Конспект открытого фронтального логопедического занятия подготовительной группы (для родителей) Тема «Играем в сказку».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Аксёнова Наталья Ивановна.

Тема «Играем в сказку».

 

Цель:

 

    Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь.

 

Задачи:

 

   1.Закреплять навык правильного произношения звука Ш в словах и    фразах.

   2. Закреплять материал, изучаемый на логопедических занятиях:

      - характеристика и различение согласных и гласных звуков;

      - понятие «звук» и «буква»;

      - упражнять в звуковом анализе слова;

      - деление слов на части (слоги);

      - повторение правил: «правописание ШИ», «правописание слов с

        заглавной буквы».

   3. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, 

       артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

   4. Учить выразительно читать стихи, передавать образ героев сказки.

   5. Формировать умение сопереживать и оказывать помощь.

   6. Показать родителям приобретенные речевые навыки и умения

       детей за определенный период обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_dlya_roditeley.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида

№ 30 «Радуга»

Конспект

открытого фронтального логопедического занятия подготовительной группы

(для родителей)

Тема «Играем в сказку».

                                                                   Подготовила и провела

                                                                   учитель - логопед

                                                                  Аксёнова Наталья Ивановна.

г. Яхрома, 2014 год.


Тема «Играем в сказку».

Цель:

    Совершенствовать правильную, эмоционально насыщенную речь.

Задачи:

   1.Закреплять навык правильного произношения звука Ш в словах и

       фразах.

   2. Закреплять материал, изучаемый на логопедических занятиях:

      - характеристика и различение согласных и гласных звуков;

      - понятие «звук» и «буква»;

      - упражнять в звуковом анализе слова;

      - деление слов на части (слоги);

      - повторение правил: «правописание ШИ», «правописание слов с

        заглавной буквы».

   3. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление,

       артикуляционный аппарат, мелкую моторику.

   4. Учить выразительно читать стихи, передавать образ героев сказки.

   5. Формировать умение сопереживать и оказывать помощь.

   6. Показать родителям приобретенные речевые навыки и умения

       детей за определенный период обучения.

Оборудование:

       декорация с изображением Буратино, костюмы Буратино, Пьеро,    

       Арлекина, Мальвины, кота Базилио, лисы Алисы, «золотой»

       ключик, куклы бибабо, корзинка с орехами, мяч, сигналы –

       символы «Светофора», кубики – символы звуков,

       «медали» - буквы, зеркала.

Предварительная работа:

      Чтение сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключение

        Буратино»; обсуждение сказки; разучивание стихов, песен.

Организационный момент.

               

    В зале звучит музыка. Входят дети с логопедом. Дети садятся на стульчики.

Ведущая (логопед):

 - Здравствуйте уважаемые гости! Очень рады видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы с ребятами поиграем в сказку, а в какую, узнаете чуть позже…

- Дети, а вы любите сказки? (Ответы.)

- Какие сказки вы знаете? (Ответы.)

- А как начинаются сказки? (Ответы.)

- А наша сказка будет начинаться с загадки. Если вы её отгадаете, то сразу все поймут, в какую сказку мы с вами будем сегодня играть.

Ведущая загадывает загадку:

Это, что за мальчик -

Деревянный пальчик,

Деревянный башмачок,

Полосатый колпачок.

Длинным носом славится,

А девчонкам нравится!?

       

Дети:

- Буратино.

Ведущая:

- Правильно ребята. Значит, в какую сказку мы с вами сегодня будем играть?

Дети:

- Приключение Буратино.

Ведущая:

- Да. Только наша сказка будет немного другая. Мы назовём её: «Новые приключения Буратино».

Основная часть.

   Играет музыка. Появляется, вприпрыжку, Буратино.

Буратино:

Буратино знают все,

Вот он я, во всей красе!

В яркой курточке с манишкой,

С новой азбукой под мышкой.

Я принёс с собою ключик,

Золотой, как солнца лучик.

Этим ключиком сегодня

Дверь волшебную откроем!

   

   Играет музыка. Вбегают кот Базилио и  лиса Алиса. (Воспитатели логопедической группы  Куликова Л.В., Волкова С.Д..)

Кот, лиса:

- Ага! Попался! Сейчас мы тебе зададим!  Отдавай золотой ключик! Отнимают у Буратино ключик.

Ведущая:

- Кот, лиса, что вы делаете? Немедленно верните Буратино золотой ключик. Без него мы с ребятами не сможем открыть дверь в комнату, где нас ждут куклы. А мы хотим показывать детям сказки.

Кот:

- Да какую сказку могут показать Буратино и его друзья? Буратино толком даже говорить не умеет. Он даже шепелявит, я сам слышал! Пусть сначала научится правильно говорить, тогда посмотрим.

Ведущая:

- Буратино, неужели ты правда не выговариваешь звук «Ш» ?

Ну-ка скажи: «Шишка».

Буратино: 

- «Сыска»

Ведущая:

-  «Мишка»

Буратино:

-  «Миска»

Ведущая:

-Что же нам делать ребята? Как научить выговаривать Буратино звук «Ш»?

Мальвина:

- Я знаю. Надо показать ему, как делают гимнастику для язычка.

Раздает детям зеркала.

Мальвина проводит со всеми детьми артикуляционную гимнастику. Выполняются упражнения:

 «Расческа»

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

«Маляр»

Красить комнаты пора

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

 «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели,

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем подставляем.

Ведущая наблюдает за тем, как дети выполняют упражнения, хвалит их. По окончанию упражнений, Мальвина садится на своё место.

Артемон:

- А ещё надо делать дыхательную гимнастику. Для этого можно поиграть на духовых музыкальных инструментах.

Артемон раздаёт детям игрушечные свирели.

 Дети под музыку играют на свирели. Упражнение на развитие плавного выдоха.

Арлекин:

-А я покажу, как надо делать зарядку для пальчиков.

Дети вместе с Арлекином выполняют упражнение для развития мелкой моторики «Приготовление капусты»:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту режим, режим,

Мы морковку трем, трем,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем.

Пьеро:

- Ещё нужно научить Буратино делать массаж ладошек и пальчиков. Раздает детям грецкие орехи.

- Буратино и вы друзья, ну-ка делайте, как я.

 (Читает стихотворение В.Степанова.)

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква ША.

Шустро мышь под печку шасть!

Как бы в лапы не попасть.

Дети  вместе с Пьеро катают орехи между ладоней, перекатывают по тыльной стороне каждой ладони, удерживают поочередно между пальцами.

Ведущая:

- Молодец, Пьеро!

 Собирает орехи.

Ведущая:

- Ребята давайте покажем Буратино, как правильно надо произносить звук «Ш»:

Открыли ротик, высунули широкий язычок, подняли широкий язычок чашечкой вверх, сделали ротик колесом, пустили теплый ветерок и зашипели: « Ш…….».

-Чтобы хорошо запомнить, как произносить звук Ш, послушайте чистоговорку:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – лоп!  Ш-ш-ш-ш…

-  А теперь вы, ребята повторите эту чистоговорку громко, весело и быстро.

Дети повторяют.

Ведущая:

- А вы Алиса и Базилио попробуйте произнести её тихо, медленно и грустно.

 Кот и лиса повторяют чистоговорку.

Ведущая:

- Мне кажется, что Буратино уже научился выговаривать звук Ш.

Лиса:

- Сейчас я его проверю.

Загадывает Буратино загадку:

- «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песни поёт.»

Ведущая:

- Буратино, скажи правильно.

Буратино:

- Кошка.

Лиса:

- «Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.»

Буратино:

- Мышка.

Ведущая:

- Молодец Буратино, правильно произнёс  звук Ш.

Кот:

- А я хочу проверить всех ребят. Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко».

Кот с детьми играет в дидактическую игру «Доскажи словечко»:

Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле.

А на лбах  у ребятишек

Никому не нужно…. (шишек).

Хлоп – и конфета стреляет, как пушка.

Каждому ясно, что это… (хлопушка).

Встает на заре, живёт во дворе,

На голове гребешок, голосистый… (петушок).

 

Кот:

- Молодцы, хорошо произносите звук Ш!  А вы можете   отличить звук Ш от других звуков?

Ответ детей.

Лиса:

- Дети, давайте поиграем с вами в игру «Светофор». Я буду называть слова, а вы, если услышите звук Ш в слове – должны «дать дорогу», подняв символ с зеленым сигналом.  В тех словах, в которых нет звука Ш – поднимаете символ с красным сигналом.

Логопед раздаёт детям символы «сигнала светофора».

Дети играют с лисой в дидактическую игру «Светофор».

Ведущая:

- Ребята, давайте поиграем в игру «Услышал звук – назови слово».  Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны определить последний звук в этом слове и  вернуть мне мяч, назвав на этот звук своё слово.

Дети с ведущей играют в дидактическую игру «Услышал звук – назови слово». Волк и лиса наблюдают.

(Предполагаемые слова: душ, насос, камыш, пылесос, финиш, колос, мышь, нос, малыш, космос…)

Кот:

- Ребята, а  вы  можете нам рассказать какой это звук Ш?

Дети дают характеристику звуку Ш.(Согласный, шипящий, всегда звучит твердо.)

Ведущая:

- Наши дети уже много чего знают и умеют.

Лиса:

- Ой, как интересно! Расскажите нам, что вы ещё знаете.

Ведущая задает детям вопросы, дети отвечают на них:

- Какие звуки бывают?   (Гласные и согласные).

- Какие звуки называем гласными? (Нет преграды, можно тянуть – звук не меняется).

- Какие звуки называем согласными? (Есть преграда, тянуть нельзя.)

- Какие согласные звуки бывают? (Твердые, мягкие, звонкие, глухие, шипящие, свистящие.)

Ведущая:

- Кот, лиса, хотите посоревноваться с ребятами? Давайте поиграем в игру «Кто больше?».

Проводится дидактическая игра «Кто больше?»

 Дети, лиса, кот называют слова со звуком Ш и   определяют место звука Ш в слове. За правильный ответ  ведущая раздаёт фишки. В конце игры подсчитывается количество фишек  у каждого, определяются победители – кот с лисой или дети.

Лиса:

Ну ладно, со звуками нам всё понятно. А  буквы ваши дети знают?

Ведущая:

- Ребята, что мы называем буквой?

 

Ответы детей

 - Буква – это изображение звука. Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.

Ведущая:

- Наши дети знают стихи про буквы. Сейчас они вам их прочитают.

Ведущая надевает на детей «медали» с изображением букв

Дети читают стихи, каждый про свою букву, изображая её:

А.

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко,

 Ноги ставит широко.

О.

Посмотри на колесо –

А увидишь букву О.

И.

На калитку посмотри,

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

У.

У – сучок. В любом лесу,

Ты увидишь букву У.

С.

Полумесяц в небе темном

Буквой ЭС повис над домом.

Т.

Буква Т стоит на крыше,

Телевизор в доме том.

Т в антенну превратилась

И на крыше очутилась.

П.

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

Ж.

Эта буква широка

И похожа на жука,

И при этом, точно жук,

Издаёт жужжащий звук: жжжжжжж.

З.

На эту букву посмотри –

Она совсем, как цифра три.

Л.

Люди видите слона?

Хобот есть, нога видна.

М.

Взявшись за руки, мы встали

И на ЭМ похожи стали.

Н.

Там я букву Н найду,

Где гамак висит в саду.

Х.

Ха– на ножницы похожа,

Но в работе, а не лёжа.

Ц.

Буква Ц – внизу крючок,

Точно с краником бачок.

Ш.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

Ф.

Филин в книжку залетев,

Превратился в букву эФ.

Ведущая:

- Наши ребята даже знают песенку про алфавит.

Дети исполняют песню «Алфавит».

Кот:

- Ребята, может вы умеете и слова на слоги делить?

Ответ детей.

Лиса играет с детьми в дидактическую игру «Раздели слово». Лиса называет слова, дети хлопками делят слова на слоги.

Ведущая:

- Наши дети умеют не только правильно слышать и произносить звуки в словах, но и умеют читать слова и составлять звуковую схему слов.

Дети составляют звуковую схему слов:  душ, шуба, кошка.

Кот:

- Ребята, а правила какие-нибудь вы знаете?

Ответ детей.

Ведущая:

- Как мы пишем ШИ?

Ответ детей: «С буквой И».

Ведущая:

- В каких случаях пишут слова с большой буквы?

Ответ детей: «С большой буквы пишут фамилия, имена, отчества людей; клички  животных;  названия стран, городов, улиц, рек, морей, озер; в начале предложения.

Ведущая:

А ещё, наши дети могут сами составлять предложения и, сосчитать сколько слов в данном предложении.

 

Ведущая показывает детям сюжетные картинки.  Дети составляют предложения, подсчитывая при этом, сколько слов в составленном предложении.

.Кот, лиса:

- Ребята! Какие вы молодцы! Научили Буратино правильно произносить звук Ш, нас многому  научили! Так и быть мы возвращаем вам золотой ключик.

Буратино с детьми открывают ключиком дверь в комнату, где находятся куклы.

Дети надевают куклы бибабо на пальчики, выходят в зал и,  демонстрируя куклы, – исполняют песню:

Мы весёлые ребята

Любим звуки изучать,

Чтобы в школе на уроках

Нам пятёрки получать.

Много мы уже умеем,

Не успели всё сказать,

В нашем кукольном театре

Речь мы будем развивать.

Итог.

Ведущая.

- На этом наше  занятие заканчивается. Сегодня в нашей сказке, как и во всех других, добро победило зло.

До свидания, уважаемые гости. Мы рады будем видеть вас в нашем кукольном театре.

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".

Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’]  изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...

Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Наши органы чувств - глаза"

Занятие помогает узнать строение  и функции органа зрения - глаза....

Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Звуки Б - Бь" " "

Фронтальное логопедическое занятие на тему; "Звуки Б - Бь" для детей старшей логопедической группы с ФФН, составлен с использованием авторских мнемодорожек и мнемотаблиц....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи на тему: «Игрушки» Учителя - логопеда: Гузь Галины Николаевны

Коррекционно – образовательные цели:Активизация словаря по теме «Игрушки». Закрепить и обобщить знания ребенка об игрушках, частях из которых они сделаны, их значении в жизни детей.К...

Конспект фронтального логопедического занятия в группе детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Тема:«Профессии. Ткач»

Основные образовательные потребности детей с ОНР – это развитие всех компонентов устной речи с параллельным решением мыслительных задач, т.е. развитием полноценного мышления и всех психических п...

конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ТНР по теме "Путешествие по сказкам"

Цель: формирование интереса и потребности в восприятии книг.Задачи:- совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям,- пополнить лексический словарь по теме «Сказки»,- совершенство...