

Ответы детей.

4. Физкультминутка «Снежинки» (Развитие общей моторики, координации речи с движением)

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать динамическую паузу.

С неба падают снежинки,                            Руки вверх, подтягиваемся и

Как на сказочной картинке.                        ловим снежинки.

Будем их ловить руками,

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,                                Повороты вправо-влево

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,                          Колени высоко поднимаем.

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет                               Прыжки.

Словно мягкий, рыжий мячик.

Ну а мы идем, идем                                           Шагаем.

И к себе приходим в дом.

5. Дидактическая игра «Снежки» (Подбор однокоренных слов)

Логопед. А давайте  поиграем в снежки! Я буду задавать вопросы и бросать вам снежок, а вы должны его поймать и ответить правильно.

Логопед. Одна снежинка, а несколько – … (снежинки);

Логопед. Снег, а ласково – … (снежок);

Логопед. Ком из снега - … (снежок);

Логопед. Мальчик из снега –… (снеговик);

Логопед. Девочка из снега – … (снегурочка);

Логопед. Птица  - … (снегирь);

Логопед. Цветок –… (подснежник).

Логопед. А теперь я скажу несколько слов, а вы должны их объединить и составить одно слово:

Логопед. Снег падает –… (снегопад);

Логопед. Машина, которая ходит по снегу –… (снегоход).

Логопед. Какая общая звуковая часть у всех этих слов? (снег).

6. Рассказывание сказки логопедом с нацеливанием детей на последующий пересказ. (Развитие речевого слуха)

Логопед рассказывает сказку, предупредив детей о последующем пересказе.

7. Подготовка к пересказу.

Логопед предоставляет детям несколько минут для подготовки к пересказу.

Логопед. Сейчас вы подумаете одну минуту, подготовитесь и будете пересказывать сказку, глядя на картинки.

Логопед помещает на доску мнемотехническую таблицу

8. Пересказ сказки детьми по частям (Развитие связной речи, творческих способностей, просодики)

Логопед обязательно напоминает детям, что говорить они должны правильно и красиво. Дети рассказывают сказку по частям с опорой на картинки.

9. Рисование по точкам «Снежинка» (Развитие тонкой моторики, зрительного восприятия, активизация словаря прилагательных)

Логопед приглашает детей к столу.

Логопед. А сейчас, ребята, я предлагаю вам самим нарисовать снежинку. Для этого необходимо взять простые карандаши и соединить точки.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! У вас получились замечательные снежинки!

10. Дидактическая игра «Комплименты» (Подбор имен прилагательных к существительным )

Логопед. А сейчас давайте одарим нашу гостью из Африки комплиментами.

Логопед держит в руках Капельку-снежинку и приглашает детей в круг.

Логопед. Сейчас мы будем передавать друг другу Снежинку и делать ей комплименты. Назовите, какая снежинка?

Ответы детей

11. Окончание занятия. (Оценка работы детей)

По предложению логопеда дети рассказывают о том, что нового они узнали на занятии. Логопед оценивает работу каждого ребенка

Литература:

  1. Журнал “Дошкольная педагогика” № 1, 2003г.;
  2. Ковалько В.И.: Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы – ВАКО, 2011г.
  3. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа – СПб., 2010г.;
  4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Вераксы ,Н.Е., Комаровой Т.С. – М., 2010г.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность «Капелька – снежинка»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная. За...

Конспект занятия по развитию речи "Как капелька снежинкой стала"

Для воспитанников подготовительных групп...

Конспект занятия «Зайка серенький стал беленьким»

Конспект   открытого  занятия  в  коррекционной  группе            Аппликация  «Зайка  серень...

Конспект занятия "Как Кёнигсберг стал Калининградом"

   Цель занятия: знакомство с историей родного края...

Конспект НОД «Как кляксы стали добрыми»

Цель: знакомство с нетрадиционными формами рисования.ЗадачиПознакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией, учить использовать её в работе; показать новые сп...

Конспект ООД КАК ИКРИНКА СТАЛА РЬlБКОЙ))

quot;Как икринка стала рыбкой"...