Конспект интегрированной деятельности «Нам посчастливилось родиться на Руси!» (подготовительная группа для детей с НОДА)
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

 

Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.

Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.

Закреплять знание малых фольклорных форм, игр, хороводов и умение их использовать.

Формировать положительные эмоции, чувства радости от участия в разных видах деятельности .

Воспитывать инициативность, развивать фантазию и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannoy_deyatelnosti_detey.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ

д/с «Ландыш» г. Балашова

Шарапова Наталья Юрьевна

КОНСПЕКТ

коллективного просмотра

интегрированной деятельности

«Нам посчастливилось родиться на Руси!»

(подготовительная группа для детей с НОДА)

Программное содержание: приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.

Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.

Закреплять знание малых фольклорных форм, игр, хороводов и умение их использовать.

Формировать положительные эмоции, чувства радости от участия в разных видах деятельности .

Воспитывать инициативность, развивать фантазию и воображение.

Словарная работа: расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: посиделки, светёлка, горница, лубок, баско ходит, кушак, картуз.

 

Оборудование: русский народный костюм, старинные предметы обихода (лавки, столовая утварь, декоративные доски, платки, прялка, лубок, клубки, лапти, сундуки, рушники, верёвочка и пр.), музыкальные инструменты, декорации, аудиотехника.

Предварительная работа: беседы о быте и обычаях русского народа. Разучивание стихов о Родине, пословиц, поговорок, народных игр, хороводов, инсценировок, русских народных песен .

Оформление уголка с предметами народно- прикладного искусства.

Посещение краеведческого музея.

Посещение комнаты русского народного быта.

Ход развлечения

Звучит русская народная мелодия. Дети заходят в музыкальный зал «цепочками» по 5 человек и   останавливаются шеренгами в разных местах зала.

Хоровод « Весна- красна.» рус.нар.мелодия

Звучит колокольный звон. Дети за ведущими перестраиваются полукругом около центральной стены.

1 р-к:    На широкой Руси нашей матушке

   Колокольный звон разливается,

   А у нас в этом зале, ребятушки,

   Праздник славный сейчас начинается

2 р-к :   Как только солнышко взойдёт,

        Всю землю озаряя,

             Нам сразу голос подаёт

        Страна моя родная.

3 р-к :  Чем дальше в будущее входим,

        Тем больше прошлым дорожим

        И в старом красоту находим,

        Хоть новому принадлежим.

4 р-к :   На завалинках, в светёлке

        Иль на брёвнышках каких

        Собирали посиделки

        Пожилых и молодых.

5 р- к :  А играли как! В горелки!

             Ах, горелки хороши!

             Словом, эти посиделки

             Были праздником души.

6 р-к:    Русь талантами богата,

             Русь талантами полна.

             Если будут петь ребята,

             Значит, будет жить она.

        

7 р- к:   Мне посчастливилось родиться на Руси,

        И я готов хоть на руках её нести.

8 р-к :   Я по земле родной хожу- не нахожусь,

        Я волей- вольною дышу- не надышусь.

Песня « Моя Россия» муз. Г.Струве. сл. Н. Соловьёвой.

 Звучит р.н.м. входят Хозяин и Хозяйка- взрослые.

Хозяйка: Рады видеть у себя в гостях в нашей горнице. Здесь для вас, гостей      дорогих, будет праздник большой, праздник радостный.

Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие!

        Веселья вам да радости!

Выходит 1 группа детей.

Хозяйка : Здравствуйте, проходите, будьте как дома!

1 р-к :       Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не  стоим.  

Хозяин :  У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.

2 р-к :      Гости- люди подневольные: где посадят, там и сидят.

Дети 1 группы садятся. Выходит 2 группа детей.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

1 р-к :      Дома сидеть- ничего не высидеть.

                 Решили на людей посмотреть, себя показать.

Хозяин:  Проходите, гости дорогие!

                 Гостю- почёт, хозяину- честь!

2 р-к :      Туда голуби летают, где их привечают.

 Дети 2 группы садятся. Выходит 3 группа детей.

Хозяйка :Давно вас ждём- поджидаем, посиделки без вас не начинаем.

1 р-к :      Шли мимо да завернули до дыма.

Дети 3 группы садятся.

Хозяин : Собиралось к нам гостей со всех волостей.

                 Ну что ж, доброе начало, как говориться, половина дела.

Хозяйка :Удобно ли вам, гости дорогие?

                 Всем ли видно, всем ли слышно,

                         

                 Всем ли места хватило?

2 р-к :      Гостям, известное дело, хватило места, да не тесно ли  хозяевам?

Хозяин :  В тесноте, да не в обиде!

                 Сядем рядком да поговорим ладком.

                 Ни один праздник не обходится без загадок.

                 Давай, хозяюшка, загадки загадаем.

 Хозяин с хозяйкой по очереди загадывают загадки.

Хозяйка: Бел как снег,

                 В чести у всех,

                 И нравлюсь вам,

                 Да вот вред зубам. ( сахар.)

Хозяин : Ну что за госпожа!

                Уж очень гожа:

                Сидит на ложке,

                Свесив ножки. ( лапша.)

Хозяйка:Черна, мала крошка.

                 Соберут немножко,

                 В воде поварят,

                 Кто съест- похвалит. (гречневая каша.)

Хозяин : Чисто, да не вода,

                 Клейко, да не смола,

                 Бело, да не снег,

                 Сладко, да не мёд,

                 От рогатого берут

                 И детям дают. ( молоко.)

Хозяйка: Посадили зёрнышко-

                 Вырастили солнышко. ( подсолнух.)

Хозяин : Деревянная подружка,

                Без неё мы – как без рук,

                На досуге - веселушка

                      

                И накормит всех вокруг.

                Кашу носит прямо в рот

                И обжечься не даёт.

Дети:      Ложка!

Хозяин: А то, что ложка на досуге веселушка, мы сейчас с вами всем докажем.

                Ну-ка, ложки разбирайте,

                С ними пляску начинайте.

Танец с ложками « У нас в округе.» обр. В.Золотарёва ( мальчики.)

Хозяйка: А сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.

                 Ведь с детства не научишься-

                 Всю жизнь намучишься.

 Выходят девочки, берут пяльцы, садятся на лавочку и как бы вышивают.

1дев.:      В первый раз вышивала

      Красно солнце со лучами,

      Красно солнце со лучами,

      С тёплыми облаками.

2 дев.:     Во второй  вышивала

      Чисто поле со кустами,

                Чисто поле со кустами,

                 С ясными соколами.

3 дев.:     В третий раз вышивала

      Сине море со волнами,

      Сине море со волнами,

      Со белыми лебедями.

Хозяин:  Любо мастерицы вышивают,

                И в руках у них картины оживают.

                Покажите нам свои работы.

Девочки показывают гостям свои работы.

Хозяйка: Ну-ка, девицы, сюда все выходите,

                 Свою ловкость да сноровку покажите.

                

                 Вот, возьмите с нитками лубок

         Да смотайте нитки в клубок.

4 дев.:      Как песню мы начнём спевать-

                Станем ниточку в клубок мотать.

5 дев.:     А как кончим петь, плясать-

                Значит, хватит нам и ниточку мотать.

Игра для девочек « Смотай нитку в клубок.»

Девочки поют:

         1  Акулина пироги пекла-        

                Угорела, под порог легла,

                Веник в голову положила

                Про милого песню сложила

          2    Мой- то миленький баско ходил,

                Полосатую рубашечку носил.

                Полосатую косые ворота,

                На ней пуговки нашиты в два ряда.

           3   Поглядите-ка скорей на старика:

          Не умеет опоясать кушака-

                Наперёд углы завязывает

                Да назад концы забрасывает.

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились?

                  Чей же клубочек больше да тяжелее?

Хозяйка хвалит и девочки садятся.

Хозяин :   А вы, ребятушки, что же призадумались?

                  Призадумались, закручинились.

                  Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.

                  Есть у меня для вас игра забава.

 Поёт и приплясывает.

                  Эх, лапти, да лапти мои!

                  И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы,

                         

                   ребятушки, в лапти быстро одеться?

Игра для мальчиков « Обуй лапти.»

Выбегает девочка на середину зала.

1 дев. :      Девчата! Идите сюда!  Девочки подходят, шепчутся.

                  Пошли?        

Девочки : Пошли!  Разговаривая, выходят из зала.

1 мал.: выходит на середину. Парни! Куда все девчата- то подевались?

Мальчики: ( встают.) Не знаем!

2 мал.:      А я знаю! Они в лес пошли, хороводы водить.

3 мал.:      Вот бы подсмотреть.

4 мал.:     А давайте обгоним их, обернёмся лесом, да и подглядим!

Мальчики:  Давайте!

5 мал.:      Я клёном буду!

6 мал.:      А я- дубом!

7 мал.:      Давайте скорее в лес превращаться!

Мальчики бегут к центральной стене, берут листья и садятся на пеньки

покачивают ветками.

Русский народный танец

 Мальчики шепчутся.

 Девочки:  Удивлённо переглядываются

                    Батюшки! Лес разговаривает!

1 дев.:         А по- моему, это ребята за нами подглядывают,

                     да насмехаются.

1 мал.:         Парни! Пора уходить, нас заметили!

Хозяйка :   Эй, парни, хватит прятаться, мы вас заждались.

Девочки встают шеренгой у стены справа, а мальчики слева и читают дразнилки.

1 дев. :        Эй, Сашка – таракашка, на сарай полезай,

                    Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!

1 мал.         Иринка – картинка, прыгала, скакала, в лужу упала!

2 дев.          Ваня, Ваня – простота, купил лошадь без хвоста,

                            

                   Сел задом наперед и поехал в огород!

2 мал.         Наташка – пышка на улицу вышла,

                    На лавочку села, комарика съела !

3 дев.         Димка – невидимка на коне катался,

                   На березу наскочил, без лаптей остался!

3 мал.       А у Кати на носу кошки ели колбасу!

4 дев.        Андрей – воробей продавал червей,

                  На тарелочке носил, три копеечки просил!

5 дев.        Хватит вам дразниться! Давайте лучше частушки петь!

Тверские частушки

мал.        Мы частушки запоем,

                 Запоем мы громко,

                 Затыкайте ваши уши –

                 Лопнут перепонки.( Выполняют перетопы)

1 дев.       Сколько раз я зарекалась

                  Под гармошку песни петь.

                  А гармошка заиграла –

                  Моему сердцу не стерпеть.

1 мал.       Мне не надо пуд гороха,

                  Мне б одну горошину,

                  Мне не надо много девок –

                  Мне б одну хорошую!

2 мал.       А девчата ходят, ходят,

                  Ходят, хороводятся.

                  Вот уже который год

                  Все на нас охотятся.

3 мал.       Не хвались, что ты красива,

                  Не красивее людей,

                  Не тобой ли на конюшне

                  Напугали лошадей?

2 дев.        Не стой у ворот,

                  Не маши картузиком,

                  Все равно гулять не буду

                  С таким карапузиком!

3 дев.        Зашумела, зашумела

                  В поле непогодушка,

                  Разругались мы с милёнком,

                  На душе тревогушка.

4 мал.       Долго злиться не годится

                  Молодцу удалому,

                  Полно, милая, сердиться –

                  Подходи по – старому!

  Дев.        Туфли новые надели,

                  Крашеные пятки,

                  Как же с вами не сплясать,

                  Милые ребятки!

Дети танцуют Тверскую кадриль « Прогулка»

Хозяйка:  Собирайся, народ! Кто играть идет?

Хозяин:    А потом не примем, за уши поднимем!

Русская народная игра « Мосток»

 Дети образуют круг, в середине стоит ребенок с веревкой в руке.

Это – « паучок». Все поют:

                   Паучок паутинку

                   Зацепил за травинку,

                   А потом за листок:

                   Получился мосток.

С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому – либо из стоящих в круге, а другой – стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку.

Остальные дети со словами: « По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем»

        

переходят по « мосту».Отмечаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».

Реб –к:         Много танцев нам известно,

                      Мы их любим танцевать

                      И на этих посиделках

                      Нам хотелось бы сплясать.

Русский народный танец « Заинька»

 Заходит хозяйка с пирогом.

Хозяин:       Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ

                      гостеприимством, да угощением знатным.

Хозяйка:     Вот и кончились наши забавы.

                     Уж я детушкам пирог испекла,

                     Уж я милым – то румяненький,

                     На нем корочка пшеничная,

                     А начиночка яичная,

                     А помадочка медовая.

                     Угощайтесь, деточки бедовые!

 Мал.:         Посидели, повеселились, пора и честь знать.

 Дев.:          Спасибо, хозяин с хозяюшкой, за веселье и за угощение.

 Под русскую народную мелодию дети кланяются и выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (познавательное и ручной труд) в подготовительной группе: «Путешествие в город мастеров-дизайнеров.»

Знакомство детей с профессиями дизайнера, флориста, декоратора.Обучение оформлению помещений, декорированию рамочек для фотографий, составлению букетов.(автор-составитель Хорольская Светла...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию и рисованиюв подготовительной группе "Светлая Заря - Родина моя!"

Материал основан на применении большого колличества наглядного материала, примененииТСО. Имеется подборка стихов, частушек....

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме "Насекомые" для подготовительной группы ДОУ

"На цветочной полянке" Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Насекомые»для подготовительной группы ДОУ ...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе

Конспект  интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие во времени»....

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности "Как одевались на Руси"

Знакомство с русской народной культурой через продуктивную деятельность-аппликацию нетрадиционным методом обрывания....