Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи "Богатыри земли русской"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Лахина Марина Александровна

    документ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_5.docx18.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия НОД

    по развитию речи

     «Богатыри земли русской»

    Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, физическая культура, чтение художественной литературы

    Цель: сформировать патриотическое и гражданское чувство дошкольников.

    Задачи: сформировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитников земли русской.

    Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче.

    Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен о русских богатырях.

    Познакомить детей с оружием богатырей.

    Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

    Прививать интерес к истории и культуре русского народа, воспитывать чувство патриотизма.

    Расширять словарь детей, используя в речи старинные слова: палица, меч и стрелы, копье и др.

    Предварительная работа.

    Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»        

    Чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Кожемяка».

    Оборудование.

    Иллюстрации богатырей Древней Руси: карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, копье, щит) и оружия современных воинов (пистолет, ружье, винтовка, автомат) ; костюмы богатырей.

    Ход занятия

    В. Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины.

    Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Славяне основали свое государство и назвали его Русь. На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. Защищали Русь от врагов храбрые, сильные, выносливые люди.

    Называли их русичами. Они славились богатой силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Вот как они выглядели (картина В.М. Васнецова «Богатыри»). Посмотрите на картину великого русского художника В.М. Васнецова «Богатыри».

    В. Кто изображен на картине?

    В. Правильно, а кем они были?

    В. Дети, как Вы думаете, кто такие богатыри?

    В. Кто находится в центре картины?

    В. Как Вы догадались, что это Илья Муромец?

    В. Что Вы о нем знаете?

    В. Кто изображен на картине слева.

    В. Что Вы знаете о Добрыне Никитиче?

    В. Кто изображен на картине справа?

    В. Рассмотрите ратные доспехи богатырей. Что надето на головы богатырей?

    Отгадайте загадку. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

    Шлем оберегал голову богатыря от ударов.

    В. Угадайте, о каком доспехе, говорится в загадке? Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из железных колечек плетут. (Кольчуга)

    В. Зачем она нужна богатырям?

    В. Чем вооружены богатыри?

    В. Кем для богатырей был конь?

    В. Куда смотрят богатыри?

    В. Что охраняют богатыри?

    Д. Богатыри охраняют русскую землю и ее границы.

    В. На картине изображены былинные богатыри. Художник прославляет защитников Родины.

    Они были сильными, смелыми, отважными.

    В. А Вы хотите быть такими?

    Физкультминутка «Богатыри» (музыка «Богатырская сила» в исполнение группы С. Намина).

    Богатырь-вот он каков

    (Показывают силача)

    Он силен, он здоров,

    Он из лука стрелял,

    (Имитируют движения)

    Метко палицу бросал,

    На границе стоял,

    Зорко-зорко наблюдал,

    Подрастем, мы и, смотри,

    (Поднимаем руки высоко вверх)

    Станем, как богатыри!

    В. Богатыри — это люди, которые защищали Родную землю от врагов. Они стояли на заставе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнет, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдет. Мы прочли немало сказок и былин о богатырях.

    Что такое былина?

    Слово «былина» произошла от слов «быль», «было».

    В. Кто слагал былины о богатырях?

    Сказитель.

    В. Правильно. Сказитель ходил их селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на пение) о героях богатырях, об их подвигах.

    Рассказывал о том, как было.

    В. Вспомните, как называется эта былина? ( показ мультфильма «Илья Муромец и Соловей разбойник»)

    (Илья Муромец и Соловей Разбойник, Добрыня Никитич и Змей Горыныч, Алеша Попович и Тугарин Змей)

    Из того ли города из Мурома,

    Из того ль села да Карачарова

    Выезжает добрый молодец на добром коне,

    Богатырь- Илья Муромец.

    Выходит, ребенок «Илья Муромец», встает у центральной стены в центре.

    Илья Муромец: Сидел Соловей-Разбойник во сыром дубу,

      Свистел Соловей-Разбойник да по-соловьему,

      Рычал злодей-разбойник по-звериному,

      От свиста его все цветочки осыпались.

      Но победил я Соловья-Разбойника.

      В. А на встречу ему скачет молодой богатырь Добрыня Никитич.

          Ребенок «Добрыня Никитич» встает рядом с «Ильей Муромцем».

                  Добрыня Никитич: Поехал я к славной речке-

             Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,

       

             А огромный Змей Горыныч летит.

             Он о трех головах,

             О двенадцати хоботах летит.

        Изловчился я, ударил Горыныча,

        И увал то Змей на сыру землю.

        Запросил пощады душегубище.

    В. Много ли прошло времени, про то неведомо, а только родился на Руси еще один богатырь-Алеша Попович.

    Ребенок «Алеша Попович» встает рядом с предыдущими богатырями.

    Алеша Попович: Рассказали мне про Тугарина Змея.

                                  Что он трех сажаней росту,

     Конь под ним, как лютый зверь.

     Изо рта пламень, из ушей дым столбом.

     Все боятся лютого.

     Но сразил я Тугарина Змея.

    Богатырь: Эй, дружина храбрая, выходи,

                      Пойдем на заставу богатырскую,

                      Станем землю русскую от врагов защищать.

    (Уходят под песню «Богатырская сила» муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова, в исполнении группы Стаса Намина.)

    В. Отправились три богатыря на заставу богатырскую стоять да землю от врагов защищать. А наши мальчики остаются здесь, защищать свой город, свою Родину.

    На лбу бывают шишки, под глазом фонари, уж если вы- мальчишки, то вы богатыри. Как вы думаете, какими качествами должны обладать богатыри?

    Д. Богатыри должны быть сильными, смелыми, выносливыми, храбрыми.

    В. Дети, вы теперь точно знаете, как выглядели богатыри на Руси в глубокой древности, современные защитники Отечества выглядят совсем по-другому.

    Дидактическая игра «Старинное и современное оружие» (Карточки с современным оружием и старинным). Выберите карточки с изображение старинного оружия и с изображением современного оружия.

    В. Давайте поможем богатырю собраться в дорогу на подвиг героический.

    Орудие мы с вами выбрали, давайте оденем богатыря.

    Аппликация «Богатыри» 

    В. Молодцы. Эти богатыри украсят нашу группу.

    Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. Я хочу вам зачитать завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам.

    Защищать свою Родину, беречь ее!

    Защищать слабых, бедных, стариков и детей!

    Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными!

    Любить свою родную землю, свой народ, свою страну.

    Как вы считаете, есть богатыри сейчас?

    В. Кто они и где их можно встретить?

    Это пожарные, пограничники, полицейские, солдаты, врачи, космонавты.


    В. Правильно. Они днем и ночью охраняют Родину, отдают свои жизни ради спасения других.

    Вот все сегодня внимательно слушали, правильно отвечали, и я вам приготовила небольшой сюрприз. Я хочу вам подарит листы раскраски «Богатыри». Желаю, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, как былинные богатыри защитники русской земли. Вы можете раскрасить их дома со своими родными и друзьями, рассказать все о том, что сегодня узнали и запомнили.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект интегрированного занятия "Богатыри земли русской"

    материал содержит конспект интегрированного заняития ко ДНю Защитника Отечества" Богатыри земли русской" с показом сдлайдов репродукций картин русских художников Васнецова, Блибина....

    конспект ООД Социализация "Богатыри земли Русской"

    «Богатыри земли русской»в старшей группе ...

    Конспект интегрированного занятия "Богатыри земли русской" в старшей группе

    Детей знакомят с произведениями живописи, музыки, художественным произведением, для того, чтобы дети прочувствовали образы богатырей земли русской, умели переживать различные эмоциональные состояния, ...

    Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

    Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

    Конспект Познавательное развитие «Богатыри земли русской»

    Конспект предназначен для детей дошкольного возраста, с целью воспитания детей в духе патриотизма, любви к Родине....

    Конспект СОД "Богатыри – защитники земли Русской"

    Конспект СОД  "Богатыри – защитники земли Русской"Цели:Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромц...