проект "Развитие интонационной выразительности речи у детей посредством игровых упражнений"
проект ( группа) на тему

Русова Анна Георгиевна

Недостаточно развитая  интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста с ОНР влияет на качество передоваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании и в ограничении возможностей ребёнка. Надеемся, что данный проект поможет в работе педагогам над данным компонентом речи.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_intonats_vyrazitelnosti_rechi_u_detey.docx365.38 КБ

Предварительный просмотр:

1398643

                                                   МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша»

                                                             г. Воркуты

                                                 компенсирующая группа №8 «Светлячок»

                                             воспитатели: Котрунова Т.И.

                                                               Русова А.Г.

C:\Users\анна\Pictures\kg.gif

        1398643

        

Список литературы

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005
  2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
  3. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей, педагогов. Программа обучения в детском саду.-М.: РОДНИЧОК
  4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
  5. «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г
  6.  «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
  7. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми.- М.: ТЦ Сфера, 2011
  8. Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
  9. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
  10. Ковалько В.И.  Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. -  М.: ВАКО, 2005;
  11.  «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струнина: ВЛАДОС, 2003г
  12.  Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
  13.  «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А.Стебелёва: изд. «Просвещение», 2003г.
  14. «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штекляйн, И.Б.Поталициной; КРИКО и ПК, 2001г.
  15. Петрова И. М.. Театр на столе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  16. Павлова Л.В. О некоторых формах работы с родителями: Обучение и воспитание детей с нарушением речи/ сост. С.А.Миронова. – М.: 1997
  17. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразаитием речи: учебное пособие для студ.выс.пед.учеб.заведений/ Светлана Николаевна Сазонова.-2 изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2055.-144сю
  18. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г
  19. Тютюнникова Т. Э.  Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
  20. Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
  21. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. -  М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
  22. Ушаковой О.С. «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» Т.У.Сфера, 2001г.
  23. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;

Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. У детей с ОНР, как правило, недостаточно сформирован данный компонент речи. Это подтверждают результаты диагностики, с которыми дети поступили в нашу группу, и тем самым раскрывают перед нами актуальность вопроса: Недостаточная интонационная выразительность у детей дошкольного возраста с ОНР, влияет на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.

С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР в течении года проводится коррекционная работа: последовательно, систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей, и основного вида деятельности детей – игра, которая способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Коррекционная  работа в данном направлении решает следующие задачи:

1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

3. Развитие речевого дыхания – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.

4. Укрепление и подвижность артикуляционного аппарата.

Коррекционная работа проводилась поэтапно:

  1. Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи
  2. Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи

В начале учебного года учителем – логопедом Кирилловой Е.Л. была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР, в ходе которой определялось:

  • умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;
  • умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;
  • возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;
  • умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;
  • возможность выделять ударный слог в слове;
  • способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);
  • умение делать логическое ударение во фразе.

Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности:

  • в умении говорить шепотом;
  • переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише);
  • выделять голосом нужное слово;
  • повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении;
  • передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.

На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.

Работа проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие по наставлению учителя – логопеда группы, начиналось с артикуляционных и дыхательных упражнений, направленных:

  • на коррекцию ротового и носового дыхания, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные и фонационные (произнесение звуков на выдохе) дыхательные упражнения в положении «сидя», «стоя».
  • на укрепление и подвижность речевого аппарата.

  1. Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи

В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.

  1. Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи

С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения:

  • На звукоподражание.
  • На воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями воспитателя. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.
  • Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте, были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.
  • Наши дети говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?». Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».

Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагала прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывал стихотворение и объяснял, почему он сделал такой выбор.

  • В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок», «Теремок», и др.), короткие диалоги.

  • В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро», но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.
  • Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

На данный момент можно сделать следующий вывод: игровые упражнения помогают детям усваивать разнообразие интонационных средств выразительности речи. За время работы дети приобрели умения изменять высоту и силу голоса, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Т.о. проводимая работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей  дошкольного возраста с ОНР.

Итоговую диагностику проведём в рамках мониторинга на конец учебного года по ОО по методике Лазаренко О. И. (см. приложение).

Перспектива: Параллельно с работой над интонацией должна проводиться и работа над логическим ударением - развитие способности у детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение. Мы считаем, что данный вид работы необходимо проводить с детьми в старшем дошкольном возрасте, т.к. на данный момент времени наши дети ещё не готовы усваивать материал данной сложности.


Структура

Содержание

Тема:

«Развитие интонационной выразительности посредством игровых упражнений»

Адресация проекта

для детей  дошкольного возраста.

Участники проекта

воспитатели,  дети, родители

Возраст воспитанников

Дети средней дошкольной группы (4-5лет)

Особенности проекта

По характеру создаваемого продукта:

  • игровой,
  • информационный,
  • практико-ориентированный

По количеству создателей:

  • групповой,

По количеству детей, вовлеченных в проект:

  • групповой,

По продолжительности:

  • долгосрочный (на учебный год),

По профилю знаний:

  • монопроект,
  • межпредметный проект

По уровню контактов и масштабам организации:

  • на уровне образовательного учреждения

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста  интонационной выразительности посредством игровых упражнений

Задачи проекта

  • развитие интонационных средств выразительности: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей,
  • формирование культуры собственной устной речи у детей,
  • развитие речевого дыхания – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи,
  •  укрепление и подвижность артикуляционного аппарата.

Ресурсы проекта

Необходимое обеспечение:

  • Предметные картинки на звукоподражание
  • Схемы ритмических рисунков
  • Маски, театры для инсценировок
  • Карточки – эмоции
  • Мнемотаблицы
  • Подборка речевого материала: чистоговорки, стихи, рассказы, сказки, скороговорки, логоритмические упражнения, пальчиковые гимнастики, П/И, малые фольклорные формы и т.д.
  • Наглядный, консультативный, демонстрационный материал для родителей

Требования к уровню  подготовленности воспитанников:

  • Умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, в среднем (нормальном) и в быстром темпе;
  • Умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;
  • Возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой:
  • Умение изменять силу голоса. Произвольно переключать его;
  • Возможность выделять ударный слог в слове;
  • Способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково)
  •  Умение делать логическое ударение во фразе

Требования к уровню  подготовленности педагогов:

  • Сформулировать цель и задачи проекта, в контексте выбранной теме
  • Подобрать, проработать и подготовить необходимое обеспечение проекта для детей, родителей
  • Педагоги должны следить за своей речью
  • Должны иметь  знания и уметь компетентно передать информацию детям определённого возраста

 

Требования к уровню  подготовленности родителей:

  • Иметь потребность: к  саморазвитию, активно принимать участие в жизни группы, в обучении и развитии детей

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Результат деятельности педагогов:

  • систематизация работы по разрабатываемой теме
  • подборка речевого и игрового материала
  • динамика в деятельности родителей

Продукты деятельности педагогов;

  • рабочая учебная программа по ОО «Познание», «Коммуникация», «ЧХЛ»
  • дидактическое пособие: мнемотаблицы, картотека с чистоговорками.
  • оформление информационного материала для родителей и детей
  • подборка речевого материала (стихи, сказки, игр, упражнений и т.д.)

Результат деятельности детей:

В результате работы над проектом предполагается, что произойдет:

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Аннотация (может быть вынесена отдельным материалом в пояснительной записке)

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. У детей с ОНР, как правило, недостаточно сформирован данный компонент речи. Это подтверждают результаты диагностики, с которыми дети поступили в нашу группу, и тем самым раскрывают перед нами актуальность вопроса: Недостаточная интонационная выразительность у детей дошкольного возраста с ОНР, влияет на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Этапы работы над проектом (может быть вынесено отдельным материалом)

Для каждого этапа указывается продолжительность, содержание работы, ответственные за реализацию, предполагаемый результат

Работа проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие по наставлению учителя – логопеда группы, начиналось с артикуляционных и дыхательных упражнений, направленных:

  • на коррекцию ротового и носового дыхания, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные и фонационные (произнесение звуков на выдохе) дыхательные упражнения в положении «сидя», «стоя».
  • на укрепление и подвижность речевого аппарата.

Этапы осуществления проекта:

  1. Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи

В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.

  1. Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи

С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения:

  • На звукоподражание.
  • На воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями воспитателя. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.
  • Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте, были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.
  • Наши дети говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?». Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».

Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагала прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывал стихотворение и объяснял, почему он сделал такой выбор.

  • В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.

В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок», «Теремок», и др.), короткие диалоги.

  • В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро», но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.
  • Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.

На данный момент можно сделать следующий вывод: игровые упражнения помогают детям усваивать разнообразие интонационных средств выразительности речи. За время работы дети приобрели умения изменять высоту и силу голоса, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Т.о. проводимая работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей  дошкольного возраста с ОНР.

Итоговую диагностику проведём в рамках мониторинга на конец учебного года по ОО по методике Лазаренко О. И. (см. приложение).

Перспектива: Параллельно с работой над интонацией должна проводиться и работа над логическим ударением - развитие способности у детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение. Мы считаем, что данный вид работы необходимо проводить с детьми в старшем дошкольном возрасте, т.к. на данный момент времени наши дети ещё не готовы усваивать материал данной сложности.


ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫБОР АДЕКВАТНОЙ ГРОМКОСТИ

http://i033.radikal.ru/0805/4f/393b397b3a51.gif

  • Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости.

Какие слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо?

Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!

С.Маршак

Посидим и в тишине…

Мама спит, она устала.
Ну и я играть не стала.
Я волчок не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке,
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
"Я тоже двигаться хочу,
Я бы многого хотела,
Вслух читать, и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу,
Но мама спит, и я молчу".
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
"Ничего, - сказал он будто, -
Посидим и в тишине".

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.

А.Барто

Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.

Л.Яхнин

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Сладко спи, ребенок мой,
Глазки поскорей закрой
Баю-баю, птенчик спать!
Будет мать тебя качать,
Папа сон оберегать.

Тучи солнце вдруг закрыли,

Дождик хлынул проливной,

Капли звонкие забили

По широкой мостовой.

Антонова Наталия

Спи, моя радость, усни! 
В доме погасли огни; 
Пчелки затихли в саду, 
Рыбки уснули в пруду. 
Месяц на небе блестит, 
Месяц в окошко глядит... 
Глазки скорее сомкни, 
Спи, моя радость, усни! 
Усни! Усни!

Три весёлых карапуза

На базар пошли гурьбой,

И купили три арбуза -

Тёмный, светлый и рябой.

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,

Мою детку не буди

Воздушные змеи.

Змея колыбельную песенку пела.

Змея на змеенышей нежно шипела.

Змееныши спали в своей колыбели

И сладко друг другу в затылки шипели.

Галина Дядина

Эхо.

Я бегу у самого откоса

И смешную песенку пою.

Эхо звонко и разноголосо

Повторяет песенку мою.

Я спросила это: - Замолчишь ты? -

А сама притихла и стою.

А оно в ответ мне: - Ишь ты, ишь ты! -

Значит, понимает речь мою.

Я сказала: - Ты поёшь нескладно!

А сама притихла и стою.

А оно в ответ мне: - Ладно, ладно! -

Значит, понимает речь мою.

Я смеюсь - и всё звенит от смеха,

Замолчу - и всюду тишина...

Иногда гуляю я одна,

А не скучно, потому что эхо...

И. Царев

Ах, гроза-егоза,
Молний рыжие глаза,
Дождь небрит и колюч
Бородой торчит из туч.
Бом! - по крышам – Тили-бом! -
Босиком гуляет гром.
А кошачьи чердаки
Продувают сквозняки.

Вместе с солнышком встаю

Вместе с солнышком встаю,

Вместе с птицами пою:

- С добрым утром!

- С ясным днём!

Вот как славно мы поём!

Гори-гори ясно!

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!

В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!

Солнышко красно,
Гори-гори ясно!

Т. Керстен

Погулять
гроза решила,
Гром с цепи она спустила.
Гром гремит, гремит, гремит.
Стрелка молнии блестит.

К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! -
Он пускает пузыри.

Гром гремит на всю округу.
Грому рады - ровно другу.
С треском, с грохотом гремит
Так, что всё вокруг дрожит...
Ну и треск! Вот это гром!
Ох, гроза! Пожар кругом:
Так сверкнёт вокруг вдруг ярко.
От грозы на небе жарко!
Гром народ благодарил:
Гром прохладу подарил.

Дождик, дождик, поливай
Нашу Лизу веселее!
Лиза, Лиза, вырастай
Нам на радость поскорее!..

Дождик песенку поет:
Кап, кап...
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава...

Я в лесу услышал эхо,
Вот была тогда потеха!
Эху крикнул я: «Давай
Познакомимся с тобой!»
А в ответ услышал: «Ай!
Ай-ай-ай и ой-ой-ой!»
Покатился я от смеха.
«Что с тобой? – спросил я эхо, -
Загрустило почему?»
А оно пропело: «Му-у-у!»
Вот весёлая потеха!
И тогда сказал я: «Эхо,
Для чего мычать тебе?»
Отозвалось эхо: «Бе-е!»
Рассердился я тогда:
«Ты так дразнишься всегда?»
Отвечало эхо: «Да!»

Ходит шепотом по крыше
Мелкий дождик - тише… тише…
Топ да топ - шагают капли.
Струйки, словно ноги цапли,
То стекают тихо в травку,
То как ниточки в окне -
Так слагает свои сказки
Непогода в сентябре.

Н. Хилтон

У меня есть
барабан,
Он гремит как ураган!
Но когда его дарили,
Бить потише попросили.
А зачем его иметь,
Если просят не шуметь?!

Барабан дразнил барана.
Бух - и в барабане рана.
Барабан пробил баран.
"Больно!" - плачет барабан.

Трам-там-там,трам-там-там,
Мне купили барабан!
Никому я спать не дам,
Пока спать не лягу сам.  

Эхо! Эхо, покажись!
Ты какого цвета?
Может, розовое ты,
Бродишь до рассвета?

- Я - зеленое весной.
Летом я - цветное.
И белым-бело-бело
Снежное, зимою.



Н.  Шумов

Бам, бам, бам, бам!
Мне купили
барабан.
Я, теперь, весь день стучу.
Я играю что хочу.
Я открыл во двор окошко,
Испугал игрою кошку...
Бам, бам, бам, бам!
Заглушил я птичий гам.

Е. Панкратова

Трам-там-там! Трам-там-там!
Это что за шум и гам?
Всё дрожит и всё трясётся,
Может, это ураган?
Нет.
Может, воры лезут к нам?
Нет.
Началось землетрясенье?
Нет
У соседей новоселье?
Нет.
Трам-там-там! Трам-там-там!
Так откуда этот гам?
Это мне на день рожденье
Подарили барабан!

Учит маленьких по книжке
Под кроватью мама-мышка.
"Не пищите громко, дети,
Ждёт опасность на буфете:
Хоть и дремлет белый котик,
Может цапнуть за животик!"

А. Тесленко

Барабан с утра  бубнил,
Палками бока набил,
Бум - да - бум, да, бум-бум-бум,
Так и бил всё наобум.

Я мышку пожалела,
От котика спасла.
В квартиру тете Тоне
Тихонько отнесла.

Бум! Бум! Бум! Бум!
Что за гром? Что за шум?
Берегись, усатый кот,
Видишь - армия идет,
Видишь - армия идет,
Громко песенку поет.

Почему Маринки

Любят мандаринки?

Почему все Светки

Любят есть конфетки?

Скажу вам, если честно,

Что это неизвестно.

А если между нами,

То это просто тайна!

Если киса устанет,
Местечко найдёт потеплее,
Задремлет у батареи.
Кису будить не станем.

Консультативно-практический материал

для родителей и педагогов

C:\Users\анна\Pictures\одноклассники для детей\getImageCA3A9G47.jpg

Воспитатели компенсирующей группы №8

Котрунова Т.И., Русова А.Г.

Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.

Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.

Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.

Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь: 

-   речь должна быть правильной, без речевых нарушений;

- артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;

- речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;

- слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;

- взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;

- взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.

Этапы развития речевого подражания:

  1. Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.

  1. Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл.

- это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.;

- подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.;

- подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д.,

и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.

  1. Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.

Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!

  1. Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.

Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.

Начинаем работать играя…

Уточнение произнесения гласных звуков

  1. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.
  2. Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает О-о-о! Как вздыхает Оля О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.
  3. Рассматриваем с ребёнком картинку или берём в руки игрушечную лошадку: «Жеребёнок зовёт свою маму и кричит И-и-и! Давай покричим вместе с ним И-и-и!» Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбке.
  4. Рассматриваем с ребёнком картинку изображающую пароход или берём в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывёт к причалу и гудит У-у-у! Как гудит пароход У–у-у!». Обращаем внимание малыша, что губы вытянуты трубочкой.
  5. Рассматриваем с ребёнком картинку, изображающую большого и маленького медведей: «Большой медведь кричит Э-Э-Э! (произносим громко, широко разводим руки в стороны). А маленький э-э-э! (произносим тише, руки сближены). Просим ребёнка изобразить, как кричит большой медведь, и как маленький. Можно предложить отгадать какой медведь кричит.

Пение слияний гласных звуков

  1. Рассматриваем с ребёнком картинку: девочка заблудилась в лесу: «Смотри девочка заблудилась в лесу и кричит Ау! Ау! Давай покричим вместе с девочкой Ау! Ау!» Крича, прикладываем ладонь к лицу.
  2. Рассматриваем с ребёнком картинку: малыш плачет: « Как плачет малыш? Уа! Уа!
  3. Рассматриваем с ребёнком картинку: ослик кричит, говорим: « Вот ослик он кричит Иа! Иа! Как кричит ослик? Иа! Иа!

Вызывание междометий

  1. 1.Мячик упал в воду:
    - Ах! Ах! Ах!
  2. 2.Ваза разбилась:
    - Ох! Ох! Ох!
  3. 3. Девочка качается на качелях:
    Ух! Ух! Ух!
  4. 4.Саша рубит дрова:
    Эх! Эх! Эх!

Произношение согласных звуков

Игра «Чайник Пых»

Показываем ребёнку картинку с изображением кипящего чайника «Смотри, Смотри это чайник его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».

Игра «Накачаем колесо»

Катаем вместе с малышом машинку и говорим: «Ой! Смотри, у машины спустилось колесо. Давай его накачаем! С-с-с.» Руками изображаем работу с насосом.

Игра «Лес шумит»

Расскажите ребенку, что когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».

Игра «Угадай, что это»

Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Пилим, пилим»

Показываем ребёнку игрушечную или нарисованную пилу: «Смотри, пила пилит и мягко свистит сь-сь-сь». Производим пилящие движения ребром ладони или игрушечной пилой.

Игра «Комарик»

Показываем картинку с изображением комара, говорим: «Это комар Захар он летает и поёт песенку з-з-з». Большой и указательный пальцы сжимаем и рисуем в воздухе круги.

Предлагаем ребёнку спеть песенку комарика. «Ловим» комара в кулак и подносим к своему уху – слушаем: « З-з-з», затем к уху ребёнка: « Слышишь, как поёт комарик з-з-з». Предлагаем ребёнку тоже поймать комарика и послушать, как он поёт в кулачке.

Игра «Жук»

Покажите ребёнку на картинке жука скажите, что это жук Женя, и он любит петь песенку: «Ж-ж-ж!». Спросите у малыша, как жужжит жук Женя. Посоревнуйтесь с ребёнком, чей жук дольше жужжит.

Игра «Чья это песенка»

Произнесите одно из звукоподражаний, пусть ребенок отгадает, чья это песенка: жука (ж) или комара (з). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.

Игра «Греем руки»

Показываем ребёнку картинку: «Смотри, девочка греет замёрзшие руки, дышит на них х-х-х! Давай тоже согреем ручки! Х-х-х.» Показываем ребёнку, как нужно дышать на руки.

Игра «Ёжик»

Показываем ребёнку игрушечного ёжика или картинку и говорим: «Это ёжик, смотри какие у него колючки, он носит на них яблоки и грибы. Когда он несёт грибок в свою норку, он фыркает вот так ф-ф-ф. Давай пофыркаем как ёжики».

Подражание голосам животных и птиц

Животные это первая лексика, которая усваивается детьми. Ребёнка необходимо научить не только тому, что кошка – мяу, лягушка – ква, коза – ме и т. д., но и тому, что мышка мама пищит ПИ-ПИ-ПИ, а мышонок пищит более тонко пи-пи-пи, большая лягушка кричит КВА, а маленькая ква и т. д.

После предъявления звукового образца предложите ребёнку угадать, кто кричал – большая или маленькая лягушка. Потом можно поменяться ролями.

Обязательно используйте картинки или фигурки животных. Разучивайте звукоподражания в игре. Например: «Давай ты угостишь корову сеном, а она скажет тебе Му – спасибо!».

Подражание бытовым шумам

Часы тикают – ТИК — ТАК

Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)

Малыш топает – ТОП — ТОП

Молоток стучит ТУК — ТУК

Ножницы режут ЧИК — ЧИК

На качели качаемся КАЧ — КАЧ

Кушаем морковку ХРУМ – ХРУМ

Машина едет БИ — БИ

Пила пилит ВЖИК — ВЖИК

 1398643

                                 

                              Консультация для родителей:

МБДОУ №11 «Катюша»

г. Воркута

Развитие речи особенно быстро происходит у детей младшего возраста: быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Поэтому, именно на данном возрастном этапе нужно учить детей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка. 

Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок.

Чистоговорка это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка:

  • фонематический слух,
  • звукопроизношение,
  • словарь,
  • грамматику,
  • связную речь.

Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки  (са-са – вот идёт лиса).

Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЗПР

У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...

Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.

       Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...

Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)

МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...

Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...