Особенности речевого развития детей
материал по развитию речи на тему

Мишулина  Лариса Владимировна

Этапы речевого развития ребенка не имеют четких границ. Специалисты более склонны оценивать динамику речевого развития, то есть – постепенное улучшение произношения, накопление словарного запаса, умение строить простые и сложные предложения, выражать эмоции, высказывать мысль. Однако каждому педагогу необходимо помнить о периодах речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechevogo_razvitiya.rar6.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Общая периодизация речевого развития ребенка

Развитие речи у детей происходит по двум разным сценариям: поступательная активизация словаря и скачкообразная. Если ребенок постоянно радует родителей новыми звуками и словами, то говорят о плавном течении речи. Если малыш склонен накапливать новые слова, а после удивлять родителей рывками развитие речи ребенка до года и после логопеды называют скачками. И то и другое норма.

Подражание взрослым – это главный способ покорения новых речевых вершин. Роль семьи в развитии речи ребенка огромна, более того, она определяющая! Детишки всех возрастов берут пример с родителей и употребляют как раз те слова, которые слышат чаще всего.

Вот как выглядят этапы развития речи у детей до 3 лет с точки зрения полноты словарного запаса:

1 год – 10-12 слов

2 года – 200-300 (50-400 –индивидуально)

3 года – 1200-1500

Этапы речевого развития ребенка не имеют четких границ. Нельзя сказать, что в 1 год малыш должен говорить 10 слов, а в 3 года – 50. Специалисты более склонны оценивать динамику речевого развития, то есть – постепенное улучшение произношения, накопление словарного запаса, умение строить простые и сложные предложения, выражать эмоции, высказывать мысль.

Развитие речи детей 2-3 лет

Развитие речи ребенка в 2 года зависит от того, насколько сформирован фонематический слух малыша. Термин "фонематический слух" происходит от слова "фонема" (звук) и обозначает способность человека слышать и отличать отдельные звуки речи правильно (например, мИшка и мЫшка). Воспитатели должны постоянно развивать фонематический слух дошкольника , ведь умение слушать и слышать – это основа хорошего произношения слов и даже грамотного письма.

Развитие речи у детей 2-3 лет выражается в умении повторять ритм слова, ударение, интонации. Интересно, что мальчики менее восприимчивы к эмоциональной окраске речи, тогда как малышки могут расплакаться, если в интонации мамы или папы появился хотя бы маленький намек на недовольство.

К трем годам ребенок замечает ошибки в произношении других детей, замечает и поправляет. Помните забавный рассказ о мальчиках, которые не умели выговаривать слово "шишка"? Причем, карапуз вовсе не комплексует, если у него самого "хромает" часть звуков.

Развитие речи детей 3-4 лет

Не смотря на то, что трехлетка активно совершенствует свою речь, он допускает множество типичных ошибок:

перестановка слогов и звуков;

смягчение звуков;

пропуск звуков;

замена подобных звуков.

Развитие речи у детей 3-4 лет таково, что при попытке выговорить новый звук, малыш может произнести уже освоенный звук неправильно.

Развитие речи у ребенка 3 лет характерно тем, что родной язык почти усвоен (на 90%). Ребенок прибавляет в свой словарик до 100 слов за месяц! К 4 годам маленький оратор может вполне правильно употреблять около 1500 слов.

Речевое развитие детей 3-4 лет отличается простотой предложений и предпочтением настоящего времени глаголов.

Развитие речи детей 4-5 лет

К 5 годам активный словарь малыша достигает около 2000 слов.

Развитие речи у детей 4-5 лет выражается в забавных играх со звуками, ударениями и рифмами. Переделывая слово на все лады, малыш удивляется новому звучанию давно знакомого слова, рифмует окончания, сочиняет свой язык.

Предложения усложняются. Теперь дошкольник свободно и правильно употребляет будущее и прошедшее времена глаголов, предлоги, сложные предложения, задает вопросы-предвидения (Что будет, если…?). Речевое развитие детей 4-5 лет позволяет малышам познавать мир с точки зрения "Почему?"  - прекрасный возраст "почемучки", радующего родителей бесконечными вопросами, которые он придумывает прямо на ходу.

Развитие речи у детей 5-6 лет

Пятилетка – почти ас в произношении звуков. Приближается школа, поэтому для 5-6 леток развитие речи - это работа над правильными звуками.

Словарный запас ребенка 6 лет – 4000 - 4500 слов, а пассивный – еще больше. Дошкольник старшего возраста употребляет антонимы, синонимы, определения. Он может объяснить пословицу, сочинить рассказ и описать картинку.

Причины речевых нарушений

Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

органические приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

Что помогает развить речь и что следует развивать представлено на слайдах. Это в первую очередь мелкую моторику, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие и собственно речь ребенка. Специалисты разделяют речь на 2 вида: диалогическая и монологическая.

Развитие диалогической речи дошкольников

Диалогическая речь – это не что иное, как общение двух и больше людей. С диалога (общения) начинается речь ребенка. Гуление в ответ на ласковое слово матери – это и есть первый в жизни крохи диалог.

Речь ребенка приобретает определенную форму диалога к старшему дошкольному возрасту. Дети с удовольствием общаются, придумывают сложные диалоги. Этапы развития речи ребенка младшего и среднего дошкольного возраста специалисты рассматривают как подготовительные к диалогической речи.

Основной метод развития диалогической речи – беседа. Беседа должна быть полезной и познавательной. О чем можно беседовать с дошкольником? Детям будет интересно обсудить прочитанную книгу и иллюстрацию,  мультипликационный или художественный фильм. Вопросы, связанные с жизненным опытом и знаниями детей, также очень популярны: животные, времена года,  поучительные истории, быт, праздники, планы на выходные…

Интересный и увлекательный метод развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста – театр. Театр может быть теневым, кукольным, пальчиковым, костюмированным. Подавая реплики друг другу, дети будут вести веселый диалог.

Играйте с детьми в больницу, детский сад, дочки-матери, водителя пассажирского автобуса. В ролевой игре у каждого участника свое место, и это позволят  дошкольникам побывать в разных житейских ситуациях и поставить себя на место действующего героя.

Развитие монологической речи у детей дошкольного возраста

Монологическая речь по своей структуре более сложна. Монолог – это рассказ от первого лица, в котором есть логическая связь, выразительность, главная мысль. Обучение монологической речи возможно с помощью таких заданий:

описание (явлений, предметов, характера, ситуаций);

повествование (динамичный рассказ о каком-либо событии);

рассуждение (логичное доказательство, ответ на вопросы типа: "Почему? Зачем? В чем смысл?").

пересказ (изложение услышанного – сказки, рассказа, мультфильма). Очень удобно начинать обучение пересказу с помощью иллюстраций и наводящих вопросов.

Познавательно-речевое развитие детей

Развитие речи дошкольника с помощью игр, научных экспериментов, опытов – это прекрасный способ активизировать речь и пополнить словарный запас. Ребенок узнает что-то новое, до сих пор неведомое и увлекательное.

Дошкольник, который умеет ставить цель, задавать вопросы, искать ответы войдет в школьный мир гармонично и легко. С помощью простых и доступных предметов можно организовать познавательно - речевое развитие детей. Стоит немного подумать, и Вы изобретете сотни интересных опытов, которые порадуют и удивят малыша дошкольного возраста.

Обучать детей грамотной речи и четкому произношению – задача нелегкая, но необходимая. Ведь от того, насколько коммуникативным будет человек в будущем, зависит и его положение в обществе, и профессиональный уровень, и даже круг его общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...