Интонационная выразительность речи посредством игровых методик
консультация по развитию речи на тему

В материале раскрываются этапы формирования интонационной выразительности речи у детей. Предложены игры и упражнения, которые педагоги могут импользовать в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intonnatsionnaya_vyrazitelnost_rechi.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством использования игровых методик.

Подготовила : Чирвина О.В.

На данном этапе развития системы образования основной акцент в  ФГОС ДОО со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры детей, важной составляющей которой является речевая культура.

 Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.   Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в мощный социальный фактор становления личности ребенка.

 Необходимое условие развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение с взрослыми и сверстникамикоторое связано с процессом развития коммуникативной культуры речи детей, а именно ее интонационной выразительности.

Уместное и оправданное использование средств интонационной выразительности делает ребёнка интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников, дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.    

Для детей игра, составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками. 

 В связи, с чем актуальность технологии развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством   дидактических игр и упражнений обусловлена тем, что она будет способствовать оптимизации всего развивающего и образовательного маршрута ребенка с целью овладения им речевой и практической деятельностью, усвоения навыков коммуникации, усвоению правил коллективной жизни и взаимоотношений.

Цель: развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений, направленных на развитие конструктивных и социальных взаимоотношений с взрослыми и детьми.

Задачи:

  1. Формировать умения использовать вербальные и невербальные средства общения;
  2. Развивать  диалогическую речь и конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  3. Формировать умение изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;

-чувствовать и понимать другого человека;

-выражать свои творческие способности.

  1. Формировать интонационные средства оформления высказываний, 
     активизировать познавательную деятельность. 

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее весь образовательный процесс.  В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение воспринимать, а  затем воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи, группа игр, развивающих умение эмоционально реагировать на окружающую действительность, сочувствовать, сопереживать.

Для реализации педагогической технологии подобрала и систематизировала  дидактические игры и игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации, дополнила их подборкой произведений малых форм фольклора в соответствии с  разработанным комплексно-тематическим планированием.

Работу провожу как со всей  группой, так и по подгруппам, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.

Знакомство с мелодикой высказывания  проводила в НОД по познавательному, речевому развитию используя игры начального этапа: «Дирижеры», «Волшебная линия». Игры второго этапа используются во время совместной деятельности, в НОД по ознакомлению с художественной литературой, для развития памяти и умения воспроизводить мелодику предложений,  по ФЭМП для определения количества предложений с разнообразной структурой мелодики: "Составь схему", "Точка", "Восклицательный знак", "Диктант". В сюжетно-ролевых играх  используются словесные игры, направленные на закрепление умения воспроизводить  нужную мелодику: "Вопрос-ответ", "Позовем вместе", "Просьба" и др.

 Сейчас  я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ», итак вам предлагается разделиться на две команды по четыре человека, встать напротив друг друга в две шеренги. Детям одеваются знаки:  одной команде вопрос, другой  точка, а сегодня мы договоримся, что справа  от меня будут находиться «вопросы», а слева «точки».  Услышав фразу содержащую вопрос, шаг вперед делает команда «вопросов», фразу-утверждение, вперед шагает команда «точек».

- Ножки, ножки, где вы были?

-За грибами в лес ходили.

-Что вы ручки работали?

-Мы грибочки собирали.

Сейчас мы усложним заданье, «дети» из команды «вопросы» должны сами придумать вопрос и задать его, стоящему напротив участнику команды «точки». Давайте попробуем, только одно условие сейчас в вашем вопросе не должно быть вопросительных слов.

Игры на развитие восприятия и воспроизведения мелодики активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умению отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга.

При развитии восприятия темпа использовала такие игры и упражнения как: "Карусели", "Курочка и цыплята", "Барабанщик", "Осенние листочки" и др. В качестве речевого материала использовала потешки, поговорки, скороговорки. Обучала детей подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагаю выполнить серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым читаются тексты. Обучение воспринимать темп речи проводила в НОД по развитию речи,  развитие умения воспроизводить темп развивается и закрепляется в совместной деятельности, во время прогулки  (подвижные игры).  

Я предлагаю вам поиграть в игру «Поехали, поехали»

«Дети взявшись за руки, ведут хоровод и произносят в медленном темпе  текст потешки:

«Поехали, поехали за грибами, за орехами»,

затем переходят на бег и произносят  продолжение потешки в быстром темпе:

«Поскакакли, поскакали с пирогами, с пирогами».

Игры на восприятие и умение воспроизводить темп высказывания способствуют не только умению двигаться в заданном темпе; чередовать движения в различном темпе, но и развитию чувства коллективизма, воображения, инициативы, целеустремленности, сообразительности, организованности.

Навыки восприятия ритма формируется в двигательных действиях  игры "Язычки-дразнилки","Забияки-петушки". Использовала в своей работе настольные игры (составление разнообразных зрительно-наглядных схем). Например, в играх "Кегли и мячи", "Узоры", где одни предметы обозначают сильные удары (кегли), а другие (мячи) - слабые. Ритм задавался мной в виде хлопков, ударов в барабан, серии слогов, коротких стихотворений и т.д. Работу над восприятием и воспроизведением ритма начинала во время специально организованной деятельности по развитию речи, ознакомлению с художественной литературой (чтение потешек, небылиц и др. с четко выраженным или  сменным, ритмическим рисунком) так же   проводилась в совместной и индивидуальной работе с детьми в утренние и вечерние часы.

Предлагаю вам поиграть в игру «Кегли и мячи» на слайде вы видите выложенный мной ритм, вы, определив последовательность, должны отхлопать его или воспроизвести в виде любого слога.

Итак, игры на восприятие и воспроизведение ритма будут способствовать развитию: зрительного и слухового восприятия, мышления, внимания, речи, крупной и мелкой моторики.

Для формирования навыка восприятия тембра использовала игры «Угадай эмоцию», «Что ты чувствуешь, если…?» в качестве речевого материала - тексты и фразы. Также использовались "проблемные речевые истории", связанные с сюжетами литературных произведений, сказок или личным опытом детей, игры "Кто боится прививки?", "Угадай-ка", игровые упражнения на развитие мимики и формирование высказываний, скороговорки, пословицы, потешки. Работа по формированию навыков воспроизведения тембра тесно связана с развитием мимики и заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п.  В работе использовала игры: «Сказочная путаница», «Чей голосок?», «Ожившие картинки». Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.

 Предлагаю поиграть в игру  «Скажи по-другому».  Я раздам вам карточки-пиктограммы  эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, изображенной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник, но выполнить его нужно отвернувшись от угадывающих участников.

 Игры на развитие тембра способствуют формированию навыков работы в коллективе,   развитию восприятия психического состояния  людей. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.

В работе по развитию восприятия  и воспроизведения логического ударения использовала игры "Слушай, думай, называй", "Найди важное слово". Использую игры, предполагающие самостоятельную диалогическую речь детей: «Кто в каком домике живёт?», «Что купили в магазине?», «Построения» (проводятся в вопросно-ответной форме), малые фольклорные формы, направленные на диалогическое общение. Вопрос ориентирует ребёнка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.

Давайте поиграем в игру «Построения»

Желающие выходят и строятся в шеренгу. Педагог обращается к каждому по имени и просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Приниматься будут только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена.

В формировании умения по развитию восприятия  и воспроизведения логического ударения отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

 Результаты, полученные в ходе реализации технологии:

  • обогатился лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями;
  • улучшились разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическая речь;
  • совершенствование познавательных процессов дошкольников;
  • повысился уровня сформированности всех компонентов ИВР;
  • позитивные сдвиги в эмоциональной сфере в процессе организации обучения, межличностном общении;
  • активное освоение детьми действий по самостоятельному применению полученных знаний, умений и навыков использования интонационной выразительности речи в различных видах деятельности.

       Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками  интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых методик"

В памятке предложены игры и упражнения направленные на развитие интонации....

проект "Развитие интонационной выразительности речи у детей посредством игровых упражнений"

Недостаточно развитая  интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста с ОНР влияет на качество передоваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании и в ...

Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений

Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений. Консультация для воспитателей...

«Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений»

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети ...

Развитие интонационной выразительности речи, посредством игровых упражнений.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребёнка всех компонентов интонации (темп, ритм, тембр, логическое ударение, мелодика) способствует не только формированию произвольн...