Развитие речи у детей.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Елисеева Людмила Васильевна

Развитие речи у детей.

  В ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 года отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать логопедические занятия или стоит подождать?

         Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существует представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит, и т.п.

         В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушения развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация  наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений.

           Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с такими детьми отличаются  от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. И так в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

- развитие эмоционального общения -  перед занятием необходимо установить эмоциональный контакт в этом помогут «эмоциональные игры», где цель – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

- подражание:  ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания ему, поэтому игры основаны на подражании взрослому, а не объяснении, беседе и внушении.  В совместной деятельности необходимо совмещать элементы игры и обучения. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Способность подражания развивается постепенно. Начинать следует с отдельных (простых) движений постепенно усложняя до действий с предметами и игрушками.

- развитие делового общения -  преследование определенной цели. Так как основным средством общения между людьми является речь, а основной коммуникативный канал нарушен, то возникает ряд трудностей. Взрослый в этой ситуации вынужден брать активную роль на себя – рассказывать, объяснять, показывать, задавать вопросы, предлагать различные варианты взаимодействия. Тем не менее, ребенок предпринимает попытки донести информацию до другого человека – издавая звуки, жестикулируя, показывая на предметы, ведя взрослого за руку за собой.

- развитие неречевого (физического) слуха – улавливание дифференциация различных звуков окружающего мира, различение звуков по громкости и направлению.  Умение сосредоточиться на звуке – важная способность человека, которую необходимо развивать.  Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

- развитие речевого (фонематического) слуха – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков. Речевой слух развивается с младенчества. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственного фонематического слуха. Его формирование происходит  первые 5-6 лет жизни ребенка.

- для воспитания речи необходима работа над правильным дыхание. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное  произношение звуков, слов, фраз. Речевое дыхание  - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз.

- развитие мелкой моторики рук – подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

- развитие понимания речи – включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря. Создание речевой среды включает в себя: (постоянный разговор с ребенком, единые требования к речевому общению, постепенное усложнение речевого общения и организация специальных игр и упражнений).

- накопление пассивного словаря – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии (слова-предметы ( существительные), слова – действия (глаголы), а также слова- определения (прилагательные и наречия). На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями и обобщающими словами.

- развитие речевого подражания - воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленько ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорить нужно простыми словам и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движение губ взрослого. Ребенок сотрудничает только тогда, когда ему интересно.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект; догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей.

  В ситуации, когда у малыша 1,5-2,5 года отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать логопедические занятия или стоит подождать?

         Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существует представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит, и т.п.

         В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушения развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация  наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений.

           Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с такими детьми отличаются  от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. И так в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:

- развитие эмоционального общения -  перед занятием необходимо установить эмоциональный контакт в этом помогут «эмоциональные игры», где цель – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

- подражание:  ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания ему, поэтому игры основаны на подражании взрослому, а не объяснении, беседе и внушении.  В совместной деятельности необходимо совмещать элементы игры и обучения. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Способность подражания развивается постепенно. Начинать следует с отдельных (простых) движений постепенно усложняя до действий с предметами и игрушками.

- развитие делового общения -  преследование определенной цели. Так как основным средством общения между людьми является речь, а основной коммуникативный канал нарушен, то возникает ряд трудностей. Взрослый в этой ситуации вынужден брать активную роль на себя – рассказывать, объяснять, показывать, задавать вопросы, предлагать различные варианты взаимодействия. Тем не менее, ребенок предпринимает попытки донести информацию до другого человека – издавая звуки, жестикулируя, показывая на предметы, ведя взрослого за руку за собой.

- развитие неречевого (физического) слуха – улавливание дифференциация различных звуков окружающего мира, различение звуков по громкости и направлению.  Умение сосредоточиться на звуке – важная способность человека, которую необходимо развивать.  Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни.

- развитие речевого (фонематического) слуха – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков. Речевой слух развивается с младенчества. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственного фонематического слуха. Его формирование происходит  первые 5-6 лет жизни ребенка.

- для воспитания речи необходима работа над правильным дыхание. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное  произношение звуков, слов, фраз. Речевое дыхание  - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз.

- развитие мелкой моторики рук – подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

- развитие понимания речи – включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря. Создание речевой среды включает в себя: (постоянный разговор с ребенком, единые требования к речевому общению, постепенное усложнение речевого общения и организация специальных игр и упражнений).

- накопление пассивного словаря – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии (слова-предметы ( существительные), слова – действия (глаголы), а также слова- определения (прилагательные и наречия). На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями и обобщающими словами.

- развитие речевого подражания - воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленько ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорить нужно простыми словам и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движение губ взрослого. Ребенок сотрудничает только тогда, когда ему интересно.

При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект; догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....