Консультация для родителей "Почему молчат дети?"
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Перепелкина Диана Юрьевна

Так иногда случается, что веселый, активный и бодрый малыш двухлетнего возраста не говорит. У него нет проблем с неврологией, а также другими видами заболеваний, так или иначе влияющих на речевой аппарат, но, тем не менее, он молчит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Почему молчат дети?"

Консультация для родителей "Почему молчат дети?"

Так иногда случается, что веселый, активный и бодрый малыш двухлетнего возраста не говорит. У него нет проблем с неврологией, а также другими видами заболеваний, так или иначе влияющих на речевой аппарат, но, тем не менее, он молчит. Наиболее распространенные версии в данном случае это:
- он как наш папа, тот тоже молчал долго, а потом сразу заговорил целыми словами/предложениями;
- да не пугайтесь вы – мальчики ленивы по природе, а потому начинают говорить позже.

Собственно, такие варианты тоже могут иметь место быть. И родители в таком случае могут либо просто не придавать большого значения или же, наоборот, чрезмерно бить в колокола, что малыш «в таком возрасте до сих пор не декламирует стихи с выражением». Давайте попробуем разобраться, на что стоит обратить внимание и как помочь ребенку начать говорить.

Каждому звуку свое время 

Приблизительно к полугоду, когда малыш начинает гулить в ответ на ваше обращение к нему, издает звуки, играясь или реагируя на окружающий мир, можно говорить о подготовке к речи. Губки, небо, язычок начинают свою тренировку и готовятся произносить слоги, слова и так далее. Пока его гуление – это просто звуковые сигналы, но до первых слов осталось совсем немного. Пусть пока эмоции говорят больше, чем лепет, тем не менее, такой способ «общаться» свидетельствует о том, что развитие происходят в пределах возрастной нормы.

Совет: обращайте внимание, дорогие родители, на то, как кроха реагирует на звуки, вашу речь. То есть контролируйте его слух тоже. 

Ближе к году карапуз уже имеет пассивный словарный запас (то есть он понимает обращенную к нему речь, ее смысл), в активном словаре внятно произносимые слоги «ма-ма, ба-ба, па-па» и так далее. А к двум годам уже есть в запасе два десятка слов, произносимых достаточно внятно. И как раз в этом возрасте ребенка, что называется, прорывает на общение – он начинает говорить, сначала простыми предложениями, конечно.

Совет: во избежание задержки в формировании полноценного общения удалите из своего лексикона фразу «Сколько тебе можно повторять». Почему? Потому что повторять нужно столько раз, сколько потребуется, чтобы ребенок вас понял. Чтобы такие повторы не превратились в нудные поучения – обращайте все ваши обучающие разговоры в игру. Используйте для этого любимую игрушку ребенка.

Если есть сомнения 

В том случае, если все же у вас есть сомнения, почему же малыш молчит, тогда начните с проверки слуха. Согласитесь, что нарушение в работе слухового аппарата никак не способствует развитию речи, поскольку кроха не может нормально различать слова и звуки, а значит и повторить не может. После проверки слуха, при наличии проблем с речью, стоит поискать хорошего логопеда. На консультации специалист проверит, в каком состоянии у ребенка находится речевой мышечный аппарат.

Если будет необходимость, то логопед порекомендует вам комплекс упражнений, выполняя которые укрепятся мышцы щечек, языка, челюсти и гортани. Такое ослабление мышц может быть у малышей, которые недолго находились на грудном вскармливании или же не научились жевать твердую пищу.

После проверки выяснилось, что у ребенка с речевым аппаратом и его мышцами все в порядке? Тогда вам понадобится консультация у невролога. Стоит еще проанализировать, достаточно ли малышу общения с вами? Может быть, вы мало общаетесь, и кроха слышит недостаточно речи?

Психологические причины молчания 

Помимо того, что у ребенка могут быть проблемы с мышцами речевого аппарата, также его молчание может быть связано с психологическими моментами. Давайте более подробно остановимся на этом.

- Если вы будете намеренно коверкать обращенную речь к малышу по типу сюсюканья, то не ждите от него правильного произношения. Больше этим страдают бабушки, выражая тем самым свое умиление и безграничную любовь к малышу. Старайтесь избегать подобную манеру общения.

- Не ругайте ребенка, если он что-то произносит неправильно, а тем более не высмеивайте это. Не забывайте о том, что каждому возрасту присущи свои возможности, и перепрыгнуть через голову самого себя он не сможет. Испытывая стресс от такого давления, кроха найдет один-единственный способ защиты – молчать.

- Если мама по каким-то причинам испытывает стресс, она подавлена и расстроена все время, не проявляет интереса к общению со своим ребеночком, хмурая и расстроенная – теряется желание общаться. Малышу жизненно необходимо общение, объятия, контакт – без него развитие крохи будет замедленным.

- Семьи – билингвы. Когда в семье родители – носители разных языков, то не исключено, что ребенок начнет говорить позже. В частности, если оба родителя будут общаться то на одном, то на другом языке. В таком случае крохе сложно усваивать языки. Лучше будет, если каждый родитель будет говорить на своем языке, находясь рядом с ребенком. Существуют рекомендации по обучению второму языку в возрасте от 5 лет, а до этого лучше общаться с ним на одном языке. В таком случае он научится говорить на двух языках без акцента и грамотно.

- Ребенок находится в состоянии стресса из-за постоянных ссор родителей. От нахождения в постоянной негативной обстановке даже цветы вянут и погибают, а что уже говорить о малышах, которые нуждаются в любви и ласке, а вместо этого пребывают в обстановке ссор, ругани и постоянных разборок? Интуитивно такой ребенок будет стараться прятаться, чтобы его меньше слышали и видели. О каком развитии речи может быть речь?

- Если родители – гиперзаботливы и предупредительны. В желании помочь своему крохе молодые мамы и папы часто перегибают палку и стараются облегчить и предугадать любое действие малыша. В таком случае ребенок просто не испытывает потребность стараться что-то делать. Зачем? Мама с папой итак все сделают. Это касается и развития речи: для чего стараться учиться говорить, если родители все равно поймут?

- Отдельным пунктом можно выделить момент того, что мама может, совершенно из добрых побуждений, спровоцировать у ребенка обратную реакцию. Имеется ввиду желание объяснять все доступно, буквально каждое действие и событие сопровождать длинными сопроводительными комментариями, буквально не оставляя малышу ни малейшего шанса «вставить» свое слово.

- Общение с ребенком заменяется интерактивными игрушками и гаджетами. Да, дети очень быстро понимают, на какую кнопочку нажать и как включить мультфильм или игру. Но! Живого общения у него при этом нет. Ребенок молчит, активный словарный запас не пополняется.

Как помочь ребенку? 

Изначально стоит понять, что самый важный фактор для развития речи у крохи – это полноценное общение без коверканий и сюсюканий, а также массивного использования уменьшительно-ласкательных слов по типу: кошечка, собачечка, печенюшечки, чаечек и тому подобное. Украшайте свою речь эмоциями, вкладывайте всю свою любовь и душу в слова, проявляйте терпение – он только учится делать то, что вы уже столько лет делаете. Общайтесь, рассказывайте и комментируйте происходящее вокруг, но не забывайте обращаться к нему, чтобы он чувствовал себя полноценным участником беседы.

Игры, чтение, песни и общение – все это идет исключительно только на пользу развитию ребенка и формированию его словарного запаса, как активного, так пассивного. Не игнорируйте упражнения и игры для развития мелкой моторики – чем лучше она будет развита, тем легче будет происходить момент обучения речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рыбки молчат. ни о чём не говорят

конспект занятия во 2-ой мл.гр....

Методическая разработка в педагогической области музыка, " О чем молчат Пискаревские плиты"

О чем молчат пискаревские плиты?Молчат о былом, слезами залитомО городе, что оказался в блокадеО Ленинградцах, о Ленинграде!                    ...

Педагогический проект "О чем молчат памятники?"

Педагогический проект для воспитания нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста, составленный творческой группой МБДОУ "Детский сад № 69 "Мальвина"....

Презентация мини проекта: "О чем молчат деревья"

Краткосрочый экологический мини проект по ОО "ПР" в старшей группе : "О чем молчат деревья"...

Сценарий спортивного развлечения с родителями и детьми смешанной группы (дети3– 5 лет), «Мы – юные солдаты!»

Сценарий поможет в проведении праздника. воспитателям смешанных групп, музыкальным руководителям и тренерам физической культуры ДОУ.....

Сценарий спортивного досуга «В гости к Умке» (дети4-5 лет)

              Сценарий спортивного досуга «В гости к Умке» (дети4-5 лет)...