Методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Морина Ольга Николаевна

Методическая разработка по Петербурговедению с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morina_olga_nikolaevna.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Морина Ольга Николаевна

                                                                                    воспитатель

                                                                            г. Санкт-Петербург

Методическая разработка по Петербурговедению для старшего дошкольного возраста.

                           Тема: «Прогулка по Летнему саду»

Аннотация:  В Данной  методической   разработке  представлено интегрированное  занятие с подробным анализом и  с учётом задач « Программы от рождения до школы» для детей старшего дошкольного возраста. Разработка будет полезна педагогам-практикам и педагогам дополнительного образования. В данном конспекте занятия отражена практическая работа, в процессе которой дети  учатся находить пути решения проблемы, обосновывать их, решать интеллектуальные задачи. Работа детей на предлагаемом занятии развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, развивает наблюдательность, а также творческие способности.

Ключевые слова: Город, Санкт-Петербург, Пётр 1,  Летний сад, дворец.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие».

«Социально-коммуникативное развитие».

 «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: формировать элементарные представления

Образовательные задачи:

1.Закреплять знания детей об истории родного города, его достопримечательностях.

2.Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за то, что они живут в таком прекрасном городе.

3.Продолжать учить разгадывать ребусы.

Развивающие задачи:

Развитие речи:

1.Обогащать активный словарь детей за счёт слов: город, Санкт-Петербург, сад, река, а также ввести в пассивный словарь детей слова: статуя, символ, дворец, архитектор, сундук, свиток.

2.Совершенствовать навыки связной речи детей: умения грамматически правильно и логично строить высказывания, полно и точно отвечать на вопросы.

3.Упражнять в фонематическом  разборе слова.

4.Закреплять произношение звуков.

Творчество:

- продолжать формировать навыки коллективной работы;

- продолжать учить детей технике выполнения отдельных элементов коллажа;

- развивать самостоятельность и активность.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к истории города;

- воспитывать уважение к создателю нашего города;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- продолжать  воспитывать умение работать в коллективе;

Методы и приёмы: Используются разнообразные методы  приёмы на включение детей в деятельность и поддержание эмоционального настроя:

- постановка проблемы (что делать?),  интрига (хотите?);

- активизация мыслительных процессов и освоение содержания ( загадки, вопросы);

- на организацию речи ( дидактическая игра, ребус);

- на включение детей в творческую деятельность(создание коллажа);

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением Санкт-Петербурга;

- индивидуальные разговоры с детьми о городе;

- чтение художественной литературы «Прогулка по городу»;

- разучивание стихов о Петербурге;

- рисование по теме  « Моё любимое место в городе», «Моя улица», « Мой дом»;

- экскурсия: посещение выставки "Петровская акватория".

Индивидуальная работа:

Работа с родителями:

Рекомендации по:

- проведению пешеходных экскурсий по местам, указанным педагогом ( по определённому плану);  

- рассматриванию открыток с видами Санкт-Петербурга.

 Материалы и оборудование:

- письмо в конверте;

- фотографии или картинки Летнего сада;

- ЭОР;

- сундук с заданием (ребус и лабиринт);

- дидактическая игра «Листопад»;

- вырезанные из бумаги листья разных пород деревьев с написанными на них словами с одной недостающей буквой;  

- карточки с заданием;

- творческая мастерская;

- набор картинок для коллажа;

- лист бумаги А-3;

- клей;

- природный материал;

- цветные карандаши, фломастеры.

Планируемые результаты:

Виды детской деятельности:

Ход занятия

1.Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию

Педагог: Сегодня к  нам в детский сад пришло письмо из города Москва. Написали его дети подготовительной группы. Хотите узнать, что они пишут?

Ответы детей: (Да.)

Педагог: Тогда слушайте внимательно.

Открываем письмо , читаем.

"Дорогие ребята из  Санкт – Петербурга, мы - жители Москвы! Вы, конечно же слышали о нашем городе, мы хотим немного рассказать о нём.

Москва – это столица, у нас есть много интересных мест,  это Кремль, а рядом  Александровский сад в котором любят гулять Москвичи и гости нашего города. Мы очень любим наш город!

Скажите, а у вас есть такое место, где вы любите гулять и где гуляют гости города. Мы будем рады, если вы нам напишите!

Педагог. Ребята мы напишем с вами ответ детям из Москвы?

Ответы детей: (Да.)

2.Обсуждение проблемы. Принятие задачи

Вопросы  детям

Педагог: Давайте вспомним, как называется наш город?  

Ответы детей: ( Санкт-Петербург)

Педагог: В честь кого он назван?

Ответы детей: ( В честь святого Петра)

Педагог: Кто основал наш город ?

Ответы детей: ( Пётр 1)

Педагог: Как называют жителей нашего города?

Ответы детей: ( Петербуржцы)

Педагог: Отгадайте загадку:

Широкая многоводная река, на берегах которой вырос прекрасный город.  На её берегах замерли сфинксы и львы, а в волнах отражается Дворцовый, Литейный и другие мосты.

Назовите эту реку.

Ответы детей: (Нева.)

Педагог: А теперь, садитесь поудобнее и давайте посмотрим фотографии нашего города. Давайте вспомним , какие достопримечательности есть в нашем городе?

Просмотр презентации (Презентация в виде слайдов).

Слайд № 1 « Медный всадник»

Слайд № 2 «Исаакиевский собор»

Слайд № 3 « Зимний дворец»

Слайд № 4 « Петропавловская крепость»

Слайд № 5 « Адмиралтейство»

Слайд № 6 « Домик Петра 1»

Слайд № 7 « Летний сад»

Дети: Читают стихи о достопримечательностях города.

Слайд № 1. Останавливаемся на картинке с изображением Летнего сада.

Педагог: Ребята, давайте  вспомним  стихотворение о Летнем саде.

Ответы детей: Ребёнок рассказывает стихотворение:

Летний сад порыжел немножко,

Хоть возьми и перекрась.

Это осень - рыжая кошка

Тёмной ночью в него пробралась.

Где ходила на мягких лапках,

Там и след оставляла свой:

Крона дуба в жёлтых заплатках,

Клён горит огневою листвой.

На газоне - смотрите сами

Не трава, а рыжая шерсть

Это кошка лазать устала

И в траву решила присесть.

Педагог: Вы такие молодцы, мне даже захотелось прогуляться с вами в Летнем саду и поиграть.

Педагог: Хотите поиграть?  

Ответы детей: ( Да.)

Игра:

Дети  идут по кругу  проговаривая слова:

В Летний сад мы сегодня пойдём,

Вдоль Лебяжьей канавки пройдём.

Мы в ворота с тобою войдём,

Все аллеи с тобою обойдём,

И листочки давай соберём.  

Дети собирают заранее рассыпанные листочки и переворачивают их и вместе с педагогом проводят фонематический разбор слова.

Дидактическая игра « Угадай слово»? предлагаемые слова:  с . д (сад), Н . ва ( Нева), д . б( дуб) л . ст (лист), рек. ( река), П.тр (Пётр),дворе. ( дворец) и т.д.

Педагог: Давайте впишем в наши листочки пропущенные буквы.

Дети подходят к столам, берут карандаши и  вписывают пропущенную букву. Затем  вслух  читают слово. (Можно спросить от какого дерева листочек.)

Ответы детей:

Педагог: Замечательно. Кому попался листочек со словом «дворец»?

Ответы детей: ( Ребёнок показывает листочек со словом дворец)

Педагог: Какой дворец есть в Летнем саду?  

Ответы детей: (Летний)

Педагог: Для кого он был построен?  

Ответы детей: (Для Петра 1)

Педагог: Как вы думаете, там сохранились какие-нибудь вещи Петра 1?

Ответы детей:  Да, дети перечисляют (стол, стул, кровать,  картины и т.д.).

Педагог: А вы знаете, что Пётр 1 очень любил учиться, узнавать много нового, решать задачки, отгадывать ребусы, головоломки.  И до сих пор во дворце остался его сундучок, в котором хранится свиток с любимым ребусом Петра 1. Как вы думаете, сколько лет этому сундучку?

Ответы детей: (300 лет, 312 звучат ответы детей)

Педагог: Давайте и мы с вами попробуем решить ребус, который сохранился со времён Петра 1. Разгадав этот ребус, мы  узнаем, какой архитектор построил Летний дворец Петра 1. Готовы?

Ответы детей: (Да)

Педагог раздаёт детям карточки с примерами и просит ответы на задания  записать в пустую графу.

Задание № 1.

Реши примеры, подставь ответы в соответствующие клеточки и ты узнаешь, по проекту какого архитектора был построен Летний дворец.

Е

2 + 1

3

И

3 + 2

5

Т

2 - 1

1

З

2 + 2

4

Н

3 + 3

6

Р

4 - 2

2

И

6 + 1

7

1

2

3

4

5

6

7

Т

Р

Е

З

И

Н

И

Дети решают примеры и читают слово.

Дети: (Архитектор Летнего дворца - Трезини).

Педагог: Молодцы! Вот сколько мы сегодня с вами узнали, повторили достопримечательности нашего  города, и теперь мы сможем написать детям из Москвы ответ, как мы можем это сделать?

Ответы детей: (Написать письмо, нарисовать рисунок…)

Педагог: Давайте напишем коллективное письмо, но необычное, мы сделаем коллаж Летнего сада,  где каждый из вас примет в этом участие. Готовы?

 Ответы детей: (Да.)

Педагог предлагает детям перейти в творческую мастерскую и сделать коллективный  коллаж на тему Летнего сада. В творческой мастерской стоит доска !!!с фотографиями Летнего сада и круглый стол, где заранее приготовлен материал: Лист формата А3, вырезанные картинки с изображение Летнего сада ( Карпиев пруд, лебеди, статуи, Летний дворец, природный материал ( осенние листья, жёлуди, веточки), цветные карандаши, фломастеры.

Педагог совместно с детьми обсуждает  расположение  картинок  на листе и предлагает дорисовать коллаж  элементами по желанию детей. Например: Петра 1 или как дети прогуливаются по Летнему саду и т.д.

В завершении  дети украшают коллаж природным материалом.

Педагог: Какая красивая работа у вас получилась! Какие вы молодцы! Сколько мы сегодня сделали с вами, вспомнили,  какие замечательные места есть в нашем городе! Как вы думаете, захотят дети из Москвы приехать к нам в гости?

Ответы детей: (Да)

Педагог:  Я хочу  подарить вам открытки с видом на наш город, чтобы вы посмотрели дома и показали родителям.

Педагог дарит открытки с видами Санкт – Петербурга, которые они  обсуждают на следующем занятии.

Список литературы

1. Воскобойников В. Санкт-Петербург» иллюстрированная история для детей С - Пб 2003.

2. Гурьева Н.А. Детям о Санкт- Петербурге. Первое знакомство. – Спб.: « Паритет», 2010, -112с. : ил.

3. Дмитриев В. К. Моя первая книга о городе: Экскурсия для самых маленьких.- Спб.: Корона принт, 2012,- 80 с. : ил.

4. Ефимовский Е. Петербург в загадках. Летний Сад. Художники В. Травин, Л. Яхнин и др. СПб Тритон 2010г.

 5. Толкачёва Т. Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт- Петербурга. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.-304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...