НОД "Я и моя семья"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Панова Лидия Петровна

НОД "Я и моя семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ya_i_moya_semya.docx52.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида  «Рябинка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Я и моя семья»

C:\Users\Пользователь\Desktop\новый  проект право\правовое воспитание\картинки о правовом воспитании\article3062.jpg

Подготовительная группа

Автор:

Панова Лидия Петровна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ детский сад «Рябинка»

г. Дорогобуж, 2014 г

Приоритетная образовательная область:  «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательные.

  • Формировать первоначальные  правовые  знания у дошкольников.

Развивающие.

  • Развивать умение слушать и понимать услышанное.

Воспитательные. 

  • Воспитывать в  детях доброту, внимание к окружающим,  чувство самоуважение и уважения к членам семьи.

Задачи ОО в интеграции:

 «Речевое развитие»

  • Активизировать словарь за счёт новых слов: полное имя, отчество, свидетельство о рождении, семья,  внук, внучка, родственники, конвенция, право.
  • Поддерживать беседу, вести рассказ, инициативно высказываться.
  • Развивать речевую  активность детей. 

 «Познавательное развитие»

  • В доступной форме познакомить детей с «Конвенцией о правах ребёнка»; дать понятие о том, что каждый ребёнок имеет право на имя, отчество, на проживание   семье, на гражданство.
  • Закрепить понятия «семья», «отношения в семье».

 «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

 «Физическое развитие»

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Предпосылки учебной деятельности:

Воспитание познавательных интересов и потребностей.

Оборудование для педагога: Аудиозапись плача ребёнка,  «Конвенция о правах ребёнка», доска, интерактивная доска, презентация «Конвенция о правах ребёнка в картинках».

Оборудование для детей: 2 коляски с куклами – младенцами (к рукам кукол  прикреплены манжетки с указанием «даты рождения»), символы («Право на имя», «Право на гражданство», «Право на проживание в семье»); изображение герба России, мяч, фотографии воспитателя, рисунки детей «Моя семья.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Звучит аудиозапись плача ребёнка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это плачет?

(Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель:

Да, ребята, с таким плачем  рождаются все дети.  

(показывает коляски с куклами). Посмотрите, эти новорождённые отличаются чем-нибудь  друг от друга?

(Предполагаемые ответы детей). 

Воспитатель: А это, что у них?

 (Обращает внимание на манжетки на ручках).

(Предполагаемые ответы детей). 

Воспитатель:

Новорождённых детей очень трудно отличить друг от друга, имён у них ещё нет, есть только манжетки (бирки) с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки – на них было написано когда вы родились. Вы знаете, когда вы родились?

(Предполагаемые ответы детей). 

Воспитатель:

А вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей манжетке?

(Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель:

Как вы думаете, зачем люди придумали имена?

(Предполагаемые ответы детей). 

Воспитатель:

У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому-то, мы называем его по имени. Услышав имя, человек понимает, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нём. Прочитав имя, мы найдём вашу работу по рисованию или лепке.

Каждый ребенок с момента рождения имеет право на собственное имя.

(Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на имя).

Воспитатель:

Давайте и мы придумываем имена нашим  младенцам.

(Дети придумывают имена куклам).

Воспитатель:

Вот видите, наши малыши успокоились и спят. Пусть они отдыхают.

II.Основная часть

Воспитатель:

Когда ребёнок рождается, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды и пожелания.  О хорошем человеке говорят: «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от  плохого, то советуют: «Не губи своё имя».

Как тебя зовут? С этого вопроса начинается знакомство с каждым из вас.

Давайте и мы с вами познакомимся. А поможет нам в этом наш весёлый мяч. Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках мяч, называет своё имя и фамилию и передаёт мяч следующему.

Игра с мячом  « «Давайте знакомиться».

(Дети, передавая мяч друг другу по кругу,  называют своё имя).

Воспитатель  демонстрирует свои детские фотографии.

Игра «Как растёт имя?»

Воспитатель  рассказывает:

- Имя сопровождает вас всю жизнь. Вы растёте, и вместе с вами растёт ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Лидочка. Девочка подросла, пошла в школу, и стали её звать – Лида. Сейчас она уже взрослая, работает воспитателем. Вы догадались, о ком я говорю?

(Предполагаемые ответы детей). 

 Конечно же, о себе. Моя мама  по-прежнему зовёт меня ласково. Как?

(Предполагаемые ответы детей). 

Лидочка. А в детском саду я для всех Лидия Петровна.

 Вы растёте, и имена ваши тоже растут вместе с вами.

Воспитатель:

Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное - Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное Настя.

Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное - дома, с родными, близкими и друзьями.

Образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Сергей. Анна. Тимофей.

(Ответы детей).

Воспитатель:

Когда рождается человек ему дают имя и он получает документ, который называется «Свидетельство о рождении».  В  этом документе указано его имя.

(Воспитатель и дети рассматривают детские « Свидетельства о рождении»: графы, печать, герб).

Воспитатель:

Посмотрите: на документе изображён герб нашей страны  - России, значит, это документ принадлежит гражданину России. Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы – граждане России.

Ребёнок имеет право на гражданство.

(Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на гражданство»). 

Воспитатель:

- В «Свидетельстве о рождении»  записано ваше полное имя и отчество, которое даётся вам по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша - Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович

Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество

 ( Ответы детей).

Воспитатель:

А ещё в вашем «Свидетельстве о рождении»  записаны ваши  родители. Ребята, как вы думаете, это хорошо или плохо  - иметь родителей и для чего вам родители?

(Предполагаемые ответы детей). 

Воспитатель:

Дети имеют право на то, чтобы жить в семье. Скажите, пожалуйста, что такое семья, для чего она нужна?

(Предполагаемые ответы детей).

Могут ли быть членами семьи чужие люди?

(Предполагаемые ответы детей).

Кто входит в состав вашей семьи?

У мамы есть мама.  Кем она является для вас?

А мамин папа?

У папы есть мама. Кем она является для вас?

А папин папа?

Игра «Назови членов своей семьи»

 (В моей семье три (четыре, пять…) человека: мама, папа, я (сестра, брат, бабушка, дедушка).

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Воспитатель:

Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Семья - самое дорогое, что есть у человека.

Какой должна быть семья?

(Предполагаемые ответы детей).

Игра «Подбери слова-действия»

- Что может делать мама?

- Что может делать папа?

- Что может делать дочь?

- Что может делать сын?

- Что может делать бабушка?

- Что может делать дедушка»?

Игра «Кто какой?»

- Мама,  какая?

- Папа,  какой?

- Сын,  какой?

- Бабушка,  какая?

- Дедушка,  какой?

Воспитатель:

- Ребята расскажите о своей семье.

Составление рассказа.

( Каждые ребёнок составляет рассказ  о своей семье по выполненному дома рисунку).

(Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель:

Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьей, любить и уважать родителей и других членов семьи.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру "Назови ласково". Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова  ( бабушка - , дедушка - , сын -, мама  - , дочь  - ,  брат -,  сестра -).

Воспитатель:

Запомните ребята, вы имеете право жить в семье.

(Воспитатель повторяет эту фразу вместе с детьми несколько раз и выставляет на доску символ «Право на проживание в семье»).

III. Заключительный этап.

Воспитатель:

Сегодня на занятии мы говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

(Дети перечисляют права, о которых они узнали на занятии, с опорой на символы).

Воспитатель:

Все ваши права записаны вот в этой книге (показывает). Называется она «Конвенция о правах ребёнка».

О других права мы с вами поговорим на следующих занятиях.

Воспитатель: А сейчас посмотрите «Конвенцию о правах ребёнка» в картинках.

Презентация «Конвенция о правах ребёнка» в картинках.

        После просмотра презентации дети рассматривают иллюстрации с правами ребенка и рисуют рисунки  о своих правах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе с НОДА "Подготовка к полету"

Данный материал адресован инструкторам по физической культуре в дошкольном учреждении; предлагается конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы  с нарушениями опорно-дв...

Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)

Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.Закреплять знание малых ф...

"Коррекционно-развивающая среда для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата" (консультация для педагогов коррекционных групп для детей с НОДА)

Состояние здоровья детей, по данным массовых медицинских обследований, ухудшается. Ведущее рейтинговое место в структуре патологической распространенности у детей занимают нарушение осанки (сутуловато...

КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР

Совместная статья музыкального руководителя и  логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых  мы можем корректировать нарушения в реч...

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства как одно из средств развития сенсомоторной сферы детей с НОДА (ДЦП). Пластилинография как средство коррекции у детей с НОДА (ДЦП).

статья посвящена особенностям обучения лепке  с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства детей с НОДА и ДЦП. Пластилинография  как средство коррекции у...

Рекомендации родителям младших дошкольников с НОДа по проведению игр и игровых упражнений по теме "Моя семья" в домашних условиях

Рекомендации родителям (законным представителям) дошкольников с НОДа по проведению игр и игровых упражнений по теме "Моя семья" в домашних условиях...

Модель тьюторского сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с НОДА

Контроль отражения деятельности тьютора в работе с детьми с ОВЗ и семьями представлен в таком инструменте, как чек-лист...